Узбекистан на Великом шелковом пути

Файзулла Музаффарович Кароматли

Доктор искусствоведения, Заслуженный деятель науки Узбекистана, профессор Ф.М.Кароматли (1925-…) – известный ученый, сыгравший важную роль в становлении музыковедческой науки Узбекистана, создании ее международно-признанной школы, воспитавший нескольких поколений исследователей.

В декабре 2005 года в Научно-исследовательском институте искусствознания Академии художеств Узбекистан состоялась Международная научная конференция, посвященная 80-летию со дня рождения и 55-летию научной, творческой и педагогической деятельности Файзуллы Музаффаровича Кароматова (Кароматли), на которой состоялось чествование юбиляра и чтение докладов.

Его труды “Узбекская инструментальная музыка”, “Узбекская домбровая музыка”, “Узбек халки мусика мероси XX асрда” и др., а также созданная им более полувека назад фольклорно-этнографическая экспедиция внесли особый вклад в развитие национальной музыкальной культуры, в изучение и популяризацию художественного наследия.

Под научным руководством Ф.М.Кароматли подготовлены и успешно защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций на актуальные темы, исторического и современного музыкознания.

Его ученики, среди которых искусствоведы Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Туркменистана, Азербайджана, Польши, Чехословакии, Германии, США, Судана, Иордании продолжая традиции своих школ, разрабатывают важнейшие проблемы музыкального искусства.

Ф.М.Кароматли отличился как талантливый и проницательный организатор.

Именно по его инициативе в 1972 году в Ташгосконсерватории создана кафедра «Восточной музыки», профилирующаяся на подготовке специалистов по теории и истории традиционной музыки и исполнителей – певцов и инструменталистов.

К этому юбилейному мероприятию издан сборник статей «САНЪАТШУНОСЛИК МАСАЛАЛАРИ II . Илмий маколалар туплами. Ташкент, 2005»., включающий введение и шесть статей, посвященных виновнику торжества, из двадцати восьми.

Другие статьи, написанные его коллегами по институту и науке, учениками и зарубежными учеными включены в разделы «Музыка», «История искусств и архитектуры».

Среди авторов сборника и докладчиков такие известные ученые как Э.В.Ртвеладзе, Н.Янов-Яновская, М.Юсупова, К.Акилова, Б.Ерзакович (Казахстан), J . Elsner (ФРГ), А.Низомов, А.Абдурашидов (Таджикистан), И.Мухтаров, З.Орипов, Р.Юнусов и другие.

К примеру, известный казахстанский исследователь Борис ЕРЗАКОВИЧ в своей статье « НЕСКОЛЬКО СЛОВ О Ф. М. КАРОМАТОВЕ» пишет:

– Среди многочисленных музыковедов республик Средней Азии и Казахстана выделяется своими исследованиями в области музыкального фольклора, своей музыкально-общественной и организаторской деятельностью узбекский музыковед Файзулла Музафарович Кароматов (Кароматли).

Содержание его научных трудов в области узбекского и таджикского фольклора, руководство аспирантами не только Узбекистана, но и других республик, а также помощь научными консультациями и создание благоприятной моральной обстановки соискателям, приезжающим в Ташкент для апробации и защиты кандидатских диссертаций в Институте искусствознания, давно составили ему известность среди музыкальной общественности как крупного ученого, организатора науки, активно содействующего формированию молодых национальных кадров музыковедов.

Впервые я был наслышан о Кароматове как о способном аспиранте от его научного руководителя кандидатской диссертации доктора искусствоведения, профессора Виктора Михайловича Беляева.

Среди своих аспирантов, в разговорах со мной, Беляев особенно высоко отзывался о Файзулле Музафаровиче Кароматове, предсказывая ему большое будущее как ученого.

Особенно ярко проявился научный потенциал Ф. М. Кароматова в его докторской диссертации «Узбекская инструментальная музыка (наследие)», которую он защитил в 1971 г . во Всесоюзном научно-исследовательском институте искусствознания в Москве.

Диссертация представляла собой фундамен­тальное исследование большой научной проблемы, охватывающей тысячелетнюю историю инструментального искусства народов Востока.

Благодаря этому исследованию Кароматова можно более полно представить содержание разделов о музыке и музыкальных инструментах в трактатах средневековых ученых аль Фараби, Абу Али ибн Сины, Абу Абдуллаха Хорезми и многих других.

В этой диссертации с большим знанием источников автором проанали­зировано значительное количество основных публикаций об инструментальной музыке дореволюционных, отечественных и зарубежных ученых.

Особую важность имеет то, что почти весь значительный нотный материал диссертации Кароматова был записан им в экспедициях и лично расшифрован.

В этом исследовании, опубликованном отдельной монографией, Ф. М. Кароматов впервые наиболее последовательно проследил, систематизировал и обобщил путь развития узбекской инструмен­тальной музыки и народного инструментария за многие века бытования в народе и показал их значение в музыкальной культуре современного Узбекистана.

Особо следует отметить специаль­ное редактирование Ф. М. Кароматовым нотных записей Шашмакома Ю. Раджаби, изданных в шести томах, а также редактирование и рецензирование исследований и сборников других музыковедов.

Файзулла Музафарович Кароматов является одним из признанных лидеров международного музыкального сообщества.

Широко известна его неутомимая деятельность и инициатива в организации и проведении разных по локальным и глобальным темам музыковед­ческих конференций, симпозиумов, конгрессов и других научно-культурных мероприятий, на которых он председательствовал по очередности с другими деятелями, а также выступал с докладами по актуальным музыкальным темам современности.

Выдающаяся деятельность Ф. М. Кароматова, как и других искусствоведов и музыковедов, создали ташкентскому Институту искусствознания заслуженный авторитет ведущего научного центра по изучению и пропаганде музыкального искусства народов Востока».

Как бы подтверждая вышесказанное известный ученый Наталья ЯНОВ-ЯНОВСКАЯ в своем материале «В ПОИСКАХ НАУЧНОЙ ИСТИНЫ» отмечает:

– «…именно этой формулой характеризуется, я убеждена, обычное состояние любого ученого, проживающего в науке большую жизнь. Но «В поисках научной истины» может явиться программой и целого коллектива, ориентируемого соответствующим образом. Я имею в виду, конечно же, отдел музыки Института искусствознания, где я работаю не один десяток лет. И хотя хронологические рамки не совпадают, но, по существу, юбилей Ф. М. Кароматова (Кароматли) есть и юбилей отдела, который он в течение долгого времени возглавлял…

Именно в этом ключе и в этой связи мне и хотелось бы напомнить некоторые факты, подтверждающие сказанное.

С позиций нынешнего дня представляется особенно важным подчеркнуть, прежде всего, что отдел (а позже — сектор) назывался отделом современной музыки и фольклора. Уже это само по себе указывает на изначально равное внимание руководства к обеим сферам культуры. Отсюда — постоянное и органичное переплетение научных интересов, связанных, с одной стороны, с изучением народного творчества, национальных традиций, с другой — с музыкой, рожденной XX веком, что и обеспечивало, как мне кажется, результативность научных разработок. Историческое время представало как нечто принципиально неделимое: вот традиционное искусство, которое по праву называют автопортретом народа, вот новые формы, вырастающие на этом фундаменте и несущие отпечаток новой эпохи — разные проявления единой сущности.

… Неутраченная актуальность (трехтомника — «Истории узбекской советской музыки», написанного в НИИ искусствознания – авт.) во многом объясняется именно тем, что в Отделе всегда глубоко осознавалась важность национальных истоков, значимость исконно национального фактора как начала начал всего последующего.

Здесь, в Отделе, рождались идеи, за которые приходилось бороться, но которые, тем не менее, утверждали себя и справедливость которых стократ подкреплена самой жизнью. Верно говорят, что оригинальная мысль возникает как ересь, а умирает как банальность.

Да, теперь совершенно очевидно, что восточная традиционная музыка не сводима к фольклору, что в ней существует целый пласт высокоразвитого профессионального искусства устной традиции — изустно-профессиональное творчество.

А когда-то этот тезис и соответствующая терминология были впервые предложены Файзуллой Музафаровичем.

Другой факт. Разве не показательно и не символично, что инициатива организации кафедры восточной музыки в Ташкентской консерватории также принадлежит этому ученому? По сей день помнятся вся острота и драматичность ситуации, в которой рождалась кафедра, — ныне являющаяся одной из самых продуктивных и действенных в вузе.

Именно здесь, в Отделе, мы, молодые музыковеды, учились главному – умению самостоятельно интерпретировать явления художественной практики….

…И если я сумела сделать что-то полезное для нашей науки, то только благодаря Отделу, что позволяет мне считать себя ученицей Файзуллы Музафаровича.

А бывших учеников не бывает…»

Очень интересные и существенные штрихи в творческий портрет Учителя внес Равшан Юнусов, заслуженный деятель искусств Узбекистана, кандидат искусствоведения, профессор, зав. кафедрой «Музыкального востоковедения» Государственной консерватории Узбекистана:

– Я один из многочисленных учеников Файзуллы Музафаровича и горжусь этим, Учился с 1972 г на основанной и возглавлявшейся им кафедре «Восточной музыки» (тогдашней ТашГосКонсерватории), переименованной в дальнейшем в «Музыкального востоковедения». Недавно от нее отпочковалась кафедра «Традиционного исполнительства».

Особой заслугой нашего Учителя является то, что специалистов, подготовкой которых на протяжении нескольких десятилетий занимается данная кафедра, исследуют теоретически и практически вопросы музыкальной культуры не только Узбекистана и региона Центральной Азии, но и Ближнего и Среднего Востока отличает универсальность и высокие профессиональные качества.

В этой связи примечательно, что основными материалами для подготовки кадров стали живая традиционная музыка, дошедшая до нас в устной передаче и редкие рукописные источники по теории музыки народов Востока, начиная с наших прадедов Фараби, Ибн Сино, Урмави, Джами, Кавкаби, Дервиш-Али.

Здесь готовили специалистов с владением одного и восточных языков арабского, фарси, урду, хинди. Это были музыковеды, знающие музыку, занимающиеся исследованием средневековых рукописей и работ современных восточных авторов, а также исследователей музыкального востоковедения мирового масштаба. Таким образом, было много сделано для того, чтобы эти основы стали подлинно научными, профессиональными и соответствовали требованиям сегодняшнего дня.

Другое крупное направление, которое курировала данная кафедра, имеющее также очень важное значение – собственно исполнительство. Не секрет, что в наших профессиональных музыкальных учебных заведениях до начала 1970-х годов образование было ориентировано на композиторское творчество или обработку восточных мелодий. Так вот, Ф.Караматов впервые поднял вопрос профессионального образования на всех стадиях и звеньях обучения – начального, средней и высшей, с привлечением фольклорного музыкального наследия, устной традиции и исполнительского мастерства. Это был настоящий прорыв!!!

За короткий промежуток времени проявились качественные изменения. К этому процессу подключился Радиоансамбль «Маком», руководителем которого являлся академик Юнус Раджаби. Он также привлек знаменитого чангиста и выдающийся бастакора Фахриддина Садыкова. Во многом благодаря этому талантливому самородку музыканту букв в считанные годы, максимум за 5 лет, смогли освоить классические образцы шашмакомов, фергано-ташкентских и хорезмских макомов. Были приглашены маститые музыканты по классу гиджака, ная, дойры и макомного ансамбля. И поэтому, недолго было ждать успеха на более высоком, международном уровне.

Ярким свидетельством тому стала высокая результативность межреспубликанских конференции и семинара, прошедших соответственно в 1975 и 1980 годах в Ташкенте, посвященных жанрам музыкального наследия – макома, мугама и другого композиторского творчества.

Это международная музыкальная трибуна прошедшая а Алма-Ате, где настоящий фурор произвели музыкальные произведения, исполненные студентами кафедры «Восточной музыки» ТашГосКонсерватории. Они были очень высоко оценены жюри и стали наглядным свидетельством международного уровня исполнительского мастерства узбекских музыкантов. Это и три самаркандских симпозиума, посвященные музыкальной традиции. Во всем этом усматривается особая заслуга Ф.Караматова, который смог консолидировать крупные силы ученых-практиков. Особое место среди них занимает Исхак Раджабов, доктор искусствоведения, профессор, который совмещал научную работу в НИИ искусствознания с педагогической работой в консерватории. Он подготовил специалистов-источниковедов, которые способны переводить и анализировать многочисленные рукописи по истории и эстетике музыки.

Ф.Караматов долго руководил нашей кафедрой и многие музыковеды и музыканты-исполнители получили знания непосредственно от него.

Он также внес большой вклад в подготовку музыкальных кадров всего региона, особенно Таджикистана. Поскольку, там тогда не еще было консерватории и в Институте искусств, музыкой также не занимались. А мы знаем, что уникальный жанр макома изначально принадлежит и узбекам и таждикам, и великое наследие Бухарского макома наше общее межнациональное достояние двух народов.

Поэтому, было особенно приятно когда Академии макома из Душанбе, как бы отдавая дань почтения к своему Учителю, привезла воспитанников своего ансамбля, исполнивших приближенный к изначальному варианту «маком дугох», без особенностей современного исполнительства, характерного для других регионов.

Ф.Караматов личность международного масштаба, его не только знают по книгам, статьям и другим научным трудам, он участник многочисленных международных форумо и конгрессов, проход в странах Востока и Запада, он признанный авторитет в органологии (инструментоведения), макомоведения, и вообще музыкального наследия, собственно науки музыки Востока, музыкального востоковедения. Это величина, внесшая значительный вклад в музыкальное образование на основе которого, ведется преподавание и распространение углубленных навыков игры на инструментах и пения

Наглядным подтверждением тому является то, что в качестве подарка юбиляру воспитанники 4-5 классов Республиканского музыкального лицея им.Глиэра исполнили пение сложного жанра, характерного для Ферганской долины и Ташкента – «катта-ашуля» Это уже заслуга младшего второго или третьего поколения преподавателей, также воспитанников Ф.М.Караматова. И это один из главных показателей его долголетней творческой жизни в его учениках.

Из источника: Сергей Савчук-Курбанов. 80-летний юбилей Ф.Кароматли//БВВ, 12 января 2006, №2, с 26

2021.02.11