Узбекистан на Великом шелковом пути

ПРЕСС-РЕЛИЗ выставки “Жизнь и творчество Александра Николаевича Волкова”

7 сентября 2017 года в 12-00 часов в Ташкенте в Государственном музее искусств Узбекистана откроется выставка “Жизнь и творчество Александра Николаевича Волкова”.  На вернисаже представлены более 70  его уникальных произведений живописи и графики.  Художник и поэт Александр Николаевич Волков занимает особое место в формировании узбекского искусства XX века, основанного на истоках искусства Востока и Запада,  наравне с нарастающей эстетикой узбекского искусства и позднее получившей признание национальной школы искусства Узбекистана.   Художник родился в 1886 году, в семье русского военного врача. Учился  в кадетских корпусах в Ташкенте, а затем в Оренбурге. Проучившись несколько лет, он бросает занятия, не окончив учебу. В то же время поступает на учебу в мастерскую русского акварелиста Д.И.Бортникера. Затем учится в классе В.Е. Маковского в Высшем художественном училище,  при Санкт-Петербургской Академии Художеств, также в 1910-1911 годах  учится в частной школе М.Д.Бернштейна. Здесь ему преподавали Н.К.Рерих, И.Я.Билибин, скульптор Л.В.Шервуд, которые в творчестве художника заняли особое место. С 1916 года Александр Волков начинает свою творческую деятельность  в Узбекистане. В 1919 году художник был директором Ташкентского музея искусств.  В 1919-1921 годах преподавал в художественных мастерских Туркестана, в 1929-1946 годах в Ташкентском художественном училище.   Особо надо отметить, что в то время когда Волков стал изучать искусство,  в Узбекистане начинала формироваться новая техника живописи, получившая широкое распространение в Европе. Выставки художников В. Кандинского, К. Малевича основателей русского авангардного искусства были основными событиями того времени.   Несомненно все это послужило хорошим толчком к формированию мировозрения художника и  появлению в его искусстве новых пластических форм.  В это время Волков  создает произведения в духе европейского импрессионизма, постимпрессионизма, примитивизма, кубизма, футуризма и в других направлениях. В 1917-1922 годах им были созданы произведения «Караваны»,  «Восточные примитивы», «Плач на кладбище»,  «На сандале» (1924), «Телега», «Танец» (1924)  и «Гранатовая чайхона» (1924) – апогей его творческих поисков того времени, новшество – создавшее гармонию в искусстве Востока и Запада.   Если наполненное грустью лирическое произведение «На сандале» решено несколько философски, то в произведении «Танец»,  динамичные и наполненные чувством формы и цвета, танцующие персонажи  – дополняют композицию, а открытые цвета и оттенки  искуссно сочетаются друг с другом.  Произведение  «Гранатовая чайхона» высшая точка творческих поисков художника того периода, является ярким примером гармоничности сочетания искусства Востока и Запада – это наивысший вклад в представлении узбекского искусства на мировой арене.  В процессе современной глобализации произведения художника занимают особое место в воспитании молодежи в национальном духе. 

2017.09.07