Узбекистан на Великом шелковом пути

Священный топор Бактрии

На сегодняшний день, многочисленные уникальные находки времен Бактрии распространяются через Афганистан по всему миру. Те из них, что попадают в музеи, помогают изучать историю бактрийского государства, а сколько еще таких творений бесследно исчезают в недрах частных коллекционеров, неизвестно. Впрочем, это тема для отдельного обсуждения.
А «топор Бактрии», что хранится ныне в американском музее «Метрополитен», успел заворожить любителей истории древности, привлекая внимание все новых и новых посетителей музея своей неординарной красотой и изящностью.
Он изготовлен в строгом соответствии с техникой кузнечного ремесла бактрийской школы. Об этом свидетельствует и изображение, сделанное древним мастером на поверхности топора, присущее, по утверждению экспертов, священным образам того времени.
Выполнен он с использованием сплавов из серебра и золота, имеет уникальную форму обуха, на котором изображен изящный и оригинальный по смысловому содержанию орнамент. В центре изображен могучий, атлетически сложенный человек с двумя орлиными головами и лапами вместо кистей рук и ног. Правой своей лапой он душит льва, а второй – держит за голову бухарского оленя. Последний, прекрасным образом вписан в качестве острой – рубящей кромки топора. Одеяния богатыря, крылья сделаны из золота, также как и изображение льва с головой дракона. В нижней части, посреди ног человека расположено отверстие для гвоздя, закрепляющей топор на рукоятке.
Уникальность топору придает именно запечатленная на нем композиция мифологических фигур и реального животного. Изображенная сцена противоборства имеет глубоко тотемное значение.
Возможно, кто-то будет заинтригован тем, почему бактрийцы придавали ореол священности столь будничному для современников инструменту – топору. Между тем следует отметить, что аналогичные предметы старины – топоры, украшенные священными рисунками, были обнаружены при раскопках древних бактрийских цитаделей.
В частности, поверхность найденного на территории Музрабадского района Сурхандарьинской области топора эпохи бронзы, известного как «топор Сополли-тепы», украшена изображением человеческого глаза. Обнаруженный в городище «Жаркутан» Шерабадского района Сурхандарьинской области медный топор привлекателен своей миниатюрностью и оригинальной формой, а также изящный топор «Тиллабулака» из того же региона Узбекистана, изготовленный древними мастерами из кости.
Ученые объясняют это тем, что в эпоху бронзы человек, а также племя, имеющее топор, считалось могущественным, как ни как, оружие обороны и нападения, а также незаменимая в быту вещь в одном предмете. Поэтому топор оберегали как зеницу ока, его наделяли священными и сакральными свойствами, образно говоря, древние кузнецы вкладывали в него все свое умение и душевную теплоту.
Ценным свидетельством того, что «топор Бактрии» был изготовлен когда-то на берегу Амударьи, является техника исполнения предмета и то, что человек, изображенный на нем, имеет два крыла. А изображение крылатых людей существовало в культуре древней восточной цивилизации, в частности, таких государств, как Сирия, Месопотамия, Хараппа. Оно бытовало в азиатской Бактрии еще за два тысячелетия до возникновения в эллинской культуре.
Это обстоятельство позволяет считать, что «топор Бактрии» есть не что иное, как уникальный образец культуры нашего народа. Он отображает всю многогранность и совершенство нашей истории, мощь нравственно-духовного и культурного наследия наших предков.

Автор: Тургун Хайдаров

Источник:
http://www.12uz.com/#ru/news/show/culture/16090/2014-01-07

07.01.2014

2014.01.07