Узбекистан на Великом шелковом пути

Открытие постоянной экспозиции “Культура и искусство Средней Азии. Древность и раннее средневековье”

12 февраля 2010 года в Государственном Эрмитаже после долгого перерыва открылась обновленная постоянная экспозиция “Культура и искусство Средней Азии. Древность и раннее средневековье”.

Она занимает одиннадцать залов на первом этаже Зимнего дворца (N 38, 39, 45-54) и представляет памятники искусства и культуры Средней Азии доисламского периода. Значительная часть экспонатов выставляется впервые.

Выставка построена по хронологическому и географическому принципу. В первом зале представлено искусство древних кочевников Средней Азии – саков, а также эллинистических государств – парфянской державы Аршакидов и Греко-Бактрийского царства. К культуре саков относится Большой Семиреченский алтарь – бронзовый стол на четырех ножках с фигурками животных по ободу. Здесь же можно увидеть парфянские ритоны – имитирующие форму рога сосуды для вина из резной слоновой кости, которые были найдены в Старой Нисе в Туркменистане. Монеты греко-бактрийских царей поражают тонкостью и изяществом работы гравера.

В следующем зале экспонируются материалы, относящиеся к поздней древности Средней Азии: II век до н.э. – V век н.э. В это время в ее южных областях распространяется буддизм, и находки из буддийского монастыря Кара-тепе в Старом Термезе демонстрируют причудливую смесь индийской, античной и иранской культур. Вершиной зала – в прямом и переносном смысле – является фриз, найденный в Айртаме. Он расположен над витринами, примерно на той же высоте, как, возможно, когда-то в вестибюле буддийского монастыря. Из листьев аканфа выглядывают полуфигуры женщин, играющих на музыкальных инструментах и несущих дары.

О культуре Хорезма – земледельческой области в низовьях Амударьи и кочевническом Кенкольском могильнике (северная Киргизия) рассказывают фрагменты скульптуры и росписей дворца Топрак-калы, столицы Хорезма в первые века н.э.; в Кенкольском могильнике были обнаружены самые ранние известные нам детали деревянного седла – изобретения, изменившего быт кочевников и военное дело всех народов Евразии.

Культуре Согдианы – области по Зеравшану и Кашкадарье в центре Средней Азии – в V – VIII веках н.э. посвящены два зала. Большинство выставляемых объектов происходит из Пенджикента – города на восточной оконечности этой страны, который вот уже более шестидесяти сезонов изучают археологи Государственного Эрмитажа. В первом представлены оссуарии – керамические емкости для хранения костей умерших, зачастую смоделированные под архитектурное сооружение, терракота, мелкая пластика, а также ряд росписей на религиозные темы: изображения богинь и богов, сцена мистерии с оплакиванием. Под ними – глиняный рельеф из пенджикентского храма, изображающий морской мир – рыб, дельфинов и тритонов. В следующем зале демонстрируются образцы согдийской керамики, бронзовые изделия и росписи – в их числе изображение праздника в честь окончания уборки зерна.

На экспозиции можно увидеть наиболее монументальные образцы согдийского искусства: деревянные колонны, фризы и перекрытия, сгоревшие при взятии Пенджикента арабами в 722 году, на которых изображены фигуры кариатид, сцены битв и растительные мотивы. Одна из росписей происходит из иного согдийского города – Варахши в Бухарском оазисе. На красном фоне изображены повторяющиеся сцены борьбы героя на слоне с кошачьими хищниками и драконом. Роспись так называемого “Синего Зала” Пенджикента – вероятно, самого длинного произведения живописи, экспонируемого в Эрмитаже – разделена на четыре регистра. В верхнем изображены боги, во втором – сюжеты битвы, возможно, героического эпоса. Третий регистр относится к эпосу о Рустаме – наиболее почитаемом герое иранцев. Он побеждает Авлада, другого героя иранского эпоса Шахнаме, борется с драконом. В нижнем ярусе росписей можно увидеть сказки и басни согдийцев, имевшие много общего с сюжетами индийской Панчатантры; часть из них нам знакома в переложении И. А. Крылова.

Повседневная культура согдийцев проиллюстрирована монетами, геммами и печатями, украшениями, играми. В центральной витрине выставлена согдийская и хорезмийская серебряная посуда. Многие сюжеты, выбитые в серебре, перекликаются с росписями, представленными на стенах зала.

С VII века главенство в политической и военной жизни Средней Азии принадлежит тюркам – группе вышедших с Алтая кочевых народов. Здесь представлены каменные изваяния, которые изображали усопших героев, камень с эпитафией, серебряные сосуды кочевников. Культура тюрков находилась под огромным влиянием торговавших в степи согдийцев, и на стенах зала расположены пенджикентские росписи, изображающие подвиги женщины-воительницы.

Героем следующих двух залов является Деваштич – князь Пенджикента, который в запутанных хитросплетениях политики Согдианы начала VIII века – когда на эту страну претендовали китайцы, тюрки и арабы – выстраивал свою линию поведения и претендовал на власть над Согдом. Находке средневековых рукописей из Абгара – крепости на нынешней горе Муг – мы обязаны большинством сведений о его правлении. Горный климат сохранил органические остатки, и там же, на горе Муг, были произведены раскопки, открывшие в 1930-х годах своеобразие согдийской культуры. На выставке экспонируются найденные на горе Муг узорные шелковые и хлопчатые ткани, предметы быта, а также вооружения – расписной щит и ножны, обклеенные пергаментом, на котором сохранились остатки письма арабского военачальника. На стенах – росписи дворца Деваштича в Пенджикенте, одна из которых, вероятно, иллюстрирует захват Самарканда арабами.

Особое место занимает скульптура и живопись из Аджина-тепе, буддийского монастыря, который функционировал в VII – VIII веках в северо-восточной Бактрии (юг современного Таджикистана). В центре зала установлена ступа – культовое сооружение в форме пирамиды, в котором должны были находиться реликвии Будды.

Завершают экспозицию настенные росписи из городища Кахкаха (современный Шахристан в северном Таджикикстане, средневековый Бунджикат, столица области Уструшана), которые датируются VIII – IX веками и знаменуют собой последнее проявление художественной культуры Средней Азии до прихода ислама. Одна из росписей – два младенца, сосущие волчицу, – восходит к римскому прототипу капитолийской волчицы, другие следуют согдийским канонам, но удивляют тонкостью рисунка, неожиданным колористическим решением.

Все экспонаты на выставке, можно разделить на две группы: случайные находки, приобретенные еще до 1917 года на антикварном рынке, и объекты, поступившие в Эрмитаж из археологических раскопок и отреставрированные в лабораториях музея.

Экспозиция подготовлена Сектором Средней Азии, Кавказа и Крыма Отдела Востока Государственного Эрмитажа.


Подписи к фото :М. Б. Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, Н. В. Козлова, заведующая Отделом Востока, М. Б. Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, и Л. Ю. Кулакова, хранитель Отдела Востока, на церемонии открытия
Первые посетители, На выставке “Культура и искусство Средней Азии. Древность и раннее средневековье”, Пирующие (фрагмент),Пенджикент, первая половина VIII в.,
Изображение большего размера; Кружка с козерогами, Согд, VIII в.,Изображение большего размера

Фото можно посмотреть по ссылке на источник:

http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/11/2009/hm11_5_62.html
2021.02.16