Узбекистан на Великом шелковом пути

Узбекская обрядовая музыка

Обрядовая музыка является одним из ценных областей духовного опыта узбекского народа. Сформировавшись в глубине веков, она и ныне живет полнокровной жизнью, что является гарантом его дальнейшей жизнеспособности.

Музыкально-обрядовое наследие узбекского народа состоит из двух видов: вокальной /причитания и песни/ и инструментальной /сигналы, усули, наигрыши, мелодии/, каждое из которых в обряде выполняло определенные функции. И обрядовая музыка является порождением определенных историко-эстетических условий, при которых складывались ее характерные черты и жанровая система. По своим функциям, тёматизму, образной сфере и исполнительским особенностям узбекско-обрядовая музыка подразделяется на календарно-обрядовую / связанную с временами года, общенародными обрядами, как Навруз, календарем и трудовой деятельностью/, семейно-бытовую /которая в свою очередь включает в себя свадебно-обрядовую, похоронно-поминальную и обрядово-бытовую/ и культово-ритуальную /связанную с древнейшими верованиями и мусульманскими обрядами/ музыку.

Каждая из них включает в себя виды и жанры, исполняемых в конкретных обрядовых действиях. Так, календарно-обрядовая музыка, связанная с празднованием “Навруза”, с сезонными работами, годовым циклом народа, разнообразна своими песенными жанрами /”Навруз айеми”, “Навруз муборак”, “Бойчечак”, “Сумалак”, с обрядом первой борозды “Куш хайдаш”, “Шохмойлар”, молотьбой “Майда”, сбора урожая “Обло барака”, с доением животных “Хуш-хуш”, “Турай-турай”, вызывания дождя “Сует хотин”, остановить ветер “Чой момо”, приход зимы “Кор келди”, с календарем “Рамазон”/. Свадебно-обрядовая музыка, строго регламентированная, исполнялась в ходе всей церемонии свадебного цикла – “Бешик туй” /торжества у колыбели/, “Суннат туй” /обряд обрезания/, “Мучал туй” /торжества связанные с 12-летним циклом/, “Никох туй” /свадьба, связанная с обрядом бракосочетания/ – “Ер-ер”, “Туй муборак”, “Хуш келдингиз”, “Туй бошлови”, “Келин салом”, “Кутлов”, “Айтишув”, “Туй жавоби”, Похоронно-поминальная музыка – один из древнейших пластов обрядовой музыки -представлена плачами-причитаниями “Йиги”, “Йуклов”, “Овоз солиш”, песенными формами “Марсия”, “Гиря”, ритуальными песнопениями “Садр” и “Жархонлик”, а обрядово-бытовая – песнями-речитациями “Бадик” /при лечении больных детей/. Своеобразием отличаются и культово-ритуальная музыка – “Азан”, “Речитация Корана” / с ее различными формами – тиловат, кироат и тажвид/, “Зикр” /обрядово-циклические песнопения/ и шаманского камлания “Куч” или “Жахр”.

Бытования жанров обрядовой музыки в современной музыкальной практике /в быту народа, в репертуарах фольклорно-этнографических ансамблей/ – это не просто механическое воспроизведение музыкально-поэтического текста, а творческий процесс – художественно-музыкальное сопровождение, что проявляется в обогащении мелоса, в структуре песен, в обновлении исполнительских традиций.

2021.03.15