Узбекистан на Великом шелковом пути

Культурное наследие Узбекистана: суфизм и архитектура

Руководитель Ташкентского облуправления «Олтин Мерос» Зарифа Эшмирзаева рассказала о зарождении суфизма и его проникновении на территорию Центрально-азиатского региона, открытости и гибкости мусульманской классической философии, а также роли суфизма в развитии этики, эстетики, литературы и искусства. Особо была отмечена роль женских суфийских обителей. Памятники суфизма – это не только особая энергетика, но и великое богатство, наследие и культура народа Узбекистана.

Доктор архитектуры, завотделом Института искусствознания Узбекистана Мавлюда Юсупова представила участникам семинара свою презентацию на тему «Архитектура суфийских обителей Узбекистана», в которой нашла свое отражение эволюция в строительстве памятников архитектуры, особенности развития этого направления и рассмотрение и их типы. Особенностью материала стала периодизация развития архитектуры, характерной именно для суфийских памятников Узбекистана, так как в большинстве случаев ученые-историки в мире предпочитают пользоваться обобщенной периодизацией, которая говорит об изменениях в архитектуре всего Востока.

Так к первому периоду относятся VIII-XI вв, когда начинается строительство первых обителей – ханака. Во второй период (XII-XIVвв) захоронения суфиев становятся объектами поклонения, а ханакой называется уже весь комплекс у мавзолея. Расцвет суфизма приходится на третий период – XIV-XVIIвв., когда суфии начинают регулировать отношения между правителями и народом, становятся посредниками между ними. Наибольшее распространение получает орден Накшбандия. Ханакой в этот период называется уже не весь комплекс, а входящие в него сооружения с обрядовым залом, также характерна конструкция куполов на четырех пересекающихся арках. Четвертый период – XVIII- нач. ХХ вв – период упадка, которому свойственно уменьшение размеров обителей.



Следующий докладчик Зухра Рахимова рассказала об особенностях одежды суфиев на миниатюрах Герата XV в. Основным источником, который позволяет нам сегодня знать, как одевались суфии, служит именно миниатюра, передающая стиль одежды довольно точно. Считалось, что хирка (одежда суфиев) хранит энергетику своего обладателя, поэтому дарение одежды шейха своему избранному ученику символизировало благословение. Также существовало поверие, что если сжечь одежду своего врага, можно тем самым уничтожить его.

Суфийские шейхи носили одежду с широкими рукавами, чалма же была скромных размеров. Отличительным атрибутом был тайласан (шарф-накидка) – символ тайного знания, по цвету и способу носки которого, определялась степень посвящения. Одежда же дервишей состояла из лоскутов ткани, однако в миниатюрах это не изображалось. Длина одежд дервишей была короче, чем у шейхов, а рукава – уже, пояс – в основном тканный. Обувь дервишей – это войлочные полусапожки или тканные обмотки.


Также был заслушан доклад Надежды Монасыповой, руководителя Ташкентского общества Рерихов, который отражал эволюционное значение идеи защиты исторических памятников и культурного наследия. Последнюю презентацию на тему «Мавзолей и образ мирового древа», представил Тимур Нурулин, магистр теории и истории архитектуры. Завершением программы семинара стал показ фильма о суфизме, а также шагах, предпринимаемых по сохранению памятников истории для потомков.



ОЛЬГА ВАНАЕВА
Источник:
http://www.kultura.uz/view_2_r_3996.html 
2015-02-05

2015.02.05