Узбекистан на Великом шелковом пути

ИКАТЫ в ИНДОНЕЗИИ

Если вам посчастливиться побывать на островах Индонезии – будь то знаменитые Ява, Бали, Ломбок, Сулавеси или другие, то позвольте порекомендовать вам, дорогие и уважаемые читатели, включить свою наблюдательность и обратить внимание на некоторые особенности местной культуры и культурного наследия, которые в этом случае могут показаться вам очень знакомыми.

А как приятно бывает в таких случаях ощутить на фоне новизны и необычности всего окружающего пространства щемящее душу чувство чего-то до боли знакомого и сопричастности предков вашего народа к тому что происходило на далекой зарубежной земле. А это уже можно назвать настоящим открытием.

И в этой связи давайте зададим себе, к примеру, такой вопрос: – Откуда же появились на территории Индонезии цветовые решения и орнаменты (стилизованные антропоморфные, зооморфные, геометрические и растительные), называемые часто среди ученых мужей «самаркандскими» или «согдийскими»?

И почему на некоторых островах, к примеру, таких как Сулавеси, так часто встречаются не только ткани, называемые икатами, но и селения с подобными же названиями, поскольку их там ткут?

Многие из них перекликаются с раннесредневековыми тканями занданечи (названной так по наименованию селения близ Бухары, а также встречаются на тканях и одеждах представителей посольств в настенных росписях Дворца правителей – ихшидов Самарканда (7-нач.8 вв.н.э.) и других памятниках культуры народов Узбекистана и Средней Азии.

Наверняка на протяжении веков здесь очень деятельно реализовывалась возможность того, что самые модные культурные традиции в те времена распространялись отсюда в другие государства и регионы, или же эти земли выполняли роль ретрансляторов культур других народов по морским торговым маршрутам Шелкового пути?

Отмечу лишь то, что в любом случае они являются хорошими документальными подтверждениями сохранившимся до наших дней средневековым письменным свидетельствам о посещении этих мест арабскими, самаркандскими, индийскими и китайскими мореплавателями и купцами, а также их многогранной дружбы и сотрудничества с местными, индонезийскими коллегами.

В любом случае все эти факты вызывают интерес к более глубоким исследованиям, требующим более длительного времени и сбора большего количества материалов

Пока же хотелось отметить, что эти орнаменты встречаются не только на тканях, рубашках и галстуках, в национальных мужских и женских нарядах в магазинах и Центре по изготовлению батика, но и в украшении интерьеров ковровых изделий на стенах в отелях и на креслах в аэропортовских автобусах, и не только на Бали, Ломбоке, но и других островах Индонезии.

Примечательно и то, что коричневый и светло-желтый являющиеся традиционными цветами для Индонезии, которые к тому же несут и символический смысл, распространились, как считают специалисты, по всем странам Шелкового пути в эпоху китайской династии Тан (618-907 гг.н.э.), ко времени которой относится и распространение китайских медных и в подражание им бронзовых монет с квадратным отверстием в качестве международной валюты на караванных путях, а в 9-10 вв. на территории Узбекистана и всей Средней Азии.

Где, кстати, в 15-16 вв. стали изготовлять в подражание китайскому фарфору, керамические изделия с использованием синих красителей (кобальта), которые также являются традиционными для Индонезии, но в тканях эти цвета начинают использовать гораздо раньше – еще в раннем средневековье и в даже античные времена !!! К примеру, сочетания узких красных, белых и синих полос на тканях. Как обнаруженные отпечатки тканей из погребений (датированных монетами кушанского царя Хувишки кон. 2 в.н.э.), раскопанных автором в башнях на городище Кампыртепа, близ Термеза (юг Узбекистана).

ИКАТЫ СУЛАВЕСИ

«Древо Жизни» на тканях о.Сулавеси – сюжет достаточно распространенный не только на этом острове, но и характерный для излюбленных в Узбекистане сюжетов настенных росписей в интерьерах домов и на коврах и сюзане, имеющих многовековые традиции.

Вышивки-сузани образцы Бухарской и Нуратинской областей.

•  Сергей Савчук-Курбанов

2021.02.16