Узбекистан на Великом шелковом пути

Чему научат будущих педагогов

В Законодательной палате Олий Мажлиса состоялся очередной «правительственный час», в котором обсужден уровень подготовки педагогов в профильных вузах. На вопросы депутатов ответил министр высшего образования, науки и инноваций И. Абдурахманов.

Фото: Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Масштабная работа по системному развитию высших учебных заведений, готовящих педагогические кадры, и совершенствованию в них управленческой деятельности, разработке современных образовательных программ с внедрением передового зарубежного опыта приносит свои результаты. Депутаты выразили заинтересованность в приведении методики подготовки педагогов в соответствие с современными образовательными требованиями.

Как отметил министр, учителей готовят 14 педагогических вузов по 27 специальностям. С учетом международных требований было полностью пересмотрено и усовершенствовано содержание 59 учебных планов на 2022/2023 учебный год и 1 004 предметных программ образовательных направлений и специальностей.

В качестве экспертов и соавторов научных программ привлечены ведущие научные силы зарубежных вузов. Учебный план и предметные программы приведены в соответствие с Международной стандартной классификацией образования (MCKO+2011) и международными оценочными программами (PISA, TIMSS, PIRLS, TALIS).

Для прохождения квалификационной практики студентов вторых — четвертых курсов организуется стажировка «4+2» в президентских, творческих, общеобразовательных и специальных школах, дошкольных образовательных организациях. Это обеспечивает подкрепление теории практикой.

Насколько необходима четырехлетняя образовательная программа подготовки педагогов, ибо в мировой практике их обучают лишь три года, поинтересовались депутаты. И. Абдурахманов ответил, что в результате оптимизации процесса подготовки педагогов с 2020/2021 учебного года длительность обучения по таким направлениям, как музыкальное и технологическое образование, физическая культура, допризывная военная подготовка, изобразительное искусство и инженерная графика, физическая культура и спорт в дошкольном и начальном образовании, установлена в три года.

В соответствии с Указом главы государства «Об утверждении Национальной программы по развитию народного образования в 2022—2026 годах» с 2022/2023 учебного года внедряется порядок присвоения основной и дополнительной специальности (квалификации) по направлениям образования бакалавриата с близкими друг другу учебными программами.

В текущем учебном году это четыре направления: «Математика и информатика (дополнительно учитель по информатике)», «Педагогика (дополнительно учитель по воспитанию)», «Биология (дополнительно учитель по естественным предметам)», «Специальная педагогика: сурдопедагогика (дополнительно сурдопереводчик)».
В связи с внедрением практики по присвоению основной и дополнительной специальности (квалификации) четырехлетняя образовательная программа подготовки педагогов обоснованна, ответил глава ведомства.

Депутатов интересовал вопрос подготовки педагогов со специальными навыками для преподавания предмета «Воспитание» в общеобразовательных школах.

Как отметил министр, с 2022/2023 учебного года внедрен порядок присвоения основной и дополнительной специализации (квалификации) по направлениям образования бакалавриата с близкими друг другу учебными программами.

В частности, на базе образовательного направления «Педагогика и психология» создано направление «Педагогика (дополнительное образование)».

Создается новое поколение учебной литературы: «Теория и история педагогики», «Креативная педагогика», «Социальная педагогика», «Национальное воспитание», «Диагностика и коррекция образования», «Методика преподавания предмета «Воспитание» в средних общеобразовательных школах». В них дан ряд образовательных технологий и методик с использованием ситуативного, самопознавательного и специального образования, видеоролики и художественно-эстетических приемов.

В ходе «правительственного часа» депутаты внесли ряд предложений и рекомендаций по развитию сферы. Решено обеспечить действенный парламентский контроль по обсужденному вопросу.

«Народное слово».

Источник: https://xs.uz/ru/post/chemu-nauchat-buduschikh-pedagogov

Опубликовано: https://silkway.uz/news/chemu-nauchat-budushhih-pedagogov/

2023.02.16