Узбекистан на Великом шелковом пути

Диванов Худайберген

(1879-1940)
Первый известный отечественный фотограф.

Первые достоверно датируемые фотоснимки, выполненные на территории Узбекистана, относятся к концу 70-х годов XIX века.

Глубоко символичным представляется то, что дата рождения Худайбергена Диванова – 1879 год – совпадает со временем рождения узбекской фотографии.

Имя этого замечательного человека, первого отечественного фотографа и кинооператора по праву вписано золотыми буквами в историю узбекской фотографии.

Многое в судьбе Худабергена Диванова, достаточно хорошо документированной сегодня, похоже на легенду, поскольку составляет цепь удивительных событий, каждое из которых, тем не менее, полно глубокого внутреннего смысла.

И, хотя объем и характер вступительной статьи этой антологии предполагают краткость, информация о том, как возникали и складывались отношения одного из выдающихся изобретений XIX века и Худайбергена достойны того, что стать достоянием всех.

Для того чтобы все произошло именно так, а не иначе, надо было, чтобы в Хорезм, в кишлак «Ок Масчит» (Белая мечеть) переселилось около 200 немцев из российского Поволжья.

Чтобы в их числе оказался любознательный ремесленник по фамилии Пеннер, которую его новые земляки переиначили на свой лад и прозвали Панорбува – дедушка-фонарь.

Видимо потому, что привез он с собой диковинную, похожую на фонарь вещь – фотографический аппарат марки «Зот».

И надо было случиться так, чтобы перед объективом фотоаппарата оказался Худайберген – смышленый сын Нурмухаммада, который работал секретарем канцелярии (на востоке — дивана) хивинского хана Мухаммада Рахима II .

И юноша так подружился с Панорбувой и увлекся фотосъемкой, что пожилой немец подарил ему и фотоаппарат, и все аксессуары к нему.

С 1903 года Худайберген самостоятельно фотографирует и вонзающиеся в пронзительно голубое безоблачное небо хивинские минареты, и своих земляков-современников.

Но растущая слава хорезмийского фотографа принесла ему и проблемы – ревнители строгого соблюдения религиозных канонов во главе с хивинским судьей Салимом Ахуном пожаловались хану на неугодное, на их взгляд, Богу занятие его подданного.

А отцу Худайбергена напомнили о том, что рисовать, а тем более фотографировать людей – грех, ведь в комнату, где на стене висит фотография человека, не влетит ангел.

На что Нурмухаммад-ака, готовый тратить едва ли все, что он зарабатывал на ханской службе, на образование своего любимого и единственного сына, ответил, что если ангел действительно не сочтет возможным посетить ту комнату, где его сын занимается фотографией, то в его распоряжении будут остальные девять комнат его дома.

А хан,будучи поэтом, а значит человеком, открытым всему новому, заинтересовался и попросил Худайбергена сфотографировать и его.

Фотография правителю понравилась и он, оценив творческие и технические навыки молодого человека, не только защитил его от наветов духовенства, но и пригласил работать печатником в Монетный двор.

А когда в 1907 делегация Хивинского хана во главе с Правым Визирем Исламом Хаджой отправилась в Петербург, то для увековечивания этого события взяли с собой и Худайбергена, который к этому времени уже именовался Дивановым.

Чтобы поближе познакомиться с тем, как поставлено фотографическое дело в столице России, он, с разрешения главы делегации, остается там на два месяца и досконально вникает в тонкости любимого дела.

Возвращаясь на родину, Худайберген вез с собой киноаппарат «Патэ», граммофон и, конечно, несколько фотоаппаратов.

Рассматривая фотографии X .Диванова, более всего поражаешься историзму образного мышления, присущему этому удивительному художнику.

Высокая миссия полпреда своего народа и своей эпохи, ответственного перед будущими поколениями, была, судя по всему, осознана им практически мгновенно.

Выбирая сюжеты для съемок, он направляет фотообъектив на объекты, явно несущие в себе приметы вечных ценностей – минареты, мечети, исторические места.

Фотографируя людей, он стремится сочетать этнографический подход с художественным – каждый его персонаж, представляя тот или иной тип, выражает себя и как неповторимая личность.

Провидению было угодно свести до минимума иные человеческие радости и даже лишить его важнейших из них – сын и дочь

X .Диванова умерли детьми, оставалась лишь верная спутница-жена и… непреодолимая страсть к фотографии и кинематографу.

Были в его жизни и высокая должность министра финансов в правительстве Хорезмской Республики, и руководство фотокинокружком в Педагогическом техникуме, и заслуженная работа первым узбекским кинооператором на первой узбекской киностудии.

(Из источника: Т.Кузиев. ИСКУССТВО, СОЕДИНИВШЕЕ ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ// ” O ‘ ZBEK FOTOGRAFIYASI 125 yil . ANTOLOGIYA . 1879- 1940” . TOSHKENT . 2005 , («125 лет узбекской фотографии. Антология. 1879-1940. Ташкент.2005)

2021.02.11