Узбекистан на Великом шелковом пути

Чим. Память столетий

Безусловно, процесс созидания затрагивает и исторические города, где развернулась деятельность не только по реконструкции площадей, улиц, строительству современных социальных и других объектов, но и сохранению ценнейшего национального архитектурного наследия. Пласты исторического времени благодаря труду археологов, историков, культурологов, ученых других отраслей сегодня открывают перед нами удивительную величественную картину, олицетворяющую градостроительный гений нашего народа. Так, при изучении истории Шахрисабза и Китаба, расположенных в Кашкадарьинской области, сделаны археологические открытия, малоизвестные широкому кругу читателей. Речь идет об оборонительной стене Чим вокруг этих городов, воздвигнутой по уникальной технологии того времени. Сегодня в путешествие сквозь время в историю родного края наших читателей поведет один из участников археолого-топографического обследования этого сооружения Зафар Хакимов.

Время откалывало по кусочку от масштабного объекта, прозванного в народе “Чим девор” – “Дерновый вал”. Сегодня уже не увидеть то мощное фортификационное сооружение, грандиозное по размаху для своего времени, которое издалека открывалось взору путника. Протянувшись на десятки километров, оно возможно более тысячи лет служило надежным оплотом огромного земледельческого оазиса в верховьях Кашкадарьи. Неудивительно, что оборонительная стена выстояла не одно столетие.

Где звезды светят ярче

“Если подняться на перевал Тахта-Карача Гиссарского хребта, то создается ощущение, что под ногами плещется изумрудное море – настолько зелено в долине”. Такие воспоминания у Зафара Абдуллаевича Хакимова, которого еще студентом кафедры археологии Ташкентского государственного университета (ныне Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека) с напарником Петром Гаврюшенко направили в этот район для проведения археолого-топографического обследования уникального и на тот момент малоизученного исторического объекта. В день они проходили по много километров, исследуя траекторию старинной стены. Днем удавалось выяснить детали ее существования, а ночью заметить, что над Шахрисабзом звезды светят по-особому, ярче. Не случайно это историческое место с давних пор привлекало разных людей. Земледельцев притягивала обильно орошаемая долина речных протоков, щедрая на урожаи. Кочевники же стремились захватить богатые города и селения, укрытые единой защитной стеной.

– Такими оборонительными сооружениями окружали исторические районы, целые оазисы. За ними искали защиты от грабительских набегов воинствующих объединений, которые могли непредсказуемо появиться с любой стороны света, а также от природных угроз, – поясняет Зафар Абдуллаевич. – К примеру, известную в истории стену Антиоха возводили в III веке до нашей эры, чтобы оградить Мервский земледельческий оазис прежде всего от вражеских нападений. Но уже в ту пору опасались и наступления песков Каракумов, и ограждали от них свои земли. Глиняное оборонительное кольцо, прозванное в народе “Кампир девор” – “Стена-старушка” – защищало и Бухарский оазис. Чим вокруг Китаба и Шахрисабза, на наш взгляд, за время своего существования охватил разные периоды истории. Ведь появление таких окружных стен символизировало начальные стадии формирования государственных образований. Именно в эпоху раннегородской культуры зарождались формы и структура административно-территориальных объединений городских и сельских поселений в пределах единого земледельческого оазиса, с одной или несколькими общественно-духовными столицами. Как правило, по периметру стены на разноудаленных отрезках находились сильно укрепленные поселения-крепости, за гарнизоном которых закреплялось обеспечение обороны и сохранности сооружения.

Позже Зафар Хакимов напишет в своем отчете по этой экспедиции: “Некоторые краеведы относят возникновение стены к 60-70-м годам XVIII века. Однако есть доказательства более раннего появления. Если говорить о времени его возникновения, то есть ценное свидетельство – в стене найдены хумные захоронения. Их на территории Средней Азии относят, и то как исключение, к XII веку. Значит, не позднее этого времени вал уже был в заброшенном состоянии, раз его использовали для погребений. К тому же XVIII век характерен междоусобицами, и значительная часть материальных затрат уходила на их разрешение. И для того времени затруднительно было бы для двух небольших бекств этого района, к тому же не располагающих природными ресурсами, изыскать средства на возведение такого большого по историческим меркам того времени фортификационного сооружения”.

– Известно, что стена, кроме Китаба и Шахрисабза, окружала еще три крупных селения – Шаматан, Урта-курган, Дахъяк. На этой территории преобладала система оазисного расселения, – отмечает Зафар Абдуллаевич. – Вместе с тем сохранялись локальные особенности в художественной культуре и особенно ремесленном производстве, а поливное земледелие сочетали с отгонным скотоводством. К тому же удачное географическое положение на главной магистрали Великого шелкового пути позволяло синтезировать мировоззренческие взгляды других территорий и этого района. Единство многообразия – так можно охарактеризовать историко-культурный опыт и наследие этого уникального уголка нашей страны. Таким образом, земля внутри Чима представляет собой особую область, самостоятельную часть в системе цивилизаций Среднеазиатского междуречья.

По следам экспедиции

Изучая стену, вытягивая по крупицам сведения из исторической литературы, проводя опросы населения, археологи смогли прийти к определенным выводам. Однако на этом пути исканий было немало информационных противоречий.

– О протяженности Чима разные исследователи выдвигали свои версии, – говорит мой собеседник. – К примеру, барон Г. Аминов в XIX веке в течение двух дней осмотрел стену на расстоянии около 45 километров и отметил, что им пройдена только половина пути. Предположительно он назвал и дату ее возведения – середина XVIII столетия. В то же время, что и Г.Аминов, историк-востоковед И.Бикчурин, ссылаясь на китайские хроники, определяет общую протяженность Чима в 85 километров. Это противоречит словам беков городов, которые указывали цифру в пять ташей – около 43 километров.

Внести ясность в эти сведения и провести историко-археологическое обследование взялись уже в XX веке, когда группа историков и археологов из САГУ изучала топографию Шахрисабза, исследовала материальные и архитектурные памятники. В 1963 году в рамках Кешской археолого-топографической экспедиции под руководством М.Е.Массона проделана работа по изучению исторической географии и топографии Кашкадарьинской области. В составе группы и был Зафар Абдуллаевич. Перед экспедицией в том числе стояла задача убедиться в существовании Чима, узнать общую протяженность и территориальный охват, информацию о возможных въездных воротах, а также наметить контур сооружения. Условия усложнялись тем, что стена была дерновая и оттого податлива к климатическим воздействиям. Поэтому от ученых требовалось внимание к особенностям микрорельефа и малейшим намекам на прохождение стены на определенном участке. Во многом помогли и аксакалы этой местности, рассказавшие участникам экспедиции немало интересного, что подтверждало или опровергало догадки. Благодаря всестороннему изучению удалось выяснить роль и значимость объекта в историческом аспекте.

– На момент начала археолого-топографических поисков Чим сохранился на отдельных отрезках. По ним и пошли, – продолжает Зафар Абдуллаевич. – Работа началась возле селения Гулгунпуш, получившего название по мазару на правом берегу реки Кашкадарьи. Дальше к востоку нашли и другие остатки вала, идущего вдоль сая. Поворачивая к югу, стена проходит за восточной околицей села, где по сей день остаются ее части на протяжении 200 метров. Дальше вал то повышается на 600-700 метров, то понижается и вовсе исчезает. Как говорили старожилы, на юге селения Калмок сохранилась еще одна часть Чима, и дальше стена шла до селений Гарау – в переводе “камыш” – и Миришкор-курган, где около 150 лет назад войска пытались взять стену – безуспешно. Куда дальше вел Чим от этой неприступной территории – аксакалы разошлись во взглядах. Одни утверждали, что вал сворачивал у реки Кара-су на запад и выходил к шахрисабзским воротам Кунчикар, по мнению других, Чим следовал к селу Наукат. Послушав последних, экспедиция двинулась дальше. И верно, на восточной окраине села Катта-Наукат под большой чинарой сохранились остатки стены. Далее же она пересекает шоссейные дороги Шахрисабз – Яккабаг и Шахрисабз – Гузар.

Еще одним свидетелем изменений стены стал тогда рассказ 82-летнего Шаид-ота, который сообщил, что Чим отстроили на этом месте вновь около ста лет назад.

В то время его отец служил конюхом у местного правителя. Стену возвели на высоту около семи метров, а ширина ее составляла около четырех метров. Изучив мнения старожилов, пройдя длинный путь, экспедиция вышла вновь на село Гульгунпуш. Таким образом, круг замкнулся. Общая протяженность равнялась, по подсчетам группы, 60 километрам. В Чиме обнаружено 15 ворот, установлены их исторические пункты расположения. Среди них – Раватакские, Гавханинские, Молиханинские и другие. Также удалось выяснить, что стена состоит из рыхлого лесса, насквозь проросшего корневищами. Это говорит об отсутствии пахсы. Помимо прочего здесь найдены черепки керамических изделий.

По археологическим наблюдениям, во время правления последних беков Китаб и Шахрисабз теряют автономию, и стена разрушается. Есть мнение, что современный сохранившийся периметр не повторяет изначального, так как за все время конфигурация Чима менялась в зависимости от условий разных столетий.



А потому в ходе экспедиции составлена лишь примерная его карта. Полученные сведения могут стать основой для дальнейших научных исследований, результаты которых помогут больше узнать об истории родного края.

16.01.2015 20:00

источник: www.pv.uz
http://www.jahonnews.uz/rus/rubriki/kultura/chim_pamyat_stoletiy656556.mgr

 2015-01-16

2015.01.16