Он является одним из распространенных видов головного убора. «Келагаи» — это шелковый платок. При его ношении существовали возрастные и социальные различия: пожилые женщины носили более темные цвета — черные, темно-синие, молодые же более яркие — белые, бежевые, ярко-голубые и др.
Повязывали келагаи различными способами.
Келагаи в некоторых местах завязывали поверх косынок, предварительно собрав волосы льном или марлей, то есть одновременно носились три головных убора: первый – джуна (или лен), второй – келагаи, третий – косынка, которую также называли касаба, сарендаз, зарбаб.
В холодную погоду голову завязывали еще шалью (тирме-шаль, кашмирская шаль, шаль ручной вязки из натуральной шерсти).
Келагаи разноцветной окраски пользовались большей популярностью.
Келагаи прошлых лет отличались от современных своим рисунком.
Наиболее древним и распространенным сюжетом на келагаи было изображение пары птиц (павлинов), а их причудливые рисунки с изображениями листьев и цветов перекликались со сложными геометрическими узорами.
Излюбленными растительными мотивами являлись роза (гызыл гюль), нарцисс (наргиз), гвоздика (гярянфиль), мак (лалэ), лилия ( занбаг), ирис (сусян) и цветы фруктовых деревьев – граната, айвы, алычи, а также колосьев ( сюнбюль) и листьев различных форм.
Геометрический узор состоял из прямых и ломаных линий, зигзагов, треугольников, четырехугольников, шести- и восьмигранных розеток, ромбиков, звездочек и символического изображения солнца.
Орнамент рисунка келагаи в различных областях Азербайджана отличался друг от друга: для Абшерона и Шеки характерен крупный массивный узор, в Шамахе преобладал мелкий рисунок, в Гяндже, Газахе и Карабахе наблюдалось одновременное распространение мелкого и крупного рисунков.
Еще в 5-6 вв. в Мингячевире носили шелковые платки со следами золотошвейной вышивки – прообраз келагаи.
Азербайджан был важным, как сейчас бы сказали, транзитным пунктом на древнем торговом тракте Великого шелкового пути.
К тому же климатические условия позволяли выращивать гусениц шелкопряда, потому азербайджанский шелк стал вскоре известен не меньше китайского.
Уже в раннее средневековье здесь сформировались центры традиционного шелкоткачества: Шеки, Ширван, Баскал, Гянджа.
В летописях сохранилась легенда о перчатках, подаренных ширваншахом Ивану Грозному: они были расшиты тончайшей шелковой нитью, и русский царь надевал их в особо торжественных случаях.
Этот удивительный струящийся материал загадочен и тем, как он рождается, и по своему качеству.
Шелковая нить невероятно тонка, но при этом и невероятно прочна. Шелк греет и дарит прохладу. Мягкий блеск и переливающиеся цвета ткани радуют глаз, его таинственное шуршание возбуждает воображение, прикосновение к нему обостряет чувства.
Одним словом, древние азербайджанцы не случайно выбрали именно его для женского головного убора – келагаи.
Интересно, что по орнаменту рисунка келагаи можно было определить, в каком из районов Азербайджана он был изготовлен:
для Абшерона и Шеки был характерен крупный массивный узор, в Шамахы преобладал мелкий рисунок, в Гяндже, Газахе и Карабахе использовался как мелкий, так и крупный рисунок.
В основном, на шекинских келагаи встречается узор в виде вытянутой буты.
Келагаи принято изготовлять из натурального шелка, причем определенного вида, издавна называемого «келагаи-ипейи», т.е. шелк для келагаи.
Эта материя изготовляется из неокрашенных шелковых нитей, причем плотность их не должна превышать 28-30 нитей на квадратный сантиметр.
Современный келагаи, который носят только бабушки или жительницы отдаленных районов республики, представляет собой окаймленный шелковый платок с преимущественным орнаментом буты.
Издревле в Азербайджане существует традиция – надевать келагаи определенной раскраски в определенном возрасте.
Так, незамужние девушки всегда покрывали голову платками светлых и даже ярких цветов, обычно желтого, розового, золотистого, сиреневого.
Келагаи более темных и не таких привлекающих оттенков предпочитали носить взрослые женщины.
Хороший платок можно определить по плотности – чем он тоньше, тем выше качество.
Также платком хорошего качества считается келагаи, в котором практически невозможно различить лицевую и изнаночную часть.
В ноябре 2014 года на 9-й сессии ЮНЕСКО традиционное искусство и символика орнаментов кялагаи, его изготовление и ношение были включены от Азербайджана в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Президенту Фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиевой вручен документ, подтверждающий включение азербайджанского искусства келагаи в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО
18 мая в Баку состоялось официальное открытие III Всемирного форума по межкультурному диалогу на тему «Поделимся культурой во имя общей безопасности».
В церемонии открытия приняли участие Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев и его супруга, президент Фонда Гейдара Алиева, посол доброй воли ЮНЕСКО Мехрибан Алиева.
Присутствовавшая на мероприятии гендиректор ЮНЕСКО Ирина Бокова вручила Мехрибан Алиевой документ, подтверждающий включение азербайджанского искусства келагаи в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Отметим что, информация о Келагаи была подготовлена при поддержке первой леди Азербайджана, президента Фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиевой.
2015-11-03