Узбекистан на Великом шелковом пути

Тансыкбаев Урал

Народный художник Узбекистана

Известный живописец.

Народный художник, действительный член Академии художеств, председатель Союза художников Узбекистана (1956-1959).

Урал Тансыкбаев родился в Таш­кенте.

После окончания семилетней школы пошел ра­ботать на завод.

В двадцать лет Урал начина­ет рисовать.

Его рисунки были показаны в клубе завода, где он работал.

В 1924 г . в газете «Тур­кестанская правда» появилась заметка «о худож­нике-рабочем Урале Тансыкбаеве».

Его первым учителем в студии при Ташкентском музее ис­кусств (1923-1927) был Н. В. Розанов.

Живописное мастерство, освоение импресси­онистического видения молодым Тансыкбаевым отразились в его работе «Портрет узбека» ( 1927 г ., хранится в Музее Востока. Москва).

В 1928-1929 гг. Урал Тансыкбаев учится в Пензенском художе­ственном училище у И. С. Горюшкина-Сорокопудова.

Посетив в 1929 г . Москву, художник позна­комился с музеями, увидел современную западно­европейскую живопись, которая произвела на него сильнейшее впечатление.

С этого времени начинаются интенсивные поиски, выбор самостоятельного пути.

Тансыкбаев – первый художник коренной национальности, активно приобщавшийся к европейской культуре, освоивший манеру европейского авангарда, сформировавшийся в яркую личность с особым мироощущением.

Феномен мастерства Урала Тансыкбаева понимается в художественном контексте эпохи, когда он жил и творил.

В те годы современное узбекское искусство живописи находилось в стадии формирования, и он стал его первой ласточ­кой.

Особую роль в этих процессах играли известные художники П. Беньков,

A. Волков, М. Курзин, Н. Кашина, А. Николаев, B. Уфимцев, определившие своим творчеством вы­сокий уровень развития национальной школы.

В 1934 г . после выставок произведений искусства Узбекистана в Москве и Филадельфии его стали называть «главой узбекистанс­ких колористов».

Со временем в его творчестве сильнее проявляется призвание пейзажиста реалистического направления, воплощавшего в своих произведениях идею гармонии человека и природы.

Искусствоведы отмечают, что Урал Тансыкбаев, благодаря своим творческим поискам, карди­нально обновил узбекскую пейзажную живопись, выйдя за пределы пленэрного этюда, он создал пей­заж — картину.

Своеобразный философский диалог художника с природой отражают картины «Вечер на Иссык-Куле» (1951), «Тахиаташ» (1951), «Сырдарья» (1955), «Дорога в горах», «Март в Узбекистане» (1958).

Его полотна поражают эпическим величием, уме­нием мастера передать бесконечность просторов долин, степей и горных ландшафтов.

Итогом поисков нового образа природы ста­ла картина У. Тансыкбаева «Утро Кайраккумской ГЭС» — одно из самых известных произве­дений мастера, получившее широкое международное признание на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г .

В 1960-е — 70-е гг. художник создает произведения более свободной живописной трактов­ки, монументального обобщения, смелых коло­ристических сочетаний, в которых словно оживает дух исканий 1930-х гг.

Творчество Урала Тансыкбаева отразило важ­нейшие тенденции развития пейзажа — жанра, ко­торый теснейшим образом был связан с проблема­ми мировоззрения, эстетическими идеалами эпохи, начиная с периода становления и до 70-х гг.

На каждом этапе узбекского искусства художник оп­ределял ведущие тенденции, находил им сугубо индивидуальную интерпретацию.

2021.02.11