Узбекистан на Великом шелковом пути

УБРАНСТВО ИНТЕРЬЕРА

Интерьеры в домах оседлого земледельческого населения имели скромное убранство жилых комнат и нарядное оформление гостиной -“мехмонхоны”. Состоятельные слои населения уделяли особое внимание резьбе и росписи деревянных потолков, отделке стен и ниш резьбой и росписью по ганчу (алебастр). В росписи преобладали изображения деревьев, кустов, цветов и плодов, разнофигурные медальоны, изредка – змей, тигров и птиц.

В Хиве в 1870-х годах в богатых домах и дворце хана на стены прикрепляли вырезанные из листового сусального золота изображения кумганов и самоваров.

Более массовый характер имело украшение резьбой дверей, ставень и калиток.Убранство комнат значительно дополняли ковры, паласы, кошмы, вышивки, чеканная металлическая и расписная керамическая посуда.

Из мебели в богатых домах можно было встретить низенькие столики “хан-тахта”, первоначально восходившие к столикам, предназначенным только для ханов”. “Хан-тахту” располагали над сандалами – четырехугольными углублениями в полу для разжигания угля для обогревания комнаты в зимние холода. Вокруг него для сидения расстилали тюфяки “лошак”, “курпача”. В нишах и вдоль стен устанавливали такие же низенькие резные или расписные шкафчики-подставки для хранения белья, продуктов и утвари “жаваны” и сундуки. На “жаваны” и сундуки водружали сложенные в стопки одеяла “курпа”, тюфяки, подушки и торбы с одеждой.

В нишах с маленькими фигурными ячейками и полками красиво расставляли керамическую и медно-чеканную посуду, а учащиеся в своих “хиджрах” – книги. Ниши обычно завершались стрельчатой аркой, как и в мечети, и обрамлялись жгутиком из алебастра “морпеч”, воспринимаемом как “изгибающаяся змея”, охранительница добра. Многие вещи располагали в нишах, оставляя комнату свободной. Уже в этом видятся истоки рациональной “встроенной мебели”.Большую роль в убранстве комнат играли вышитые изделия. Вышитый фриз вывешивали по верху стен по периметру комнаты, вышитые сузани покрывали стопки сложенных на день постелей и ниши. Занавес центральной, более узкой ниши называли “кирпеч”. Зеркала в ряде районов подвешивали на стене в квадратных вышитых мешочках “ойна-халта”. По магическим представлениям зеркало не оставляли открытым, так как считалось, что иначе злой человек увидит все происходящее в комнате. Чай насыпали в вышитый “чай халта”, соль – в “туз халта”, ложки помещали в “ишлик”. Все любовно расшивалось.

В “ичкари” – женской половине дома – в одном из углов комнаты около сундука высоко укрепляли палку, на которой развешивали халаты и платья хозяйки.

Земляной пол сплошь устилали в зависимости от состоятельности семьи циновками, сплетенными из камыша, кошмами, паласами, коврами, шкурами тигров, подстилками, сшитыми из бараньих шкур натурального цвета или окрашенных, разбрасывали подушки и тюфяки.

Убранство юрты

В убранстве юрты, жилища кочевого и полукочевого населения , главную роль играли циновки, кошмы и тканные из шерсти ковры, паласы, торбы, мешки, сумки. Многометровые, разной ширины полосы, выполненные в ворсовой и паласной технике, надежно скрепляли остов и перекрытие юрты, образуя красивые узорные переплетения и разные геометрические фигуры, декоративно оформляющие экстерьер хорошего по форме куполообразного жилища.

У каждого племени сложился свой узор полос. Юрта делилась на парадную и хозяйственную часть с соответствующим убранством.

Мебель играла еще меньшую роль, ограничиваясь низенькими резными или расписными шкафчиками и подставками для продуктов и утвари и сундуками. Наряду со стопками одеял и тюфяков на сундуки складывали и торбы c одеждой “бугджома”, имевшие нарядно орнаментированную ковровую или паласную лицевую сторону. Стены – остов с ромбическим узором – завешивали ворсовыми и паласными мешками разной величины – хранилищами домашних вещей, в основном деревянной и кожаной посуды. Пол устилали коврами, паласами, кошмами, циновками, шкурами животных. Весь интерьер юрты выдерживался в радостном красно-коричнево-белом колорите.

В убранстве глинобитного дома и юрты много общего, что очевидно свидетельствует о едином источнике происхождения.

Переносной интерьер палатки “чодир”

Представляло интерес и оформление своеобразного переносного интерьера – легкой, весом около пуда, палатки “чодир” из плотной занданичи и палок, которая при необходимости разбивалась в саду или в пути за 10-20 минут и спасала людей от палящих лучей солнца. Делали “чодир” четырех- и восьмигранные, круглые, разной вместимости, иногда громадных размеров, вмещающие в застолье до двухсот человек. Самые распространенные небольшие легко складывались для вьюка и занимали мало места.

Мастера “чодирчи” шили палатки из зеленой, красной, синей “занданичи”, которая в эти времена чаще называлась “буёк”. Формы палаток варьировались, так как стенки можно было опускать и поднимать, создавая наметы, навесы, что облегчало проветривание и увеличивало площадь заслона от солнца.

Несколько “чодиров” можно было соединить между собой. Внутри ее нарядно украшали. Стены разбивали на вертикальные панно с яркими замысловатыми узорами – аппликациями, вырезанными из шелковых, хлопчатобумажных и шерстяных тканей и нашитых вышивальным тамбурным швом разноцветными нитками на гладкий, одноцветный фон стенок. Часто аппликация заменялась готовыми узорными абровыми тканями или набойкой. По композиции панно палаток перекликались с резными и расписными ганчевыми панно “мехмонхоны”. Очень находчиво, простыми средствами создавалась заранее художественно оформленная, несущая ощущение радости и уюта, удобная и прохладная летняя комната на лоне природы. Для знати палатки расшивали серебряными звездами.

2021.03.15