Узбекистан на Великом шелковом пути

Ахмаров Чингиз Габдрахманович

Народный художник Узбекистана.

Художник-монументалист Кандидат искусствоведения, профессор.

Получил профессиональное образование в Пермском художественном техникуме (1927-1930).

Повышал мастерство в МИИ (1935-1942) у И. Грабаря и Н. Чернышева.

Преподавал в вузах Москвы и Ташкента.

1912 — родился в г. Челябинске

1942-окончил МХИ

1950 — награжден орденом «Знак почета»

1954 -принят в СХ Уз

1964 — удостоен звания «Народный художник Узбекистана»

1968 — присуждена Государственная премия

1995 — умер в Ташкенте

Мое искусство теснейшим образом связано с историей культуры узбекского народа. Я с благо­говением отношусь к литературе и материально-духовной культуре, танцам и орнаменту, к истории народа, и на основе их изучения творю свои произведения.

Определенному характеру темы должна соответ­ствовать и речь художника. Было бы нелепо, если бы рассказ о сегодняшнем дне – о делах и людях, се­годня живущих, — был облачен в формы живописи старых миниатюристов, но вполне закономерно, когда сюжеты эпического плана, образы творений великих поэтов минувшего художник перелагает на языке, созвучном эпосу, поэзии ушедших веков. И второе: беден духом тот художник, в ком не отзы­вается память отцов и дедов. Да и не только беден он перед своим народом. Ему нечего дать своим искусством и людям других народов… Это вовсе не значит, что творчество всех художников, всех подряд, должно изъясняться в традиционных национальных формах.

Повторяю, мне трудно представить сцену из современной жизни, изображенную в манере миниатюристов гератской школы или древней русской живописи.

Каждый сюжет, каждая тема, каждый художник только тогда и хороши, когда ими отыскивается живой и сегодняшний путь, а живые, сегодняшние пути искусства — они очень многие, очень разные.

Портрет не только должен быть сегодняшним, он должен быть образом.

Впервые Халиму Насырову я увидел в 1929 году в Ташкенте, во время исполнения ею роли Халимы в пьесе Гуляма Зафари. Роль Нигмата исполнял Карим Закиров. В ложах сидели женщины под паранджой. А спектакль сам был о снятии паранджи. Потом видел X . Насырову в роли Лейлы в 1943 году. Она была прекрасна в роли Ширин. Я был потрясен игрой X . Насыровой, и это впечатление осталось у меня на всю жизнь. Я долгие годы вынашивал свой замысел, и только в 1973 году мне удалось его осуществить.

(Из статьи Т.Махмудова «Традиции миниатюры в современной живописи Узбекистана». Т.,1984.)

2021.02.11