Узбекистан на Великом шелковом пути

Каковы результаты  институциональных изменений в среднем и высшем образовании?

Эксперты Института прогнозирования и макроэкономических исследований проанализировали институциональные изменения и реализацию на практике законов, принятых в сфере среднего и высшего образования в 2017-2022 годах.

Принятие в декабре 2018 года постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по организации международных исследований в области оценки качества образования в системе народного образования» создало правовую основу для проведения в республике оценок, признанных мировым сообществом.

В 2019 году опубликованы результаты проведенной в сотрудничестве с UNICEF оценкинавыков учащихся 4-х классов по трем направлениям (чтение, математика и естествознание). 

Наиболее высокие баллы ученики набрали по таким навыкам естествознания, как  понимание демократического общества, права и обязанности граждан (71,1%), и таким математическим навыкам, как  решение уравнений и неравенств (67,2%). 

На уровне и выше среднемирового уровня (55%)  оказались результатов учеников по четырем навыкам естествознания (запоминание исторических дат, понятие окружающей среды, здоровья и безопасности человека,  экологической ориентации), по двум навыкам математики (расчеты и геометрия) и одному навыку чтения (поиск четко представленной информации). 

На уровне порогового значения (50%) были результаты по навыкам интерпретации и интеграции идей (чтение), а также исследовательским(естествознание).  

Наихудшие результаты (34,1%) отмечены в навыках коммуникации и общих стратегий решения проблем (математика) и изложения прямых выводов (43%).

По результатам проведенной в 2021 году оценки результатов по чтению и математике учеников 3-го и 5-го классов (EGRA)  в сотрудничестве с USAID было выявлено, что качество образования в средней школе (на примере учащихся 5-х классов) отстает от начальной школы (3-х классов). Также  результаты учеников регулярно посещающих школу, выше, чем пропускающих занятия время от времени.

В 2022 году в сотрудничестве с OECD были оценены навыки с помощью PISA тестов по грамотности чтения и математике, креативности мышления и естественно- научной грамотности учеников 15 лет. 

По результатам проведенных оценок с учетом устранения слабых сторон, выявленных при оценке знаний учащихся, были переизданы учебники для 3-х, 6-х, 7-х, 10-х классов.

Принятие Указа Президента Республики Узбекистан от 2019 года «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» создало правовую основу для проведения реформ в системе высшего образования. В результате увеличились количество: 

– филиалов зарубежных высших учебных заведений в первой 1000 рейтинга QS с 3 единиц в 2017 году до 9;

– всех зарубежных высших учебных заведений с 7 в 2017 году до 28;

– частных высших учебных заведений до 55 единиц (в 2017 году  в республике не функционировали частные вузы).

Кроме того, начали выделяться отдельные квоты для различных слоев населения (в том числе для уязвимых). 

Уровень охвата молодежи высшим образованием вырос с 9 процентов в 2017 году до 38 процентов в 2022 году.

УзА

Источник: https://uza.uz/ru/posts/kakovy-rezultaty-institucionalnyx-izmeneniy-v-srednem-i-vysshem-obrazovanii_461826

Опубликовано: https://silkway.uz/news/kakovy-rezultaty-institutsionalnyh-izmenenij-v-srednem-i-vysshem-obrazovanii/

2023.03.12