Узбекистан на Великом шелковом пути

Варна – морская столица Болгарии на водных трассах Шелкового пути

Варна – морская столица Болгарии на водных трассах Шелкового пути


Варна – прославленная морская столица Болгарии, возникшая в глубокой древности как город-порт и процветавшая с античных времен на водных трассах Великого шелкового пути. 

Так уж случилось, что недавно мне повезло осуществить путешествие в этот уникальный легендарный мегаполис. Известно, что в древности морские плавания были каботажными, т. е. осуществлялись вдоль побережья, поскольку, система навигации тогда не была столь совершенной и в целях безопасности «ходили» по водной поверхности в пределах видимости суши, чтобы, в случае надвигавшегося шторма, успеть укрыться в удобной бухте либо причалить.

Транспортировка грузов водным путем, ввиду возможности перемещения их больших объемов на значительные расстояния при сокращении сроков доставки, по сравнению с сухопутными караванами, как и в наши дни, считалась всегда более выгодным занятием для купцов.

Города, обладавшие подобным потенциалом, имели и имеют исключительные возможности для развития международных торгово-экономических и культурных связей и процветания. Подобные условия, особо важное и выгодное геостратегическое местоположение, а также окружающая природная среда оказали влияние и на формирование и развитие уникальных исторической ситуации и культурного наследия Варны. Видимо поэтому при знакомстве с бесподобными историческими достопримечательностями, археологическими и архитектурными памятниками, богатейшими музейными коллекциями Варны невольно возникает двоякое чувство: – ощущение радости от возможности лицезреть воочию Чудеса Света Шелкового пути ….

И одновременного огорчения, из-за недостатка времени для более детального и подробного знакомства с ними. К тому же хочется приехать сюда на более длительное время и неоднократно… Пожалуй, самыми замечательными из них являются …

Римские бани – Большие и Малые

Римские термы (бани) – Большие (II-III вв. н. э.) и Малые (IV-V вв. н. э.), раскопанные в Варне, были не только главными санитарно-гигиеническими структурами античного Одесоса – так в древности назывался этот город-порт.

Проведенные здесь археологические изыскания позволили вскрыть одно из самых величественных и грандиозных строений, выполнявших функции бальнеологического курорта. То, что Большие термы были, по свидетельствам специалистов, третьим-четвертым столь масштабным сооружением в античной Европе, входившей в Римскую империю, говорит о многом…

И, прежде всего, – об огромном международном значении города-порта и его выдающейся роли в системе торговых магистралей древности, а именно – одного из морских маршрутов Великого шелкового пути. Эти термы служили своего рода клубом интересных встреч для его граждан и гостей, где они отдыхали и поправляли здоровье, проводя значительную часть свободного времени. Это был универсальный банный комплекс, где старались удовлетворить и все прочие запросы сервисного обслуживания клиентов… В том числе и для их обеспечения различными товарами. Для этого по периметру здания – с трех сторон – на севере, западе и востоке в стены терм встроили торговые лавки.

Так что это были своего рода древнейшие прообразы современных супер- или гипермаркетов, объединенных вокруг сантарно-гигиенического и оздоровительного сооружения – в одно целое. Здесь была анфилада из четырех рядов обширных залов и помещений с разной температурой с богато украшенными интерьерами, раскинувшихся на значительной площади, и подвальные помещения галерейного типа со сводчатыми потолками и располагавшимися в них системами отопления.

В качестве строительных материалов использовали комбинированные кладки стен из нескольких рядов каменных блоков мелкого и крупного формата и жженых кирпичей, сложенных на специальных гидроизолирующих растворах.

Последними, кстати, как футляром обкладывали стены, используя их в кладке потолочных сводов и в арках дверных проемов.

В ряде случаев дверные проемы сооружали из больших продолговатых каменных или мраморных блоков. Из этих же наиболее прочных строительных материалов, украшенных резьбой, вытачивали детали колонн – капители, стволы и базы, а также верхние перекладины, поддерживавшие потолочные перекрытия.

В общем, это величественное сооружение, построенное благодаря гениальному таланту древних зодчих до сих пор оставляет неизгладимое впечатление на всех, кто его посещает, вызывая живой отклик и восхищение в душах наших современников.

Варна музыкально-театральная

– античные истоки, традиции и современная художественная культура.

В наши дни эти живописные руины Римских терм, создающие романтическое настроение, служат местом проведения не только экскурсий, но и уникальных театральных постановок, исторических спектаклей и международных музыкальных фестивалей под открытым небом, привлекающих внимание многочисленных зарубежных туристов. 

Примечательно и то, что смотрительницей этого комплекса является известный искусствовед Виолетта Вълканова, которая ранее, будучи сотрудницей

Художественной галереи искусства Варны, что находится близ Отеля «Черноморье», подготовила к изданию каталоги несколько Варненских международных Биеннале современного графического искусства и принимала участие в их организации и проведении, причем, на их публикацию она выиграла несколько европейских грантов.

Но есть здесь еще одна очень важная и своеобразная личностная достопримечательность, связанная с миром изобразительных искусств, и это ….

Варненский «Ван Гог», творящий свои шедевры в Римских термах 

Этого самобытного 78-летнего варненского художника-самоучку Пенчо Захариева, приверженца классической школы живописи, создающего свои весьма профессиональные художественные шедевры на холстах и бумаге можно встретить близ руин Римских терм.

Достаточно только взглянуть на его творения – архитектурные сооружения и пейзажи и натюрморты, выполненные в вангоговской манере и стилистике, чтобы без тени всякого сомнения возникло желание причислить этого самобытного мастера к самостоятельной достопримечательности Варны.

Уже через несколько минут общения с ним, мы не переставали удивляться неиссякаемому потенциалу этого универсального во всех отношениях и очень энергичного для своего возраста человека, к тому же виртуозно владеющего игрой на различных музыкальных инструментах ….

Музеи Варны – сокровищницы раритетов

Музеи – Археологический, Этнографический и города Варна, обладают богатейшими коллекциями, многие из экспонатов которых уникальны настолько, что обладать ими посчитали бы за честь самые престижные музеи мира! Это поистине настоящий рай не только для специалистов, но и для всех поклонников прекрасного и истории культуры! Это действительно нужно видеть!

А для того, чтобы детально ознакомится с ними, насладиться великолепием этих гениальных творений предков болгарского и других народов понадобиться, пожалуй, не один месяц.

В Археологическом музее – уникальные собрания, занимающие по несколько залов: – нумизматические раритеты, начиная с первых античных монет – в виде дельфинов, ножей и прочих денежных эквивалентов разных стран и народов, а затем и монетных кружков, имевших хождение на протяжении последних более чем 2,5 тысячелетий; – чудесные иконы, изготовленные на протяжении нескольких последних столетий, начиная с XIV-XV и XVII-XVIII-XIX веков.

Многие из которых заслуживающие отдельного описания; – привлекает внимание огромное количество античных и средневековых произведений искусства, скульптур, керамических и прочих ремесленных поделок.

А какая здесь значительная коллекция древнейших в мире золотых изделий!

В этнографическом музее – экспонируются многочисленные коллекции домашней и хозяйственной утвари и мебели, одежды и обуви разных народов, населявших Болгарию, даже богатейшие образцы их праздничных и ритуальных хлебо-булочных изделий с рельефными человеческими, голубиными и змеиными фигурками, а также крестами – древними символами солнца.

Примечательно, что многие орнаменты на паласах и детали ювелирных украшений и поясов имеют сходство с теми, что распространены в некоторых регионах Узбекистана, в частности, стилизованное изображение стручка перца, как символа плодородия и некоторых добродетелей. К примеру, нас приятно удивило, что в новогоднем обряде «Камили» используется изображение почти в натуральную величину муляжа двугорбого верблюда – «бактриана», родиной которого считается Бактрия. Эта историко-культурная область занимала территориально юг Узбекистана и Афганистан. Эти своеобразные наглядные свидетельства не только общности исторических корней узбекского и болгарского народов, но и их многовековых торгово-экономических и культурных связей на Шелковом пути. Они, кстати, хорошо прослеживаются и по изобразительным сюжетам археологических находок.

Прекрасную лекцию о всех экспонатах музея прочитали любезно сопровождавшие нас во время экскурсии по залам музея зав. Этнографическим отделом Лидия Петрова и сотрудник Диана Тодорова, которым хотелось бы выразить отдельную благодарность.

Городской музей Варны – это «отдельная песня»!

Музей истории города Варна

Здание, в котором с 1969 года размещена экспозиция Музея истории Варны, построенное в 1851 году для Бельгийского консульства имеет интересную судьбу. Поскольку, позже оно использовалось как гостиница, а с конца XIX века до 1929 года в нем содержали заключенных. В экспозиции музея размещена в трех залах на площади 600 кв. м ., где прослеживается развитие Варны как основного портового, торгово-промышленного, культурно-просветительского и курортного центра с 1878 по 1939 годы.

Музей стал первым в стране, воссоздающим атмосферу старого города с помощью аутентичных экспонатов.

В первом зале представлены характерное для района ремесло, ткацкие и металлообрабатывающие предприятия, строительство нового порта, зарождение и развитие мореходства и судостроения, банковского и страхового дела. Варна является одним из главных центров текстильной и пивоваренной промышленности Болгарии.

Представлены: первый в городе ткацкий стан фабрики по производству хлопчатобумажных тканей “Прогресс” – 1902 г ., продукция фабрик “Кирил” и “Текстил”, предметы и реклама винодельческих товариществ.

Варна показана как основной порт болгарского импорта и экспорта и как центр международных промышленных выставок. В обособленном уголке выставлено единственное сохранившееся в стране приспособление для переноски тяжестей портовыми грузчиками, а также макет паролокомобиля, использовавшегося при строительстве порта.

Кстати, его оригинал внушительных размеров украшает небольшую площадку между музеем и Малыми римскими термами, … Из оригинальных материалов восстановлены кузнечная мастерская, ателье для пошива одежды и обуви, свидетельствующие о развитии ремесел в то время.

Во втором зале любопытны экспонаты, связанные с административным управлением Варны.

Представлены документы, отражающие распоряжения по благоустройству, ордена и медали, личные вещи выдающихся Варненских управляющих /кметов – мэров/, сыгравших важную роль в политической и общественной жизни города. В третьем зале продемонстрировано создание европейского архитектурного облика города, превращение Варны в международный центр и летнюю столицу болгарской культуры. Здесь можно увидеть рояль, игрой на котором в 1926 г . открыли первые Болгарские народные музыкальные торжества /предшественницы Международного музыкального фестиваля “Варненское лето”/, серебряные кирка и лопата, которыми князь Александр Батенберг начал работы по строительству Кафедрального храма “Святое Успение Богородично”, экспонаты из дворца “Евксиноград”, коллекция открыток с Видами старой Варны. Специальное место занимает уголок, посвященный чеху Антону Новаку, имевшему огромную заслугу в озеленении Варны. В четвертом зале с помощью мебели и других вещей того времени воспроизведена атмосфера Варны 20-30-х годов XX века: гостиничный номер, кондитерская, небольшой ресторанчик, фотоателье, адвокатская кантора, магазин головных уборов, книжный магазин, уголок пляжа с раздевалкой-ширмой из тростника, гостиная и внутренний двор варненского дома. Прекрасную экскурсию по музею провел его сотрудник Пенчо Григоров. Особенно удивляет оригинальный образец первого пылесоса почти столетней давности (?). К тому же мне как специалисту удалось заметить много интересных и сходных деталей в некоторых изобразительных «бродячих» сюжетах, имеющих параллели в истории античной культуры Болгарии и Узбекистана, доживших до конца XIX века, как дань эллинистической традиции.

Среди них рельефные изображения: гиппокампа – морского конедракона – спутника владыки морей – бога Посейдона, украшавшее резьбу на один из мебельных шедевров – столе, а также в некоторых христианских храмах.

А также грифонов – других мифологических, фантастических существ с туловищем льва, крыльями и головой льва или орла. Причем, последние, упоминавшиеся античными авторами, в частности Геродотом, в качестве хранителей бактрийского золота. Удивительно и то, что они украшали ножки деревянного трона в церкви Святой Параскевы в Варне. Но существует еще масса других не менее достойных памятников, которые посчастливилось посетить в Варне и ее окрестностях.

Среди них особое место занимают пещерный монастырь и городские храмы.

Аладжа – скальный монастырь

Аладжа – пещерный монастырь (XIII-XIV вв), помещения которого вырублены в скалах на нескольких уровнях-этажах. Там находилась обитель монахов-затворников, отшельников, кельи которых были украшены настенными и потолочными росписями (фресками) с изображениями святых. В экспозиции близлежащего музея представлены оригиналы и фотографии напольной мозаики из христианской базилики (V-VI вв), а также церковная утварь, иконы и множество других ценных экспонатов рассказывающих о жизни и деятельности монашества. Эти уникальные сооружения имеют статус «национального архитектурного памятника культуры и музея». Знакомство с ними и завораживающего своей первозданной красотой природой заповедного леса, в окружении которого они расположены, навевает романтическое настроение.

Храмы



Особый интерес вызывают многочисленные христианские храмы, их внутреннее убранство и интерьеры, украшенные деревянными панелями с рельефной резьбой в сюжетах которой использованы растительные и геометрические орнаменты, а также антропоморфные и зооморфные образы.

Это самый величественный Собор конца XIX – нач. XX века, расположенный на главной улице города – церковь Святой Параскевы и Храм Успения Пресвятой Богородицы (1602), углубленный на 2/3 в землю, а также Армянская церковь.



«Кто не бывал в Несебре, тот не видел Болгарию» 



– такое безапелляционное заявление я услышал от Елены из Москвы, оказавшейся моей соседкой в самолете, когда разговор зашел о самых выдающихся болгарских исторических достопримечательностях.

В этой связи хотелось бы заметить, что Старый многовековой давности город Несебр входит в число семи культурно-исторических памятников Болгарии, включенных в список ЮНЕСКО по охране мирового наследия. Кстати, он находится на полуострове размером 600х800 м. в 100 км от Варны и в его основе покоятся руины древнегреческой крепости VI-V веков до н. э.

К другим достопримечательностям планетарного значения относятся и фракийские гробницы в с. Свештари и в г. Казанлык, Мадарский всадник, Боянская церковь вблизи Софии, Скальные монастыри в с. Иваново; Рильский монастырь, а также 2 природных – биосферный заповедник “Сребырна” и Национальный парк “Пирин”.

И конечно, хотелось бы, познакомится с этими и другими известными памятниками воочию.

Поэтому, надеясь вернуться, я с особой теплотой говорю: До свидания гостеприимная Варна! До свидания прекрасная Болгария и болгарские друзья!



Сергей Савчук-Курбанов

www.story.travel.mail.ru /story/show/201152/

Опубликовано также с ФИО автора в еженедельнике Бизнес-вестник Востока за 20.12.2017, №…, стр….

без ФИО автора :  http://news.uzreport.uz/news_9_r_40333.html , 20.12.2007 12:24:17 • “UzReport

2021.02.15