Узбекистан на Великом шелковом пути

Энергия созидания

Сегодня наш разговор о бесценном материальном и художественном достоянии Узбекистана, истоках его государственности, духовно-нравственных традициях, ставших визитной карточкой страны, основой для создания летописи новейшей истории независимого государства с главным редактором научно-практического, духовно-просветительского журнала “Мозийдан садо” (“Эхо истории”), историком-археологом Зафаром ХАКИМОВЫМ: – Начало издания в апреле 1999 года журнала “Мозийдан садо”, учрежденного согласно Указу Президента Республики Узбекистан “О коренном улучшении и совершенствовании деятельности музеев” от 12 января 1998 года, стало еще одним шагом на пути реализации приоритетного направления государственной политики по построению демократического общества и возрождению национального достоинства граждан независимого Узбекистана.   Базисной основой социальных, политических и институциональных реформ, вошедших в пять принципов построения независимого демократического государства, ныне широко признанной как “узбекская модель” стало прежде всего возрождение духовного здоровья многонационального народа Узбекистана. Были определены стратегические вопросы по восстановлению, сохранению, реставрации нашего богатого исторического, научного и культурного наследия. Иными словами, Республика Узбекистан с первых лет независимости взяла курс на формирование в обществе мировоззренческой культуры, основанной на синтезе национальных и общечеловеческих ценностей. Это и есть культурно-историческая память и суть идеологии независимости.  По инициативе Президента страны достойное место в духовной жизни народа обрели праздники Навруз, Курбан-хаит и Руза-хаит, имена многих наших великих предков – Амира Темура, Алишера Навои, Мирзо Улугбека, Захириддина Мухаммада Бабура, имама аль-Бухари, Абдухалика Гиждувани, Бахауддина Накшбанда, Хакима ат-Термези, Бурхануддина Маргинани и десятка других ученых, мыслителей и поэтов прошлого. В честь них возводятся величественные мемориальные комплексы. За годы независимости комплексно отреставрированы сотни памятников архитектуры, реконструируются исторические города, возрождаются традиции и деятельность Академии Маъмуна в Хорезме.  Согласно важнейшему принципу в реформировании духовной жизни, заложившей основы сегодняшней стабильности и общенационального согласия в стране, которого придерживается наше государство, все преобразования осуществлялись с целью восстановления реальной объективной оценки того исторического процесса, художественных и культурных проявлений, которые имели место в прошлом. И когда мы говорим о реформировании в любой отрасли, будь то экономика, аграрный сектор, реальный сектор экономики или области культуры и образования, все это делается очень конструктивно, выверено, системно и поэтапно, а главное во благо каждого гражданина Республики Узбекистан независимо от национальной принадлежности, вероисповедания или социального положения. Это определяет образ независимого Узбекистана, как государства, где царят мир и стабильность, национальное и конфессиональное согласие, единение общества в созидательном устремлении во благо процветания страны.  – Как определить направленность журнала “Мозийдан садо” именно в этом ракурсе? Какие он ставит перед собой задачи, какие важнейшие этапы истории, научной мысли, направления духовной жизни общества освещаются на его страницах? – В рамках одной беседы невозможно раскрыть тематический перечень журнала – ведь число опубликованных статей более тысячи. Все вышесказанное – лишь малая доля грандиозных по масштабам практических дел по сохранению исторического наследия и исконно национальных ценностей, которую отражает один из постоянных тематических блоков номеров журнала. Сегодня наша страна достойно интегрировалась в мировое сообщество, постоянно повышается ее авторитет во всех сферах деятельности. И мы в контексте с реалиями современности стремимся донес­ти до читателей – на чем, каких достижениях, принципах нашего государства – культурного, образовательного строительства это признание основано. Фактически, создание журнала “Мозийдан садо” положило начало развитию такой новой области в информационном пространстве нашей страны как научно-историческая публицистика. Коллектив редакции осознает содержательную глубину и сложность задач, возложенных на журнал указом Президента и постановлением правительства страны в деле пропаганды не только деятельности музеев страны, но и реализуемых масштабных программ в области возрождения, сохранения, изучения исторического и культурного наследия среди широких слоев населения, особенно молодого поколения. Важно отметить и то, что журнал в отличие от многих профильных периодических изданий печатается на трех – узбекском, английском и русском языках, что делает его доступным не только для отечественного читателя, но и широкой зарубежной общественности. Благодаря этому, не опуская планку научной значимости статей, мы обрели свою нишу среди научных периодических изданий страны. В частности, решением сессии ВАК республики журнал “Мозийдан садо” включен в список авторитетных изданий для обязательных публикаций основных положений диссертаций на соискание степени доктора наук по трем специальностям: “Архитектура”, “Искусствоведение” и “Философия”. В области изучения истории материальной и художественной культуры, истории науки и архитектуры, культурологии наступил момент, когда завершился собирательный этап, и пришло время обобщающей систематизации накопленного материала. Именно с целью обеспечения широкоформатной правовой базы в этой области и приняты законы “Об охране и использовании объектов культурного наследия”, “Об охране и использовании объектов археологического наследия”, “О музеях”, утверждена Государственная программа по охране, сохранению, пропаганде и использованию объектов нематериального культурного наследия в 2010-2020 годы. Хочу подчеркнуть, что ряд из этих нормативных актов и масштабных проектов не имеют аналогов в мире. Одна из основных задач журнала – оказание всесторонней помощи сотрудникам музеев, публикация научных работ и пропаганда достижений в этой области. Сегодня музеи Узбекистана, осуществляющие большую просветительскую деятельность, наполнились новым содержанием и формируются как научно-исследовательские центры и наглядная школа воспитания у подрастающего поколения исторического мышления и осознанного патриотизма. Журналом инициирована серия статей по актуальным вопросам музееведения и музейной педагогике.  Каждый музей нашей страны уникален, но в совокупности они составляют многожанровую сокровищницу национального культурного достояния. Десятки тысяч единиц хранения в музейных фондах в достаточной мере еще не обследованы с точки зрения их научной и художественной атрибутики. К их числу, например,  относятся уникальные по художественному достоинству бухарский металлический шлем и сюзане из фондов Государственного музея искусств Узбекистана, впервые введенные в научный обиход через публикации в нашем журнале.  Уникальная особенность исторического наследия нашего народа заключается в единстве многообразия. Территория нашей страны состоит из нескольких локальных историко-культурных регионов. Уже вышли специальные номера, посвященные Бактрии – “Страна с поднятыми знаменами” и Фергане – “Страна небесных аргонавтов”, ведется сбор материалов по остальным историко-культурным областям.  Помимо того, что мы пытаемся познать нашу историю через труды отечественных ученых, нам важно знать, какова позиция зарубежных исследователей истории и культуры Востока. К примеру, известный японский археолог-исследователь Кюдзи Като для того, чтобы понять историю проникновения буддизма в своем регионе проводит многолетние исследования в Термезе. В нашем журнале публиковался также цикл статей ведущего немецкого исследователя Мариетты Шомель, в трудах которой прослеживается роль ислама в формировании эстетических и воззренческих взглядов на Западе. Интерес вызвал и материал по Западно-Восточному дивану Гёте, статья испанского исследователя о миссии королевского посла Рюи Гонзалеса де Клавихо ко двору Амира Темура и многие другие. Отрадно, что все эти исследователи Востока, истории художественной культуры Среднеазиатского Междуречья и в частности Узбекистана, выступают как истинные ученые, говорят об этом наследии очень бережно и достойно. – Нельзя не сказать о том, что историческое наследие Среднеазиатского Междуречья как древнейшего центра цивилизации Азиатского континента принадлежит не только народу Узбекистана, а является достоянием всей мировой культуры…  – Если раньше исследователи под давлением центра пытались рассматривать историю, художественную культуру или искусство Центральной Азии как периферийный вариант Восточной цивилизации, то сегодня благодаря независимости нашей страны и глубокому анализу всех археологических достижений, полученных в нашем регионе, ученые пришли к выводу, что на территории Среднеазиат­ского Междуречья сформировалось мощнейшее ядро азиатской континентальной древнеземледельческой цивилизации, обозначенное как Бактрийско-маргианский археологический комплекс. О том, что наш край является одним из центров развития мировой цивилизации, а наследие наших мыслителей и ученых стало базисом для духовного, культурного и исторического возрождения многих регионов, в том числе и Европы в своей концептуальной речи говорил, и глава государства на Международной конференции “Историческое наследие ученых и мыслителей средневекового Востока, его роль и значение для современной цивилизации”, которая прошла в Самарканде. Еще в тезисах античных авторов, на которые мы ссылаемся, говорится, что Бактрия, государство за Амударьей, – страна тысячи городов. Глубинное же содержание этого посыла заключается в том, что, будучи носителями исконно урбанистической культуры, сегодня мы должны говорить о самоценном, самостоятельном цивилизационном процессе развития народов, населявших Среднеазиатское Междуречье, который в отличие от некоторых центров цивилизации проходил в постоянном взаимодействии с культурными центрами Дальнего Востока, Индии, Китая, Европы и многими другими. Это поистине феноменальный процесс интеграционного развития цивилизации! И если рассматривать в этом ключе содержательный, духовный принцип развития нашего региона, то становится понятно, что толерантность, восприимчивость к инновациям заложены в историко-культурной психологии, менталитете нашего народа. Ярким тому подтверждением служит признание Ташкента Международной исламской организацией по вопросам образования, науки и культуры (ISESCO) столицей мира исламской культуры в 2007 году. Этому событию посвящен специальный номер журнала.   Следуя этому важнейшему жизненному принципу, в годы независимости Узбекистан проявил себя зачинателем таких благородных инициатив, как решение проблемы Арала, возрождение Великого шелкового пути, урегулирование афганской проблемы и других, которые поддержаны мировым сообществом. Инициативность, рационализм и прозорливость – важнейшие качества, отличающие курс нашей страны во главе с нашим Президентом, которые способствуют дальнейшему укреплению высокого авторитета нашей Родины. – Своими публикациями журнал преследует очень важную и благородную цель – воспитание культуры исторической памяти… – Это и есть тот содержательный стержень, определяющий истинный патриотизм, который является не популистским лозунгом, а внутридуховным состоянием человека, смыслом его созидательных устремлений. Но, к сожалению, мы видим, что в мире есть силы, которые историческими фактами сегодня всячески манипулируют, поэтому формирование исторического мышления, воспитание культуры исторической памяти, пропаганда скрупулезного и системного изучения богатейшего исторического наследия – важнейший аспект направленности нашего журнала. И с этой точки зрения очень показателен возрожденный в своем истинном величии по инициативе Президента Ислама Каримова образ Амира Темура, заслуги которого в создании нашей государственности безмерны. Большой цикл статей посвящен созидательной деятельности Сахибкирана. Эпоха Темура и Темуридов предопределила европейский Ренессанс – значительное развитие получила музыкальная культура, книжная живопись, поэзия, активно развивались ремесла, творческий путь многих талантливых ученых, художников, музыкантов и зодчих начинался под покровительством Сахибкирана. Говоря о выдающейся роли Темура, нельзя не сказать о том, что он является родоначальником просвещенной династии правителей и именно при его правлении роль женщин в управлении государством была поднята на достойно-светский уровень. Тонкий ум, благородство и величие души правителя Мавераннахра документально подтверждают в своих мемуарах Ибн Арабшах и Рюи Гонзалес де Клавихо. Один лишь факт – посредником отношений Амира Темура с правителями Европы выступал католический монах, ставший, по сути, его доверительным лицом. Это очень тонкий, мудрый и прозорливый принцип по-настоящему великого государственного деятеля, гуманиста и дипломата. Интерес к историческому наследию нашей страны особенно возрос в годы независимости, ведь формирование культуры цивилизации Среднеазиатского Междуречья оказало огромное влияние на историю народов, которые благодаря Великому шелковому пути находились во взаимосвязи с этим регионом. Но помимо того, что Великий шелковый путь является связующим звеном во взаимодействии между народами, культурами и цивилизациями, это еще и дорога сотен тысяч человеческих судеб – изменчивых и трагических, величественных и счастливых – разных. Иногда за историческими или археологическими фактами, событиями и явлениями мы забываем об этом. Этой теме мы посвятили цикл публикаций, основанных на первоисточниках китайских хроник. Так, по письменным сведениям известно, что выходцы из Согда играли уникальную роль в развитии торговых связей на дорогах Великого шелкового пути. Китай­ский император даже освободил согдийских купцов от налогов. Вместе с тем в Поднебесной были огромные колонии выходцев из Согда, принесшие с собой новые идеи, в том числе ислама и буддизма. Более того, выдающийся китайский мореплаватель, открывший в XIV-XV веках морской путь из Китая до Африканского побережья, был также выходцем из Согда.  Как взятый Узбекистаном по инициативе Президента Ислама Каримова с первых лет независимости курс на возрождение национальных ценностей, истории, традиций влияет на духовную атмосферу общества, успехи в развитии других сфер? И какова реальная история современного Узбекистана? – Историческое наследие – мощнейший источник созидательной энергии, которая сегодня отражается на всех аспектах деятельности, развития и прогресса государства. Когда мы ходим в музеи, наслаждаемся памятниками архитектуры, переживаем совершенно ни с чем несравнимые жизненные ощущения собственной причастности к великим деяниям прошлого. Нас обуревают высокие мысли и идеи, которые стимулируют человека к новым созидательным свершениям. Это своего рода духовное очищение.  Широкомасштабные реформы, последовательно проводящиеся в нашей стране, делаются ради того, чтобы любому человеку независимо от национальности, вероисповедания, социального статуса было комфортно во всех сферах жизнедеятельности. Они являются реальным подтверждением огромных перемен и демократических процессов, которым мы все являемся очевидцами. Это и есть особенность исторического развития современного Узбеки­стана, реальная история нашей страны за годы независимости, базис той стабильности и межнационального согласия, которые царят в ней сегодня. А делается очень многое – меняется облик городов, возводятся величественные здания, большинство из них – настоящие шедевры современной архитектуры, появляются магистрали, которым могут позавидовать многие европейские страны. Все это продолжение созидательной деятельности, заложенной в народе великими предками. Ее суть очень точно раскрывает изречение Сахибкирана Амира Темура: “Если сомневаешься в нашем величии – взгляни на наши сооружения!”: Самарканд, Хива, Термез, Ташкент, Андижан, Фергана – все города обновляются, но при этом сохраняется их непо­вторимый дух. Это очень важно, удобно и комфортно для душевного состояния людей, которые с одной стороны ощущают на себе все блага урбанистической культуры, с другой чувствуют себя комфортно в своей исторической памяти. Не теряются образы, которые заложены в них генетически или сформировались в познавательном порядке. Так реализуются на практике принципы, провозглашенные главой нашего государства в первые годы независимости: “Без исторической памяти нет будущего” и “Реформы не ради реформ, а ради человека”.  Благодаря мудрой и дальновидной политике Президента Ислама Каримова, кардинальным реформам во всех сферах, за двадцать четыре года независимого развития Узбекистан, опираясь на бесценное наследие прошлого – накопленный веками опыт, интеллектуальный потенциал великих предков, превратился в динамично развивающееся современное государство. Наш трудолюбивый народ, оставаясь приверженным принципам миролюбивой политики и толерантности, уверенно смотрит в завтрашний день, ставит перед собой на последующие годы еще более масштабные задачи по продолжению и дальнейшему углублению преобразований, устойчивому развитию экономики, поступательному и неуклонному повышению уровня и качества жизни граждан. Строя великое будущее своей Родины, воплощает в жизнь все те благородные мысли и устремления, о которых веками мечтало не одно поколение. Не случайно в своем выступлении на открытии международной конференции “Историческое наследие ученых и мыслителей средневекового Востока, его роль и значение для современной цивилизации” Президент Узбекистана Ислам Каримов привел слова, сказанные великим испанским писателем Сервантесом о том, что история – это сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. “Ведь тот, кто не знает историю, на каждом шагу совершает ошибки, народ, который не гордится своей историей, не может видеть свою перспективу, – отметил глава государства. – Но вместе с тем мы должны развивать и обогащать это наследие, внести свой достойный вклад в эту бесценную сокровищницу”. Говорят, у каждого поколения, эпохи есть своя память – история. И сегодня каждый из нас и все вместе – страницу за страницей своими достижениями мы продолжаем дело, начатое нашими предками, создаем летопись новейшей истории независимого государства, священной и благодатной для каждого жителя Узбекистана – Родины.  Беседовала Ирина Рибар.  Правда востока, №125/2015,  26 июня 2015 Фото и иллюстрации смотрите по  ссылке на Источник: http://pv.uz/culture/20657
2015-06-26

2015.06.26