Узбекистан на Великом шелковом пути

Избирательные права граждан: гарантии и защита

Нормативные положения, посвященные избирательному праву и действующие в конкретной стране, выступают в качестве одной из их гарантий. Важным шагом в реализации прав является их установление в общеобязательных актах.       

Особое значение для эффективной реализации избирательных прав имеют избирательные органы. От работы судебных органов зависит, насколько адекватно защищаются и восстанавливаются нарушенные избирательные права. В то же время и работа других органов также позволяет осуществлять те или иные элементы избирательных прав и защищать их присущими соответствующим органам методами.     

Для реализации избирательных прав важны все гарантии. При их отсутствии затруднительна полноценная реализация избирательных прав. Разные виды гарантий прав дополняют друг друга, но наличие гарантий тех или иных видов не может компенсировать в достаточной мере отсутствие гарантий других видов.

Законодательное установление гарантий избирательных прав граждан

Избирательный кодекс Республики Узбекистан является базовым законом, устанавливающим и регулирующим гарантии избирательных прав граждан. Документ конкретизирует в целом право граждан избирать и быть избранными.  

В кодексе закреплены принципы недопущения дискриминации граждан при осуществлении ими активного и пассивного избирательного права (статья 4), свободного волеизъявления и тайного голосования (статья 7), открытости и гласности избирательного процесса (статья 8), право участия граждан в предвыборной агитации (статьи 45 и 48), а также в деятельности избирательных комиссий (статьи 13, 14, 21, 25). В этом документе также закреплены гарантии защиты избирательных прав граждан в судебном порядке (статья 102).

Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Нарушения прав граждан Республики Узбекистан при проведении выборов могут быть выявлены на всех стадиях избирательного процесса. Законодательством закреплен перечень противоправных действий, за которые может наступить ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом Республики Узбекистан. Так, в УК определены меры уголовного наказания за нарушение равноправия граждан (статья 141), за нарушение законодательства об обращениях физических и юридических лиц (статья 144), за нарушение законодательства об организации, проведении выборов или референдума (статья 146), за воспрепятствование осуществлению избирательного права или полномочий доверенных лиц (статья 147).

Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности предусматривает нормы административной ответственности за правонарушения в области организации и проведения выборов и референдума.

Субъектами вышеуказанных противоправных действий могут быть граждане, члены избирательных комиссий, другие должностные лица, представители политических партий, общественных объединений. Кроме того, необходимо отметить, что международные требования по проведению выборов предполагают полное обеспечение прав человека. Их нарушение рассматривается как нарушение прав человека в целом. 

Всякое умышленное нарушение законодательства о выборах, которое совершается заинтересованными людьми с целью добиться незаконного и неправомерного результата, наказывается в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан. Лица, виновные в нарушении законодательства о выборах, несут ответственность в установленном порядке (статья 103 Избирательного кодекса РУз).

Институциональная обеспеченность избирательных прав граждан

Право граждан РУз избирать и быть избранными призвано обеспечивать несколько органов и организаций, имеющих установленные законодательством задачи и полномочия. К ним относятся избирательные комиссии, органы внутренних дел и прокуратуры, средства массовой информации, суды.

Важнейшей гарантией демократичности избирательного процесса и реализации конституционных прав и свобод избирателей и иных участников выборов выступает действующая в Республике Узбекистан система избирательных комиссий, статус которых подробно регламентируется избирательным законодательством. Практика проведения выборов последних лет убедительно доказывает ведущую роль этих органов в создании условий, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Избирательным кодексом Республики Узбекистан также установлено, что избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период проведения избирательной кампании обращения физических и юридических лиц о нарушении требований кодекса или по другим вопросам организации выборов (за исключением жалоб на действия и решения избирательных комиссий), проводить проверки по этим обращениям и давать письменные ответы в трехдневный срок, а по обращениям, поступившим менее, чем за три дня до выборов либо в день голосования, – незамедлительно (статья 101).

Органы прокуратуры при получении сообщений о нарушении избирательного законодательства, имеющем признаки преступлений, предусмотренных соответствующими статьями законодательства, проводят проверку фактов, изложенных в сообщениях, и в дальнейшем действуют в зависимости от ее результатов.  Органы внутренних дел выполняют задачи по охране общественного порядка и предупреждению правонарушений в ходе проведения выборов.

Проверка избирательных бюллетеней и списка избирателей

Согласно статье 31 Избирательного кодекса РУз избирательные бюллетени должны печататься на государственном языке, но по решению окружной избирательной комиссии они должны печататься и на языках, которыми пользуется большинство населения избирательного округа.

Любой гражданин может заявить в участковую избирательную комиссию об ошибке или неточности в списках избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить обращение и либо устранить ошибку или неточность, либо дать обращающемуся мотивированный ответ об отклонении обращения.

Обжалование действий избирательных комиссий или других участников выборов непосредственно избирателями может иметь также место при нарушении принципа тайного голосования, срока оповещения граждан о времени и месте голосования, невключения избирателей в приложение к списку избирателей, если их фамилии не попали в список, отказе избирателю в проведении голосования по месту пребывания и так далее.

Право наблюдения за выборами

Право наблюдения за выборами предоставлено представителям политических партий, СМИ, наблюдателям от других государств и международных организаций, которые ведут мониторинг за соответствием проводимых выборов демократическим стандартам. Результаты мониторинга периодически доводятся до сведения избирательных комиссий с целью исправления допущенных нарушений.

Судебная защита избирательных прав граждан

В Узбекистане возрастает роль как внесудебной защиты избирательных прав граждан, так и судебной. Так, в соответствии со статьей 102 Избирательного кодекса решения избирательных комиссий могут быть обжалованы органами политических партий, выдвинувшими кандидатов, кандидатами, доверенными лицами, наблюдателями и избирателями в суд в течение пяти дней после принятия решения. Решения ЦИК могут быть обжалованы в Верховный суд Республики Узбекистан в течение пяти дней после принятия решения. Жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней после ее поступления, а если до дня выборов осталось менее шести дней, – незамедлительно. Лица, подавшие жалобу, имеют право непосредственно участвовать при ее рассмотрении. 

Остановимся на характерных чертах судебной защиты избирательных прав граждан.

Во-первых, органы судебной власти своими решениями обеспечивают свободный характер выборов и тем самым гарантируют реальное участие граждан в управлении делами государства. Защищая избирательные права граждан посредством вынесения обязательных для исполнения решений, отмена которых невозможна никаким иным властным органом, суды обеспечивают соответствие итогов голосования фактическому волеизъявлению граждан.

Во-вторых, суды защищают демократические принципы, на основе которых граждане реализуют свое избирательное право: к таким принципам относятся всеобщность, равенство, альтернативность, выборов и другие.

В-третьих, органы судебной власти своими решениями препятствуют распространению противозаконных избирательных «технологий», прежде всего в сфере предвыборной агитации и финансирования избирательных кампаний.

В-четвертых, деятельность органов судебной власти повышает значимость законодательства об основных гарантиях избирательных прав граждан, прививает субъектам избирательного процесса уважение к закону, дисциплинирует кандидатов, заставляет их более ответственно относиться к правам избирателей.

Каждый заявитель при обращении в суд обязан указать, в чем заключается, по его мнению, нарушение или угроза нарушения его избирательных прав. Это требование является принципиально важным для всех избирательных споров, и ему неукоснительно следуют в судебной практике.

Установив обоснованность жалобы, суд признает оспариваемое решение или деяние (действие либо бездействие) незаконным, обязывает нарушителя избирательных прав гражданина-заявителя удовлетворить его требование либо восстанавливает его нарушенные избирательные права иным путем. 

Рассматривая обращение о нарушении избирательных прав граждан, суд общей юрисдикции выступает в качестве первой инстанции, разрешающей избирательный спор, или осуществляет контроль эффективности правозащитной деятельности избирательных комиссий, если соответствующее обращение рассматривалось ими ранее. Во втором случае избирательная комиссия должна привлекаться в качестве ответчика или соответчика (совместно с участником избирательного процесса, которому первоначально было адресовано требование заявителя).

Решение органа судебной власти не подлежит пересмотру каким-либо другим государственным органом, а только в случае обращения вышестоящей судебной инстанцией. Следовательно, можно говорить о самодостаточности, окончательном характере судебной защиты избирательных прав гражданина.

Суд наделен законом весьма эффективными полномочиями в сфере защиты избирательных прав граждан. В отличие от избирательных комиссий он обладает принудительными механизмами исполнения собственных решений. Более того, само обращение в суд с аналогичными требованиями приостанавливает правозащитную деятельность комиссии.

Омон Мухамеджанов.

Профессор Ташкентского государственного юридического университета, доктор юридических наук.

Источник: https://xs.uz/ru/post/izbiratelnye-prava-grazhdan-garantii-i-zaschita

Опубликовано: https://silkway.uz/news/izbiratelnye-prava-grazhdan-garantii-i-zashhita/

2023.06.12