Узбекистан на Великом шелковом пути

Избирательные комиссии: их роль в обеспечении демократичности избирательного процесса

7 июня стартовала предвыборная агитация политическими партиями, кандидатами в Президенты Республики Узбекистан. Важнейшей гарантией демократичности избирательного процесса и реализации конституционных прав и свобод избирателей и иных участников выборов выступает действующая система избирательных комиссий в республике, статус которых подробно регламентируется избирательным законодательством.

Практика проведения выборов последних лет убедительно доказывает ведущую роль этих органов в создании условий, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. Подробнее об этом рассказал профессор Ташкентского государственного юридического университета Омон МУХАМЕДЖАНОВ.

Мы в ходе выборов взаимодействуем с людьми, которые нас оповещают о дате выборов, встречают нас на избирательных участках, дают бюллетни, потом собирают все отмеченные избирательные бюллетени и делают их подсчет, сообщают через  СМИ О ходе и итогах выборов . А как  в целом в Узбекистане организуется избирательный процесс? Какие права и полномочия имеют лица, участвующие в организации и проведении  выборов Президента, что им запрещается? Насколько это соответствует требованиям международных норм избирательного права?

      Под избирательными органами понимаются государственные органы, которые уполномочены заниматься подготовительной и организационной работой для реализации выборов, осуществлять деятельность по исполнению избирательного законодательства, подсчитывать поданные голоса и официально объявлять результаты выборов.

Система избирательных комиссий в РУз: статус и полномочия

 В соответствии со ст. 11 Избирательного кодекса в систему избирательных комиссий Узбекистана входят Центральная избирательная комиссия; областные, районные и городские избирательные комиссии; окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.

  Избирательные комиссии и их члены осуществляют деятельность независимо от каких бы то ни было госорганов, общественных объединений и должностных лиц. Практика показывает, что при подготовке и проведении выборов одним из важных вопросов является независимость, беспристрастность и открытость избирательной комиссии. На это международные наблюдатели обращают серьезное внимание. По их мнению, ее независимость может быть достигнута, если в ее состав входят известные, уважаемые, нейтральные и опытные личности.

 Вмешательство в деятельность избирательных комиссий не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законом.  Избирательные комиссии и их члены в своей деятельности руководствуются Конституцией РУз, Избирательном кодексом и другими законодательными актами.

  Рассмотрение вопросов и принятие решений осуществляются избирательной комиссией коллегиально. Деятельность ведется открыто и гласно. На заседаниях избирательной комиссии могут присутствовать представители политических партий, СМИ, наблюдатели от органов самоуправления граждан, других государств, международных организаций.

  Избирательные комиссии принимают необходимые меры по обеспечению кандидатам, политическим партиям равных условий для проведения избирательной кампании, справедливого распределения бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, честности голосования и подведения итогов выборов.

  В Узбекистане систему избирательных органов страны возглавляет Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан (ЦИК), правовой статус и деятельность которой регулируется избирательном законодательством (ст. 12-18 Избирательного кодекса). Порядок деятельности ЦИК также определяется ее Регламентом. Члены ЦИК избираются Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса по рекомендации Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов. Член ЦИК не может быть членом другой избирательной комиссии или политической партии.

 В соответствии со ст. 13 Избирательного кодекса членом ЦИК может быть гражданин, достигший 25 лет, имеющий, как правило, высшее образование, опыт работы в организации и проведении выборов, пользующийся авторитетом среди общественности и постоянно проживающий на территории Республики Узбекистан не менее пяти последних лет. Председатель ЦИК избирается из числа ее членов по представлению Президента Республики Узбекистан на заседании комиссии. Заместитель председателя и секретарь ЦИК – из числа ее членов на заседании комиссии.

  Член ЦИК по ее решению может работать в комиссии на постоянной основе (количество таких членов ЦИК составляет не более семи человек. Они не могут заниматься другими видами оплачиваемой деятельности, кроме научной и педагогической). На членов ЦИК распространяются правила о неприкосновенности, применяемые в отношении депутатов Законодательной палаты, членов Сената.

  Организационной формой работы ЦИК являются ее заседания, которые проводятся по мере необходимости. Решения ЦИК в пределах ее полномочий, являются обязательными для окружных и участковых избирательных комиссий, госорганов, политических партий и других ННО, предприятий, учреждений и организаций. Они могут быть обжалованы в Верховном суде РУз в течение трех дней после поступления жалобы, а если до выборов осталось менее шести дней – незамедлительно.

 Следующим звеном системы избирательных органов являются окружные избирательные комиссии, которые образуются ЦИК. Участковые избирательные комиссии образуются окружными избирательными комиссиями в составе 5-19 членов.

Государственные и общественные органы, органы политических партий, предприятия, учреждения, организации, должностные лица обязаны содействовать избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы.

 Избирательная комиссия имеет право обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, в государственные и общественные органы, органы политических партий, к предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать избирательной комиссии ответ не позднее чем в трехдневный срок.

  Заседания избирательной комиссий являются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей состава комиссии. Решения комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих. Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе высказать особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу.

 Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. Решения и действия избирательной комиссии могут быть обжалованы в предусмотренных избирательным законодательством случаях в суде.

  Член избирательной комиссии по ее решению может освобождаться в период подготовки и проведения выборов от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение выборов. Председатель, заместитель председателя, секретарь и члены избирательных комиссий не могут быть членами политических партий. Член комиссии может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по личному заявлению, а также в случае лишения полномочий.

Резюме

 Таким образом, в системе избирательных органов Республики Узбекистан только ЦИК является постоянно действующим органом, способствующим осуществлению демократических принципов избирательной системы и обеспечивающим возможность свободного волеизъявления избирателей. Другие виды избирательных комиссий образуются лишь на период проведения выборов.

Основные направления деятельности ЦИК в ходе избирательной кампании

  Как правило, ЦИК как главный организатор по проведению выборов свою деятельность осуществляет в три этапа.

  Первый этап – подготовительный процесс: организуется работа по разъяснению избирателям, особенно гражданам, которые впервые участвуют в голосовании, избирательного законодательства. Международной общественности предоставляется информация о развитии избирательной системы Узбекистана, соответствии проведения предстоящих выборов демократическим преобразованиям, осуществляемым в государстве.

Второй этап связан с официальным началом избирательной кампании. Решается ряд важных задач: определяются границы избирательных округов и участков, из числа авторитетных представителей общественности формируются составы окружных и участковых избирательных комиссий; осуществляется сбор подписей избирателей в поддержку участия политических партий в выборах, представление необходимых для регистрации документов и др., предусмотренные законодательством, мероприятия.

 Третий этап – завершающий. Политическими партиями выдвигаются кандидаты в выборные органы, проводятся мероприятия кандидатов, работа по предвыборной агитации. При этом политическим партиям, кандидатам обеспечиваются равные права в использовании СМИ, проведении встреч с избирателями, соблюдаются нормы законодательства о выборах.

  В процессе избирательной кампании проводятся также пресс-конференции, брифинги для представителей местных и зарубежных СМИ. Исходя из практики прошлых лет ЦИК в соответствии с соглашением с Национальной телерадиокомпанией широко освещает процессы подготовки и проведения выборов. Для координации освещения избирательных процессов в СМИ функционирует пресс-центр ЦИК РУз.

Источник: https://xs.uz/ru/post/izbiratelnye-komissii-ikh-rol-v-obespechenii-demokratichnosti-izbiratelnogo-protsessa

Опубликовано: https://silkway.uz/news/izbiratelnye-komissii-ih-rol-v-obespechenii-demokratichnosti-izbiratelnogo-protsessa/

2023.06.18