Узбекистан на Великом шелковом пути

Трудовой кодекс обновленного Узбекистана: период реформ и перемен

С обретением независимости Республика Узбекистан взяла путь на создание гуманного демократического правового государства.

Для достижения этой цели с первых дней независимости в республике проводится широко масштабная демократическая социально-экономическая, политическая и судебно-правовая реформы, успех которых позволил обеспечить устойчивого и стабильного развития экономики, рост благосостояния и качества жизни населения.

В республике поэтапно создавалась достаточно крепкая законодательная база по правовому обеспечению проводимых реформ. При разработке национального законодательства, как полноправный субъект международного права Республика Узбекистан, уделяет большое внимание импламентации международных стандартов.

Хотелось бы отметить Республика Узбекистан в первые годы своей независимости стал членом таких авторитетных международных организаций как ООН, МОТ и другие, ратифицировал важнейшие международно-правовые акты, гарантирующие и защищающие права и свободы граждан.

Сказанное в полной мере относиться и трудового законодательства нашей страны, которые непосредственно регулируют трудовые и непосредственно связанные с ними общественные отношения, которые может обеспечить баланс интересов работников и работодателей и учитывает интересы государства.

Действующий Трудовой кодекс Республики Узбекистан был принят 21 декабря 1995 года.

Нужно отметить что постсоветском пространстве среди бывших союзных республик Узбекистан первым принял свой Трудовой кодекс, отвечающим требованиям рыночной экономики, который отменил монополию государственной собственности и создал возможности действия частной собственности. 


В Трудовом кодексе появились нормы отражающие соотношение норм национального законодательства с международными договорами, так Ст. 10 ТК посвящена « Соотношению международных договоров, конвенций и законодательства о труде Республики Узбекистан», где установлено: Если международным договором Республики Узбекистан или ратифицированной Узбекистаном конвенцией Международной Организации Труда установлены более льготные для работников правила по сравнению с законодательными или иными нормативными актами о труде Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора или конвенции.

Правила международных договоров Республики Узбекистан или ратифицированных Узбекистаном конвенций Международной Организации Труда применяются и в тех случаях, когда трудовые отношения прямо не урегулированы законодательством. 


В Трудовом кодексе впервые нашло свое отражение статьи устанавливающие принципы трудового права: запрещение дискриминации труда (ст.6 ТК), запрещение принудительного труда(ст.7 ТК), право на объединение работников и работодателей, ведению коллективных переговоров (ст.ст.21-56 ТК). 

Узбекистан ратифицировал конвенции МОТ №29 «О принудительном или обязательном труде», а также Конвенцию №105 «Об упразднении принудительного труда». Основной закон Конституция Республики Узбекистан предусматривая о недопустимости к принудительному труду устанавливает:  «Каждый имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые условия труда и на защиту от безработицы в порядке, установленном законом.

Запрещается принудительный труд иначе как в порядке исполнения наказания по приговору суда, либо в других случаях, предусмотренных законом». Необходимо отметить, что эти нормы постоянно совершенствуются путем принятия новых законов и нормативных актов в области правового регулирования трудовых отношений.

 Так, после принятия действующего ТК РУз был принят Закон «О занятости»(1992 г,1998г.2020 г.(в новой редакции), согласно ст.4 которого «Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду и осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством, в том числе и не связанную с выполнением оплачиваемой работы. ст.5 данного закона предусмотрев основные принципы в области занятости населения, признает одним из важных принципов запрещение принудительного труда, то есть принуждение к выполнению работы под угрозой применения какого-либо наказания.

Ибо Кодекс об административной ответственности за принуждение к труду предусматривает административные штрафные санкции.

Особо хотелось бы отметить, что в Узбекистане в 2008 году были проведены большие реформы в уголовном законодательстве, в результате которого было отменены в Уголовном кодексе нормы содержащие санкции по смертной казни.

В этом же году был принят Закон РУз «О противодействии торговле людьми» (2020 году 17августа он был принят в новой редакции), которым были приняты серьёзные меры по обеспечению недопустимости принудительного труда. Согласно уголовного законодательства торговля людьми является преступлением, за что предусмотрено уголовная ответственность.

Также нужно отметить что Республикой Узбекистан были ратифицырованы Конвенции МОТ в области дискриминации труда и занятий, в области труда женщин совмещающих материнства с трудом, запрещения детского труда, о сокращении рабочего времени до 40 часов, социального партнерства, о трудовых инспекциях и нормы Конвенций импламентированы в законодательства республики.(на сегодняшный день Республикой Узбекистан ратифицированы 20 Конвенций МОТ)

С момента принятия действующего трудового кодекса прошло более 25 лет.

Однако в условиях современной цифровой экономики развитие частного сектора и растущая конкурентная среда потребовала обновления Трудового кодекса.    

Кроме того, одно из глобальных проблем сегодняшнего дня пандемия короновируса также показала наличие пробелов в трудовом законодательстве.

В связи с объективными условиями Государственной программой  Узбекистана на 2019 год «Год активных инвестиций и социального развития» было предусмотрено разработать и внести в Законодательную палату Республики Узбекистан. новую редакцию Трудового кодекса.

На сегодняшний день, разработанный с учетом международной практики и опытом зарубежных стран, как Германия, Швеция, Норвегия, Великобритания, Латвия, Эстония, Япония, Южная Корея и страны СНГ, Трудовой кодекс в новой редакции трижды обсуждался на портале обсуждения нормативных правовых актов, после бурных обсуждений в третьем чтении в Законодательной палате  14 октября 2021 года был принят «Закон  об утверждении  Трудового кодекса Республики Узбекистан», который  был передан на рассмотрение и утверждение Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В ходе рассмотрения кодекса комитетами Сената широко обсуждались предложения поступившие из соответствующих государственных и негосударственных организаций, освещенных в социальных сетях и от граждан. 

Трудовой кодекс в первом варианте предложенным для обсуждения состоял из 3 частей, 7 разделов, 34 глав и 636 статей, а предложенная редакция для утверждения Сенатом Олий Мажлиса состоял из 2 частей, 7 разделов, 34 глав и  581 статей  (в ныне действующей редакции 2 части, 16 глав и 294 статьи).

Нужно отметит, что кодекс новой редакции, отличительно от ныне действующего кодекса, намного избавился от отсылочных норм, что и увеличит функцию норм, которые будут работать напрямую.

Также, новые нормы, направлены на предотвращение использования неформального труда. Значительно расширен круг норм регулирующих правоотношений касательно труда отдельных категорий работников, если в ТК 1995 года к отдельным категориям работников отводились нормы содержащие гарантии и льготы для женщин и лиц занятых исполнением семейных обязанностей, а так же дополнительные гарантии для молодежи, то в новой редакции определены классификация особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников по следующим критериям:

1) по    субъектам трудовых отношений (женщины, лица, занятые исполнением семейных обязанностей, лица с инвалидностью, несовершеннолетние);

2)    по сферам, отраслям и видам трудовой деятельности (педагогические и медицинские работники, работники транспорта и другие);

3)    в зависимости от тяжести и (или) вредности условий труда;

4)    в зависимости от природно-климатических условий;

5)    по специфике трудовых связей работника и работодателя (надомные работники, дистанционные работники и другие), а так же в др. предусмотренных законодательными актами. В первые законодательно закреплено такие понятия как, надомный труд, вахтовый метод работы дистанционная работа, защита персональных данных работника, служебное расследование, самозащита работником трудовых прав, особенности регулирования труда медицинских, педагогических работников, спортсменов, работающих у индивидуальных предпринимателей, у физических лиц и др.

Имеются нормы, определяющие механизмы цифровизации процессов трудоустройства, ведения электронной трудовой книжки, заключения трудовых договоров и регистрации в единой базе данных. В главе рассмотрение трудовых споров нашли свое отражение новые положения о коллективных трудовых спорах – о примирительно-посреднических процедурах, которое включает в себя следующие этапы разрешения коллективных трудовых споров:

рассмотрение спора примирительной комиссией;

рассмотрение спора с участием медиатора;

рассмотрение спора трудовым арбитражем.

Особо нужно подчеркнуть что, нормы новой редакции разработаны с учетом международных норм в сфере трудовых отношений. Изучен огромный массив нормативных документов зарубежных стран.

В виде заключения хотелось бы отметить, что Трудовой кодекс Республики Узбекистан новой редакции послужит в период глоболизации экономики обновленного Узбекистана с учетом требований рыночной экономики обеспечению баланса интересов работников и работодателей, упрощению реализации трудового законодательства в сфере малого бизнеса и индивидуального предпринимательства,  с учетом специфики правового регулирования труда в этих сферах, а так же гармонизации норм международного права, в том числе международных договоров, ратифицированных Республикой Узбекистан.

Хуршида БУРХАНХОДЖАЕВА,  
                           
доцент кафедры Трудовое право
Ташкентского государственного
 юридического университета, 
кандидат юридических наук.

Источник: https://xs.uz/ru/post/trudovoj-kodeks-obnovlennogo-uzbekistana-period-reform-i-peremen

2022.04.16