
Известный живописец.
Народный художник, действительный член Академии художеств, председатель Союза художников Узбекистана (1956-1959).
Урал Тансыкбаев родился в Ташкенте.
После окончания семилетней школы пошел работать на завод.
В двадцать лет Урал начинает рисовать.
Его рисунки были показаны в клубе завода, где он работал.
В 1924 г . в газете «Туркестанская правда» появилась заметка «о художнике-рабочем Урале Тансыкбаеве».
Его первым учителем в студии при Ташкентском музее искусств (1923-1927) был Н. В. Розанов.
Живописное мастерство, освоение импрессионистического видения молодым Тансыкбаевым отразились в его работе «Портрет узбека» ( 1927 г ., хранится в Музее Востока. Москва).
В 1928-1929 гг. Урал Тансыкбаев учится в Пензенском художественном училище у И. С. Горюшкина-Сорокопудова.
Посетив в 1929 г . Москву, художник познакомился с музеями, увидел современную западноевропейскую живопись, которая произвела на него сильнейшее впечатление.
С этого времени начинаются интенсивные поиски, выбор самостоятельного пути.
Тансыкбаев – первый художник коренной национальности, активно приобщавшийся к европейской культуре, освоивший манеру европейского авангарда, сформировавшийся в яркую личность с особым мироощущением.
Феномен мастерства Урала Тансыкбаева понимается в художественном контексте эпохи, когда он жил и творил.
В те годы современное узбекское искусство живописи находилось в стадии формирования, и он стал его первой ласточкой.
Особую роль в этих процессах играли известные художники П. Беньков,
A. Волков, М. Курзин, Н. Кашина, А. Николаев, B. Уфимцев, определившие своим творчеством высокий уровень развития национальной школы.
В 1934 г . после выставок произведений искусства Узбекистана в Москве и Филадельфии его стали называть «главой узбекистанских колористов».
Со временем в его творчестве сильнее проявляется призвание пейзажиста реалистического направления, воплощавшего в своих произведениях идею гармонии человека и природы.
Искусствоведы отмечают, что Урал Тансыкбаев, благодаря своим творческим поискам, кардинально обновил узбекскую пейзажную живопись, выйдя за пределы пленэрного этюда, он создал пейзаж — картину.
Своеобразный философский диалог художника с природой отражают картины «Вечер на Иссык-Куле» (1951), «Тахиаташ» (1951), «Сырдарья» (1955), «Дорога в горах», «Март в Узбекистане» (1958).
Его полотна поражают эпическим величием, умением мастера передать бесконечность просторов долин, степей и горных ландшафтов.
Итогом поисков нового образа природы стала картина У. Тансыкбаева «Утро Кайраккумской ГЭС» — одно из самых известных произведений мастера, получившее широкое международное признание на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г .
В 1960-е — 70-е гг. художник создает произведения более свободной живописной трактовки, монументального обобщения, смелых колористических сочетаний, в которых словно оживает дух исканий 1930-х гг.
Творчество Урала Тансыкбаева отразило важнейшие тенденции развития пейзажа — жанра, который теснейшим образом был связан с проблемами мировоззрения, эстетическими идеалами эпохи, начиная с периода становления и до 70-х гг.
На каждом этапе узбекского искусства художник определял ведущие тенденции, находил им сугубо индивидуальную интерпретацию.