Узбекистан на Великом шелковом пути

ВИДЫ РУКОПИСНЫХ БУМАГ И РАЗВИТИЕ ЛИТОГРАФИЧЕСКОГО ДЕЛА В СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНЕ В XIX ВЕКЕ

Нет описания фото.

Рукописные книги имеют большую историческую, научную, социальную и культурную ценность. Палеографические изучения погружают исследователя в историю прошлого.

Отличительным качеством палеографии от архивного дела в том, что рукописные тексты связанны больше с частным моментами самого переписчика, через которого, исследователь может рассматривать исторические моменты, запечатленные в тексте и каллиграфии.

Помимо самого текста, исследователь изучает комментарии (хашийя) и толкования (шарх) написанные к тексту, подписи, печати, и тд., которые имеют большое значение для исследования самого текста.

Каллиграфия, рисунки, оформление и переплет рукописи являются сами по себе большим искусством и представляют независимо от текста свою определенную культурную и историческую ценность и значимость.

Ценность рукописной книги ее палеографические характеристики также тесно связаны с качеством самой бумаги.В прошлом политическая деятельность государственных образований в Средней Азии, управления, торговые связи внутри стран и за их пределами, дипломатические связи с сопредельными странами, требовали широкого распространения и применения письменности и соответствующих средств для письма (в частности необходимости бумаги).

На территории Казахстана именно города, становятся центрами, где распространялось книжное производство.

Дошедшие до нас позднесредневековые арабографичные рукописи среднеазиатского и восточнотуркестанского происхождения были написаны на бумаге. Главным местом ее приготовления в Средней Азии начиная с VIII в. был город Самарканд.

Другим крупным центрам бумажного производства была Бухара, а начина с времен существования узбекских ханств Коканд, вернее, селение Когозгар и Чорку, находившиеся в близи Коканда.

Ниже мы приведем описание видов бумаги, которые использовались в Средней Азии при написании рукописных книг, (XVI- первой половиныXIX в).

1. Бумага «Абри» использовалась с XVI по XIXвека, другое ее название «Абривабад», изготавливалась преимущественно в Коканде, Бухаре и Ташкенте.

2.Самаркандская бумага пользовалась популярностью с IX по XVII век.

3. Кокандская бумага в XVII веке пришла на смену самаркандской бумаги. (Книги, написанные в Средней Азии, с XVII по XIX века, часто писались на кокандской бумаге).

Есть мнение некоторых исследователей, что метод изготовления кокандской бумаги пришел с Кашгара и западного Китая.

Виды кокандской бумаги:

1.Абришами (сделанная с добавками шелковой пряди, прочная и добротная бумага) Такой бумагой пользовались амиры – правители, они издавали на них указы и вели дипломатическую переписку.

2.Абрибахор (на этой бумаге изображалась иллюстрация в книгах или ими украшали саму книгу).

3.Хафтранг (7 цветов) часто использовалась при написании самой книги.

4.Джайдари использовалась для упаковки вещей (низшего качества), редко использовалась для написании книг, это была не качественная бумага.

5.Урама (также и джайдари).

Другие видов бумаги, использовавшиеся при написании рукописных книг:

1. Бумага Амели

2. Бумага Азмири

3. Бумага Истамбули (турецкая бумага)

4. Бумага Исфахани (персидская бумага)

5. Бумага Багдадская (иракская)

6. Бумага Тахами

7. Бумага Китайская8. Бумага Хамави

9. Бумага Ханбалыкская (вид китайской бумаги)

10. Бумага Хорасанская (Гератская бумага)

11. Бумага Кокандская12. Бумага Дамаскская

13. Бумага Хотайская

14. Бумага Согдийская (среднеазиатская бумага доIX )

15. Бумага Самаркандская (VIII-XVI в)

16. Бумага йеменская (Санани)

17. Бумага Сури

18. Бумага Самерийская

19. Бумага Даулатабадийская бумага.

Все рукописные книги, написанные на этих бумагах, приобретали ту или иную ценность в том числе и от качества самой бумаги.

Во второй половине XIX века в Среднюю Азию стали завозить большое количество литографических религиозных книг из Индии (Лакхнау- Калькутта, Канпур), Османской империи (Стамбул – Каир).Эти книги издавались главным образом на местной бумаге, печатались в большом количестве и распространялись затем в Средней Азии.

Однако развитие литографии в самой Средней Азии во второй половине XIX века, тесно связанные с развитием печатного дела в Российской империи в целом, приостановили этот поток печатной литературы зарубежного производства.

Во второй половине XIX века типо-литография получает широкое распространение не только в главных городах России как Москва и Санкт-Петербург, но успешно развивается в Казани, Оренбурге затем и Ташкенте.

Так уже к концу XIX века царская Россия взяла под контроль распространения книжной литературы.

В Средней Азии, стали открываться свои типо-литографии, где печатается в том числе и религиозная литература. В Оренбурге, в культурном центре Казахстана, первая типография была открыта 1827 году.

В 1868 году в городе Ташкенте была основана первая типография в Средней Азии. В 1874 году открылась типо-литография в Хиве.

В 1883 году первая литография в Ташкенте.

До 1880 года в Средней Азии книги издавались на местной бумаге, (главным образом кокандской, бухарской и хивинской), но после 1880 года, местные производители стали использовать российскую бумагу, т.к. она была на много дешевле и проще в производстве, и она быстро получила свое распространение.

Таким образом, книги, изданные в Средней Азии после 1880 года, в своем большинстве печатались именно на российской бумаге.

Что же касается российских исследователей, истории литографии и печатного дела в Средней Азии, то несомненно нужно упомянуть имя А.А. Семенова. «А. А. Семенов, по справедливому замечанию Е. К. Бетгера, был первым из русских ученых Туркестана, обратившимся к литографированной книге специально. Тем не менее, эта линия в многогранных интересах и исследованиях А. А. Семенова не получила развития… ».

Советская исследовательская научная школа в этом отношении была более плодовитой.

Можно упомянуть работы Г. Н. Чаброва «Первые литографские издания произведений Алишера Навои», «Из истории полиграфии и издательства литературы на местных языках в дореволюционном Туркестане» (1868–1917 гг.), «Художественное оформление туркестанской литографированной книги», «О национализации полиграфических предприятий в Туркестанской АССР (1918–1920 гг.)», «К изучению среднеазиатского переплета», и т.д.

Эти работы стали платформой, на которой строили свои исследования в этой области последующие авторы».

Для палеографических исследований интересно упомянуть книги таких авторов как К. Я. Тромонин «Изъяснение знаков », и Н.П. Лихачев «Палеографическое значение бумажных водяных знаков», в которых приводятся описание сотен водяных знаков на бумаге и их особенности.

Эти книги важны в исследовании определения ценности и значимости той или иной книги.

Эти произведения до сих пор считаются настольными книгами многих букинистов, книжных антикваров и коллекционеров.

Использованные источники:

«بررسی عناصر فهرست‌نویسی نسخه‌های خطی و تعاریف آنها» حسن فریدونی، مرجان عمادی 1 https://iranjournals.nlai.ir/…/pdf_197793…

2 فدایی، غلامرضا 1386 .(آشنایی با نسخ خطی وآثار کمیاب. تهران: سازمان مطالعه و تدوین کتب علـوم اسلامی دانشگاه هاسمت .(

3 Н.П. Лихачев «Палеографическое значение бумажных водяных знаков».-С-Петербург 1899 г.

4 К. Я. Тромонин «Изъяснение знаков, видимых в писчей бумаге, посредством которых можно узнавать, когда написаны или напечатаны какие либо книги, грамматы, рисунки, картинки и другие старинные и нестиранные дела, на которых не означено годов». – Москва 1844 г.

5 О.П. Щеглова «Литографское книгоиздание на персидском языке в Туркестане и Бухаре». (1881- 1918 гг). Санкт-Петербург 2011 г6 Т.И. Султанов «Среднеазиатская и восточнотуркестанская позднесредневековая рукописная книга». Москва 1987 г.

Источник: https://www.facebook.com/photo?fbid=886197245269515&set=a.106808539875060 , от 04.05.2021

2021.05.07