Узбекистан на Великом шелковом пути

Александр Николаевич Волков

Народный художник Узбекистана

В 2006 году исполнилось 120 лет со дня его рождения.

Этот замечательный живописец, педагог и поэт стал легендой в истории искусства Узбекистана.

Он вошел в плеяду художественных индивидуальностей, заложивших основы узбекского изобразительного искусства в 20-40-х годах XX века.

Именно А.Н.Волкову, благодаря его творчеству, было суждено создать связующий мост между стилистической эволюцией изобразительного искусства Западной Европы и России первой четверти XX века и художественной культурой и народным искусством Узбекистана.

А.Н.Волков родился в 1886 году в г. Скобелев — нынешней Фергане, в семье гарнизонного врача.

Детство его прошло в Туркестане.

В 1905г. после завершения учебы в Оренбургском кадетском корпусе, он поступил на естественный факультет Петербургского университета.

Но, проучившись там два года, оставил его ради занятий живописью в Высшем художественном училище при Академии художеств, в классе В.Е.Маковского (1908-1910).

Решающее влияние на судьбу будущего художника оказали занятия в мастерской М.Д.Бернштейна, где преподавали Н.К.Рерих, И.Я.Билибин, скульптор Л.В.Шервуд (1910-1911).

Свое обучение А.Волков продолжил в Киевском художественном училище (1912-1916), у крупнейшего мастера-монументалиста Ф.Г.Кричевского, где познакомился с А.А.Экстер и А.Г.Тышлером.

Он восторгался мозаиками Софии Киевской и заворожившими его росписями М.Врубеля в Кирилловской церкви.

Под влиянием творчества М.Врубеля и древнерусской живописи художник создаёт свои первые художественные работы.

Вернувшись на родину – в Ташкент, Волков, опираясь на близкие с детства впечатления, нашел и выработал свой, только ему присущий, живописный язык.

На первых этапах творческого пути А.Н.Волкову сопутствовала слава ниспровергателя классического искусства.

В поисках выразительных средств он обращается к исконным принципам народного творчества – смелым контрастам ярких и чистых цветов, уплощению и геометризации формы.

«Пройдя через ряд живописных течений – футуризм, кубизм, экспрессионизм, подошел к примитиву, в котором ввел систему треугольников, добиваясь простой, но крепкой и выразительной композиции.

Этот цикл был закончен в 1924 году картиной «Гранатовая чайхана» – писал художник, отмечая при этом: «Рабом никаких «направлений» не был».

Все волковские работы того времени, даже самые небольшие, – монументальны по форме и открыто декоративны.

К середине 1920-х годов в искусстве художника наметился перелом.

Ему стало тесно в жестких рамках геометрических композиций и схем, и он, по его собственному выражению, «вернулся к человеку».

Он много странствует по родным краям, накапливает, творчески перерабатывает и синтезирует впечатления, перенося их на холст.

Все художественные импровизации Волкова всецело посвящались жизни и быту Узбекистана.

Караваны, арбы, танцы, чайханы встречались в его работах на протяжении всего творческого пути.

Даже самые незначительные жанровые сценки всегда становились в картинах Волкова волнующе поэтическими или философски созерцательными, наполнялись глубоким смыслом.

Творческая жизнь Волкова была чрезвычайно активна.

В 1920, 1921, 1922 годах в Ташкенте состоялись персональные выставки художника.

В 1923 году такая выставка состоялась в Москве, вызвавшая многочисленные отклики в прессе, отмечавшие талантливость и неординарность живописного языка художника, его любовь к Востоку,

а в 1934 году работы художника представляли искусство Узбекистана на выставке в Филадельфии (США).

В 1918 году А.Волков стал первым директором созданного в Ташкенте Государственного художественного музея.

Художник активно занимается педагогической работой – преподает в Туркестанской Краевой народной художественной школе, на педагогическом факультете Туркестанского университета, ведет занятия композиции в изостудии.

С 1929 по 1941 год он преподает в Ташкентском художественном техникуме – позднее Республиканском художественном училище, работает художником декоратором в студии Рабочего театра.

В 30-е годы А.Волков становится «вождем монументализма», организуется «Бригада Волкова».

В ее состав входили У.Тансыкбаев, Б.Хамдами, Н.Карахан, А.Ташкенбаев, Ч.Ахмаров, П.Щеголев, А.Венедиктов, А.Подковыров.

Бригадой художники выезжали на новостройки и в самые отдаленные уголки Узбекистана, создавая тематические полотна, устраивая отчетные выставки, встречи и творческие дискуссии.

В атмосфере бурных споров рождалось новое профессиональное искусство.

В 1946 году А.Н.Волкову присвоено звание Народного художника Узбекистана.

Смелые, неожиданные работы А.Волкова всегда вызывали множество бурных споров до самых последних дней его жизни.

Он оставил прекрасный добрый клад в виде своих произведений родной земле, своему народу, страстную любовь к которым он воплотил в своем творчестве.

Сегодня его произведения представлены в лучших музеях мира, входят состав самых престижных выставок.

В декабре 2006 – феврале 2007 года в Ташкенте в Галерее изобразительного искусства Узбекистана НБ ВЭД РУ прошла выставка “Караван продолжает свой путь”, посвященная 120-летию со дня рождения выдающегося живописца А. Н. Волкова

Вернисаж, пользовавшийся особой привлекательностью и популярностью, по просьбам поклонников прекрасного неоднократно продлевался.

Вызвав резонанс, он стал заметным событием в культурной жизни творческой общественности столицы Узбекистана и зарубежных гостей нашей страны.

Экспозиция была организована совместными усилиями специалистов Академии художеств Узбекистана, Министерства по делам культуры и спорта Республики Узбекистана, Галереи изобразительного искусства Узбекистана.

На юбилейной выставке была представлена лишь малая толика из того, что было создано художником – это 100 произведений из коллекции Государственного музея искусств Узбекистана, многие из которых современное поколение зрителей увидели впервые.

По завершении выставки, на церемонии ее закрытия состоялась презентация нового альбома произведений А.Н.Волкова, подготовленного к изданию Дирекцией художественных выставок Академии художеств Узбекистана.

В альбоме опубликованы не только живописные и графические произведения художника, но и часть его замечательного поэтического наследия.

2021.02.11