
“Я допускаю, что мысль существует отдельно от мозга, а он только улавливает её из пространства и считывает”, – писала она в своих многочисленных научных трудах.
Внучка великого Бехтерева, она и сама стала великой, всю жизнь занимаясь одной из самых волнующих тайн – тайной человеческого мозга…
Она потрясающим образом объединяла в себе рациональное и иррациональное: будучи прославленным учёным – встречалась с Вангой, видела “вещие сны” и верила в Бога…
И этим единством логики и интуиции, этой прекрасной человеческой цельностью она была примером истинно верной дороги – и в науке,
и в жизни.
22 июня – День Памяти Натальи Петровны БЕХТЕРЕВОЙ! Для меня гениальность — это способность находить правильные решения сложных проблем по минимуму выведенной в сознание информации.
А иногда этот базис информации в сознании очень трудно обнаруживается или как будто бы не обнаруживается вообще.
“Почему это так? — Я просто так думаю, вот и все”.
Решения “ниоткуда” помимо определенного склада ума требуют и определенного настроя, психического состояния.
Это как бы состояние “приема”. Причем, оно не является чем-то экзотическим, не слишком отличается от нормы. Близкое состояние (а кто знает, может быть, именно оно) описано у Стейнбека в его замечательной и трагической “Жемчужине”. Для того чтобы найти жемчужину, нужно ХОТЕТЬ найти ее; но не слишком сильно хотеть — можно спугнуть удачу.
А что произойдет, если хотеть чего-либо — в том числе и проникновения в явления природы — очень страстно?
Чаще всего эмоции заслонят разум, мозг не окажется оптимальным детектором истины, в том числе и логически оправданной.
А изредка… Изредка человек может оказаться как бы в другом измерении: он видит, слышит, обоняет то, что окружающим обычно не дано. Просто надо пробовать нетривиально решать свои проблемы, даже бытовые.
В жизни каждого человека происходит очень много всего, что может задействовать мозг, заставить его придумать нечто неординарное. Что такое сверхзадача? Это то, что (постепенно или вдруг) стало очень важно, очень нужно, чего безумно хочется, или, наконец, чего не избежать.
Но выполнение её нельзя купить, нельзя украсть — нельзя даже взять напрокат.
Сверхзадачу можно выполнить, только включив СВОЙ творческий потенциал.
Н.П БЕХТЕРЕВА.
ОТРЫВКИ ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Н.П. БЕХТЕРЕВОЙ:
ОСЕННИЙ СОН
Я росла домашним ребенком, воспитывалась бонной, носила бархатные платьица, косички крендельками.
Самое яркое впечатление детства — папа вечером садится за рояль, и мы с моей подружкой вальсируем под незабвенный «Осенний сон» до головокружения. Папа был красивый, талантливый, прекрасно пел, всегда безупречно одевался, и на службе, и дома. Он меня очень любил — просто так, безоговорочно. А направляла по жизни — мама.
Хорошо помню, как я, еще совсем маленькая, лет трех от роду, иду с ней за руку на прогулку. Я недавно узнала новое красивое слово «техникум» и говорю: «Вырасту и буду учиться в техникуме», а мама тут же строго поправляет «Какой техникум? Пойдешь в институт, тебе все легко дается. Только в институт, получишь высшее образование — и станешь ученой.
Мое счастливое безмятежное детство рухнуло за одну ночь.
Правда, перед этим был сон — один из четырех вещих снов, которые я видела в течение жизни. Снилось мне, что папа стоит в коридоре нашей квартиры, и вдруг пол у него под ногами поднимается, из-под половиц вырываются языки пламени, и он падает в огонь. На следующее утро его арестовали. Маму отправили в общем вагоне в лагерь. Меня и брата Андрея — в детский дом, потому что все родственники отвернулись от нас, как от зачумленных.
СВЕРХПРОГРАММА В ДЕЙСТВИИ
Я не думала, что должна исполнить материнский завет и получить высшее образование. Я вообще ни о чем не думала. Как пчела собирает воск, так и я действовала по впечатанной в сознание сверхпрограмме.
В медицину я попала случайно. Летом сорок первого подала документы сразу в восемь вузов. Восьмого сентября сгорели ленинградские продовольственные склады, и перед угрозой блокады и голода все институты, кроме медицинского, эвакуировались.
А я не хотела уезжать и осталась при медицинском. Поступали одновременно со мною семьсот человек, окончили институт — четверо. Остальных унесла война и голод.
УМНОЖАЯ ЗНАНИЯ, УМНОЖАЕШЬ ПЕЧАЛЬ…
В двадцать один год я окончила медицинский и поступила в аспирантуру — заинтересовалась тем, чего нам не преподавали, так как мозг и его деятельность в начале пятидесятых были не в фаворе — уж больно загадочны и мало материалистичны.
А мне всегда хотелось заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, хотелось понять, что делает человека — Человеком.
ТЁТЯ ВАНГА
Мы видим многое, что не в состоянии объяснить. Я встречалась с Вангой — она читала прошлое, видела будущее. По данным Болгарской академии наук, число её сбывшихся предвидений — 80 %. Как у нее это получалось?…Слепая, лицо асимметричное и все же бесконечно милое и чистое, как у ребенка. Она всех называла на “ты” и требовала, чтобы к ней обращались так же. А голос поначалу сердитый и пронзительный — не принесла я кусок сахара, который до встречи требовалось сутки носить при себе, чтобы он всю информацию впитал и передал Ванге.
Я вручила ей подарок — красивый павловопосадский платок.
Она недовольно поморщилась: “Он же новый! Ничего о тебе не скажет!
А что ты хочешь узнать?” Я объяснила, что хотела бы просто поговорить с нею “для науки”. Ванга пренебрежительно хмыкнула: “Для науки…”, но вдруг её лицо приобрело ясное, заинтересованное выражение:
«Вот твоя мать пришла, она здесь. Говорить хочет». А моя мама умерла в 1975 году, и я подумала, что сейчас «хитрая» Ванга от лица мамы начнет меня упрекать — почему это я могилку давно не навещала. Мне про подобные упреки рассказывали многие, побывавшие у Ванги.
Я решила её опередить: «Она, наверное, на меня сердится?»
— «Нет, не сердится, и при жизни тоже редко сердилась. Это всё болезнь, всё болезнь«, — Ванга в точности повторила мамины слова, которыми та извинялась за свою раздражительность, и вдобавок сильно затрясла руками и головой, изображая симптомы тяжелейшей маминой болезни под названием «паркинсонизм». «Вот такой у нее был дрожательный паралич, верно?» И у меня легкий холодок коснулся сердца — откуда она знает?..
Ванга передала мне две мамины просьбы — заказать у монахов в Загорске поминальную службу и поехать в Сибирь. Я удивилась — зачем Сибирь, почему? У меня там никого нет. «Не знаю, — сказала Ванга. — Мать сильно просит. А что это за место — Сибирь? Город? Село?»
Совершенно неожиданно, вернувшись в Ленинград, я получила приглашение в Сибирь на чтения, посвященные моему деду Бехтереву.
ОСОБЫЕ СНЫ
Они виделись мне только под утро или днем, с полным ощущением того, что все происходит на самом деле. Просыпалась я всегда напряженная, взвинченная, нервная, с острой головной болью в области лба. В июле 1975 года я отправила маму в санаторий, под Краснодар. Получила её письмо — бодрое, жизнерадостное, где она сообщала, что чувствует себя лучше и даже выходит в садик посидеть на солнышке, и очень обрадовалась.
А через несколько дней снится мне сон — во сне я просыпаюсь, одеваюсь, слышу звонок в дверь, и почтальон приносит телеграмму:
«Ваша мама умерла, приезжайте хоронить«.
Прилетаю в село, узнаю людей, про которых мама писала, называю всех по именам. Мне говорят: «Надо идти в сельсовет«. Просыпаюсь в отчаянии и слезах и хочу немедленно лететь в Краснодар. Муж и друзья успокаивают меня, снисходительно похлопывая по плечу: «Вы же ученая, мудрая женщина, вы мозг изучаете, да как можно верить снам, посмотрите, какое письмо хорошее, скоро ваша мама вернется!»
И так они меня убедили, что я от своей затеи отказалась.
В августе получаю телеграмму: «Ваша мама умерла. Приезжайте хоронить«, — все слово в слово написано. Приезжаю… узнаю на похоронах всех тех, о ком мама писала… иду в сельсовет за справкой о ее смерти.
Да, я знала, как мама больна, тревожилась о ней, во сне моя тревога всплыла, приобрела отчетливую форму.
Но отчего я предвидела именно эту смерть, а не другие? Возможно, мама думала обо мне в последнюю минуту. Или душа её в момент отделения от тела коснулась моего сознания. Ответить, почему возникают подобные сны, я пока не могу. Но прислушиваться к ним, наверное, надо.
НЕ УДЕРЖАЛА
Сын Алик, доктор, красивый, умный, бесконечно любимый, трудный, позвонил ночью, сказал, что покончит с собою и хочет попрощаться перед смертью с отцом. Муж попросил меня поехать к нему. Мы уже один раз выхаживали Алика после тяжелейшего заражения крови, вытащили буквально чудом с того света. Чтобы не терять ни секунды, я сразу вызвала реанимацию и бросилась к сыну.
Перед закрытой дверью его квартиры застала растерянных врачей — на звонки изнутри никто не отзывался, и вдруг мне одной почудился сильный, как в анатомичке, трупный запах, которого не было и ни по каким логическим причинам быть не могло, и я поняла — все. Сына больше нет.
Когда принесли ключи и открыли дверь, Алик мертвый лежал на диване, с петлей на шее. Я взяла телефонную трубку и обо всем, как автомат, сообщила мужу. Мы с моей близкой подругой Р. В. вернулись домой.
И вновь только я одна у порога почувствовала все тот же леденящий душу трупный запах. Несколько секунд — и ощущение исчезло. Открыл муж, внешне — спокойный, выслушал, принес нам нарезанный арбуз, сказал, что идет спать. Под утро у него произошло кровоизлияние в мозг, и спасти его не удалось.
ТО, О ЧЁМ МОЖНО БЫЛО И УМОЛЧАТЬ
Шли месяцы. Я жила по инерции. Ездила в командировки, работала, но ощущение чьего-то присутствия в доме сохранялось. Странное гудение, похожее на шум волчка, шорох, скрип половиц. Я иду в ванную мыться. Слышу шаги. Они приближаются, потом — удаляются. Когда я выхожу минут через десять, Р. В. спрашивает, зачем мне ни с того ни с сего понадобилось выбираться из теплой ванны в коридор и почему я не отозвалась, когда она меня окликнула.
А вот еще: я стою у окна и вижу во дворе грустного человека с лицом моего покойного мужа. Может быть, мне показалось?.. Возвращаюсь в кухню и прошу Р. В. взглянуть, кто там стоит на улице, «вроде я уже его где-то видела». Она вбегает через минуту белая как мел: «Да это же Иван Васильевич! Он повернулся и к гаражам пошел, вы же знаете его особенную походку — ни с кем не спутаешь!»
Глубоким вечером я смотрю на большой, хорошо выполненный портрет мужа в спальне и наблюдаю, как медленно скатывается по полотну слеза из уголка нарисованного глаза — словно он огорчен, как часто бывало при жизни, моим поздним возвращением домой из гостей. Я безмолвно замерла у портрета, а моя тихо подошедшая подруга восклицает: «Да он плачет!..» Потом слеза тает.
Каждое загадочное явление как бы съедало часть моих и без того подточенных горем возможностей, мучили головные боли, внезапная сонливость, повышенное давление. Ну, хватит, — решила я и отправилась в больницу Четвертого управления. Здоровье мне вроде бы подлечили, но душа продолжала болеть. И тогда я обратилась к Богу.
Бог, вера, отец Геннадий и мои близкие вернули меня к жизни, принесли утешение и покой. Дверь в Зазеркалье закрылась — на время, не навсегда.
ВЫ ЗНАЕТЕ, ВСЁ ЕЩЁ БУДЕТ!
Самый счастливый момент моей жизни?
Мне многие не верят и недоуменно улыбаются, когда я об этом рассказываю, но я говорю чистую правду — подготовка доклада для открытия ХХХIII Международного конгресса физиологических наук и как апофеоз — выступление 30 июля 1997 года, которое прошло более чем блестяще.
Я выступала, читала лекции, занималась громадной организационной работой, но — не жила. Пока у меня не появилась очередная сверхзадача — доклад, который позволил оценить, сколько сделано в прошлом, и показал, что есть смысл в будущем.
Без сверхзадачи человеческое существование лишено смысла.
Животные рождаются, дают жизнь новым поколениям, потом функция размножения угасает, и наступает смерть.
А мы — мы не умираем, пока у нас есть цель:
дождаться внуков и правнуков, написать книгу, увидеть мир, заглянуть
в Зазеркалье…
СТАРОСТИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ И НИЧЕГО НЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ,
ПОКА ВЫ САМИ ЭТОГО НЕ ЗАХОТИТЕ!
Источник: https://ru.journal.reincarnatiology.com/veshhie-sny-a..
* * *
Бехтерева Наталья Петровна Магия мозга —https://www.youtube.com/watch?v=69eDs-bp3t0
Опубликовано: https://www.facebook.com/photo/?fbid=1403211593524015&set=gm.698701974539792