Узбекистан на Великом шелковом пути

Кластеры создают основу для преобразований

Первое видеоселекторное совещание, которое Президент Шавкат Мирзиёев провел после избрания на второй срок, было посвящено вопросам развития кластерной системы в сельском хозяйстве, а точнее, решению проблем в этой сфере.

И это неслучайно. На предвыборных встречах на местах руководители и участники кластеров говорили о многих трудностях, с которыми они сталкиваются. Тогда кандидат в Президенты от Либерально-демократической партии Узбекистана Шавкат Мирзиёев сказал, что эти вопросы будут систематизированы и обязательно найдут свое решение.

Процесс начался даже раньше, чем ожидалось. Переход к практической работе уже заметен. Это означает, что последовательное выполнение программных задач на предстоящие пять лет будет обеспечено.

Экспорт хлопкового волокна прекращен

Если в первые годы независимости в нашей стране перерабатывалось примерно семь процентов заготовленного хлопкового волокна, то в 2016 году этот показатель был доведен до 37 процентов. К настоящему времени переработка волокна достигла ста процентов. В результате полностью прекращен экспорт сырья, оно полностью перерабатывается и экспортируется в качестве готовой продукции с добавленной стоимостью.

Возникает естественный вопрос: как эта задача достигнута за такой короткий период?

Безусловно, это результат внедрения инициированной главой государства кластерной системы в сельском хозяйстве, передачи посевных площадей в распоряжение хлопково-текстильных кластеров.

В системе Ассоциации хлопково-текстильных кластеров Узбекистана действует 124 кластера. Ими вводятся в практику интенсивные и инновационные агротехнологии, благодаря чему в хлопководстве с каждым годом улучшаются показатели урожайности и качество. Только в текущем году многие кластеры собрали по 35—40 цент­неров хлопка с гектара.

К примеру, в Наманганской области до внедрения кластерной си­стемы урожайность хлопка составляла всего 24 центнера. С организацией кластеров в отрасли средняя урожайность повысилась на 11 центнеров и в этом году доведена до 35 центнеров. В результате собрано дополнительно 60 тысяч тонн промышленного сырья. Главным фактором является заинтересованность. Ведь и заказчиками хлопкового волокна, и его производителями, и переработчиками являются сами кластеры. В этом смысле они же в первую очередь и заинтересованы в выращивании обильного урожая, заготовке качественного сырья.

Эффект интенсивных и сберегающих технологий

Если в 2017 году на долю кластеров приходилось всего 0,9 процента выращенного в республике урожая хлопка, то в 2018-м этот показатель составил 15,1 процента, в 2019 году — 68 процентов и в 2020-м году — 91 процент. Начиная с текущего года все 100 процентов хлопка-сырца выращиваются хлопково-текстильными кластерами.

В 2021 году хлопчатником было засеяно более одного миллиона гектаров земель, а собрать урожай удалось раньше, чем когда-либо. Сравнивая с прошлыми сезонами, можно увидеть, что уборочный сезон нынешнего года был самым кратким и организованным за последние 30 лет.

При нынешних неблагоприятных климатических условиях достичь этого было нелегко. В начале года из-за большого количества холодных дней сев хлопковых семян затянулся. А сухая и жаркая погода в летние месяцы оказала плохое воздействие на рост хлопчатника, цветение, появление коробочек и накопление пуха. Однако с учетом своеобразных условий приняты оперативные меры, использовались интенсивные технологии, в результате чего урожай удалось сохранить. Сентябрь также выдался сухим и жарким, что способствовало быстрому раскрытию коробочек естественным образом. Это дало возможность восполнить часть урожая, потерянного в летние месяцы из-за сильной жары. В результате прогнозы о том, что урожай будет ниже намеченного, не оправдались. Как и намечалось, собран большой хирман.

Еще одна особенность. В течение сезона не были допущены такие негативные случаи, как принудительный труд и детский труд. Урожай собран силами работников кластеров и сборщиков-добровольцев. К тому же в хлопководстве ускоряются меры по механизации. Только в Джизакской области, например, на хлопковые плантации вышло более 400 высокоэффективных хлопкоуборочных машин. С их помощью собрана большая часть урожая.

Глава государства в своем первом интервью для печати отметил: «Доходило до того, что мы сажали хлопчатник на крышах своих домов, но наше благосостояние от этого нисколько не улучшалось. Школьников загоняли на хлопковые поля. Как с глубокой болью и сожалением писал наш любимый поэт Абдулла Арипов, «узбеки, разбросанные по миллионам грядок», десятилетиями, согнувшись, собирали хлопок.

И до недавнего времени каждый год около шести-семи миллионов человек в обязательном порядке мобилизовали на сбор хлопка. Три года назад они избавились от этого принудительного труда. Как бы ни было сложно, мы внедрили в этой сфере испытанные и эффективные методы рыночной экономики, в том числе кластерную систему. С помощью кластеров намерены получать с каждого гектара 50 центнеров хлопка и 100 центнеров зерна».

В самом деле, теперь в сфере резко сократился ручной труд. Большое значение имело то, что кластерами приобретено более пяти тысяч единиц высокопроизводительной техники, в том числе 660 хлопкоуборочных машин. В покупке современной техники наряду с вложениями собственных средств кластеров им оказывается и финансовая поддержка со стороны государства. Подтверждением служит факт: за шесть месяцев 2021 года кластерам, ведущим деятельность во всех направлениях сельского хозяйства, выделены кредиты на более шесть триллионов сумов.

Довести отдачу гектара до 60 центнеров

Как отдельно подчеркнул Президент на видеоселекторном совещании, кластеры за короткий срок способствовали большим изменениям. На будущее намечены еще масштабные планы: в течение следующих пяти лет предусмотрено повысить урожайность минимум в два раза, обеспечить глубокую переработку сырья, довести экспорт до семи миллиардов долларов, увеличить занятость и доходы населения.

Опытные земледельцы уверены, что первичным условием высокой урожайности является наличие высокоурожайных, адаптированных к местным условиям, устойчивых к маловодью, болезням сортов растений и качественных семян. Поэтому в Ассоциации хлопково-текстильных кластеров Узбекистана уделяется особое внимание посеву таких сортов, которые соответствовали бы почвенно-климатическим особенностям каждой местности, были устойчивыми к болезням и вредителям, приспособленными к экстремальным условиям.

Теперь кластерам разрешается импортировать самые урожайные сорта хлопчатника и зерна, размещать их самостоятельно. Это значительно оживило нашу работу в данном направлении. Более того, даны конкретные задания — выделить научно-исследовательским институтам десять миллионов долларов для подготовки семян высокого качества, провести в ближайшие два года испытания свыше 40 новых сортов хлопчатника и отобрать десять самых перспективных.

Также получают финансовую поддержку проекты кластеров по внед­рению водосберегающих технологий, покупке оборудования для лазерного нивелирования, предоставляются и таможенные льготы. Все это способствует повышению урожайности в хлопководстве до 60 центнеров с гектара.

Новая система финансирования — новые возможности

Необходимо признать, что за по­следние годы в сельском хозяйстве произошли революционные изменения. Прежде всего устраняются административные и регулирующие барьеры, в сферу внедряются рыночные отношения. Самая большая преференция — сокращение роли государства и передача частному сектору. В этом процессе дополнительные льготы предоставляются и хлопково-текстильным кластерам.

Раньше полноценному выполнению таких поставленных перед кластерами приоритетных задач, как развитие промышленности на селе, соз­дание рабочих мест на отдаленных территориях, производство продукции с добавленной стоимостью и увеличение объемов экспорта, мешала только одна проблема — несоответствия при финансировании.

Большинство предпринимателей сталкивалось с нехваткой средств из-за того, что действующий порядок финансирования не соответствовал производственному циклу кластеров. Согласно нынешней системе, кредиты выделяются лишь на один год. Это может возмещать от силы 60 процентов общих расходов хлопководства. Для финансирования оставшейся части и следующих этапов цикла по выпуску готовой текс­тильной продукции предприниматели вынуждены брать дополнительные кредиты по высоким ставкам (по 25—26 процентов годовых).

Теперь по инициативе главы государства проблемы в финансировании полностью устраняются. Основная проблема — это устаревший способ финансирования, — сказал Президент. — Он не соответствует требованиям развития отрасли. Хлопково-текстильные кластеры просят более длительные сроки кредитования и увеличенные суммы. В настоящее время кредиты кластерам предоставляются сроком на 11 месяцев. На выращивание и переработку хлопка-сырца уходит не менее 24 месяцев. Хотя подготовка земли к посадке начинается в октябре, кредит рассматривается три-четыре месяца и выделяется с января по февраль. Эта старая система теперь будет полностью изменена.

Как отмечалось на совещании, теперь финансирование заготовки хлопка начнется с началом пахоты, то есть в октябре. Отныне кредиты кластерам будут выделяться сроком на 24 месяца, их льготный период будет увеличен с 11 до 18 месяцев. Также даются послабления и в возврате полученных кредитов. Они будут погашаться после превращения сырья в пряжу и ткань. Для внедрения такой системы предусматривается выделить из бюджета десять триллионов сумов.

Инвестиции в хлопково-текстильный сектор не являются гарантией их быстрого возврата. Весь процесс — начиная с выращивания хлопка и заканчивая его глубокой переработкой и доставкой потребителю готовой продукции — занимает в среднем три года. Проще говоря, потраченные в первый год средства начинают возвращаться лишь через три года. Президент, учитывая такие своеобразные особенности сферы, решил изменить порядок выдачи кредита, установить его процентные ставки и сроки возврата. Это вдохновило нас, участников кластеров, стимулирует приступать к новым бизнес-проектам.

Задача дня — расширение глубокой переработки

Не секрет, что в течение многих лет аграрному сектору не уделялось достаточного внимания, не внедрялись на практике принципы рыночной экономики, соответственно и заинтересованность у работников сельского хозяйства была низкой. В результате сфера развивалась медленно. Следовательно, почти не наблюдалась и ее индустриализация. В конечном счете хлопок, выращенный с огромными трудностями, экспортировался в основном как сырье и частично в виде пряжи. Выгоду получали зарубежные компании, занимающиеся переработкой.

Поэтому на первом этапе процессов кластеризации был прекращен экспорт хлопковолокна и налажена полная переработка. Таким образом, производство пряжи увеличилось вдвое, готовой продукции — втрое.

Безусловно, это стало первыми большими успехами реформ в аграрном секторе. Однако нынешние показатели еще не достигли уровня имеющихся возможностей. Поэтому глава государства ставит перед нами задачу — создать кластерам условия для повышения эффективности агропромышленного комплекса. Для этого планируется увеличить уровень переработки пряжи в кластерах с нынешних 50 до 70 процентов в следующие два года.

Согласно расчетам, если реализовать один килограмм хлопкового волокна, то его стоимость составит 1,5 доллара. Если продавать сделанную из него пряжу, то ее цена достигнет 2,5—3 доллара. С превращением пряжи в джинсовую ткань добавится стоимость до 5—7 долларов. А если из этой ткани сшить готовую одежду, тогда появится 15—20 долларов добавленной стоимости. Именно это и является главной причиной того, что на нынешнем этапе развития кластеров основное внимание уделяется глубокой переработке сырья. Цель одна — получение большей прибыли, повышение материальной заинтересованности работников сельского хозяйства и представителей промышленности.

Необходимо подчеркнуть, что за короткий период в стране создано 125 новых предприятий с полным циклом производства, охватывающим все этапы от выращивания хлопкового сырья до выпуска готовой продукции. В рамках этих проектов общей стоимостью два миллиарда долларов создано 150 тысяч постоянных рабочих мест. Заслуживает внимания, что основная часть новых мощностей была сдана в эксплуатацию накануне праздника 30-летия независимости страны.

Говоря об этом, уместно отметить, что хлопково-текстильным кластером «Cluster Hilol» в Каршинском районе сдан в эксплуатацию первый этап текс­тильной фабрики. На этом предприя­тии проектной мощностью 15 миллионов долларов будет производиться 4 550 тонн пряжи в год. Здесь обеспечена занятость 280 человек.

Еще в одном хлопково-текстильном кластере — ООО «Бунёдкор» в Касанском районе ускорена реализация проекта общей стоимостью 15 миллионов евро по производству готовой текстильной продукции. В рамках данного проекта завезено самое современное технологическое оборудование и наряду с 5 900 тоннами пряжи здесь будет выпускаться еще восемь миллионов единиц готовой продукции, появится около тысячи рабочих мест. Если в настоящее время предприятие экспортирует в Россию, Турцию, Пакистан и страны СНГ пряжу, то начиная с четвертого квартала текущего года отечественным и иностранным заказчикам будут поставляться еще ткань и готовая одежда.

Когда речь идет о крупных инвестиционных проектах, реализуемых в субъектах Ассоциации хлопково-текстильных кластеров Узбекистана, можно привести в качестве примера начало строительства завода по переработке хлопка кластером «Аrt Soft Textile Cluster» в Мингбулакском районе, создание текстильной и красильной фабрик в составе кластера «Вобкент тола кластер» в Вабкентском районе, еще десятки перспективных проектов. Наряду с повышением промышленного потенциала районов они примут тысячи работников и будут способствовать сокращению бедности. Это показывает, что кластерные проекты имеют и большую социальную значимость.

Кредиты под залог хлопковолокна

Текстильная, швейно-трикотажная продукция под брендом «Сделано в Узбекистане» поставляется в более 70 зарубежных государств. Объем годового экспорта в сфере доведен до двух миллиардов долларов. Конечно, такие результаты, достигнутые за 30-летний период независимости, заслуживают внимания. Но если подойти к этому вопросу исходя из имеющихся возможностей и условий, то становится ясно, что результат еще не соответствует уровню нашего потенциала. К примеру, если в стране производится в среднем один миллион тонн хлопкового волокна, то из него можно создать 15—25 миллиардов долларов добавленной стоимости и резко повысить показатели экспорта.

Шагом к достижению такого результата станет ожидаемое к концу 2021 года доведение объема экспорта до трех миллиардов долларов. Государством создаются все необходимые условия: на приобретение оборудования для покраски тканей и производства смесовой ткани предусмотрены финансовые гранты в зависимости от мощности предприятия. На кредитование таких проектов государство выделит 150 миллионов долларов.

Для поддержки экспорта предприятий, производящих крашеные ткани и готовую продукцию, государством будет открыта новая кредитная линия с низкими ставками в размере 100 миллионов долларов. Для кластеров и других текстильных предприятий, которые экспортируют не менее 80 процентов такой продукции, ставка социального налога устанавливается на уровне одного процента сроком на три года вместо нынешних 12 процентов. Им также будет предоставлена возможность платить налог на имущество с трехлетней отсрочкой. За счет этого в распоряжении предприятий будет оставаться не менее 500 миллиардов сумов в год.

Еще одно новшество, удобное для кластеров, — со следующего года им будет предоставлена возможность брать кредиты под залог хлопка-сырца и волокна.

Путем предоставления таких льгот и преференций Президентом выражается большое доверие кластерным хозяйствам. Все руководители кластеров ощущают заботу и внимание, оказываемые им на государственном уровне. И мы обязательно оправдаем это доверие, сдавая в эксплуатацию современные мощности, постоянно увеличивая объемы глубокой переработки хлопка, создавая новые бренды, побеждая в конкуренции на внешнем рынке и расширяя географию экспорта. Ведь создаваемая благоприятная агробизнес-среда открывает широкий простор для реализации внутренних возможностей. Своей качественной и конкурентоспособной продукцией мы обязательно завоюем мировые рынки.

Муртазо РАХМАТОВ,
председатель Ассоциации хлопково-текстильных кластеров Узбекистана,
заслуженный экономист Республики Узбекистан, сенатор

Источник: https://xs.uz/ru/post/klastery-sozdayut-osnovu-dlya-preobrazovanij и перепост https://silkway.uz/news/klastery-sozdayut-osnovu-dlya-preobrazovanij/

2021.11.04