Узбекистан на Великом шелковом пути

Толерантность в Великой Кушанской Империи

Действительно ли толерантность была одной из причин стабильного развития и процветания Великой Кушанской Империи около 19 веков назад?
И в чем актуальность многовековых традиций дружбы, сотрудничества, достижений предков разных народов и возрождения духа Шелкового пути ?! – пишет с.н.с. МКСК Др.Сергей Савчук-Курбанов в статье, опубликованной 24 января 2015 г. на популярном сайте “Новости Узбекистана” в рубрике “Культура и искусство”, где сообщается также о том, что:

Часть вторая

Первая часть (http://nuz.uz/nauka-i-tehnika/2878-uzbekistan-i-kitay-u-istokov-tolerantnosti-i-sotrudnichestva.html)

Эта тема заслуживает отдельного рассмотрения. Поскольку, наряду с товарообменом существовала и не менее ценная составляющая международных контактов – это обмен идеями, религиозно-философскими учениями и позитивными идеологическими воззрениями!

Поэтому, в ее продолжении мы расскажем немного об истории буддизма и некоторых его античных памятниках на территории Узбекистана и о том, в чем их особенность, уникальность и истоки общей духовности на Великом шелковом пути и его позитивного Духа!

Все дело в том, что среди исследователей уже давно сложились мнения о том, что основополагающие постулаты человеколюбия и стремления к самосовершенствованию, не случайно нашедшие отражение в Конфуцианстве и религии Авесты — Зороастризме, а также впитавшем на этих благодатных землях определенные элементы их философии и эстетики Буддизме, позволили, как свидетельствует история, развиться их плодотворному диалогу.

Все сложившиеся, таким образом обстоятельства, привели к гармонизации их отношений на общей моральной почве и идее Вселенской Борьбы Света и Тьмы, Добра и Зла и определенном сходстве их взглядов на формирование и развитие позитивного потенциала личности каждого человека. Или Инь и Ян — термины, которые в Китае с глубокой древности применяются для обобщения двойственности явлений окружающего мира (например день и ночь, свет и тьма, движение и покой, верх и низ… . Вечно противостоящие друг другу, они тем не менее неразделимы, поскольку, от совершенного равновесия между ними зависит многое и в самом человеке…. Или, даже, достижения гармонии в окружающем мире ?!…

Возможно, благодаря плодотворному взаимодействию этих, в чем-то разных, но в общем схожих точек зрения и восприятия, как нам представляется. и сложилась особо почитаемая и в наши дни философия знаменитых Чан- и Дзэн-Буддизма, ставшая настоящей школой жизни для гармоничного развития и обладания высокими морально-психологическими свойствами многих поколений наших предков.

Не исключено, что определенное влияние на сложение и развитие этих процессов оказали и выходцы, паломники-миссионеры, из античных государств Средней Азии….

Обратимся за примерами к истории:
Согласно буддийской традиции знаменитый царь Канишка I (правивший в первой трети II в. н.э.) бывший покровителем буддизма, созвал IV буддийский собор, на котором восторжествовала школа Махаяны (Широкого пути спасения – т.е. для всех – в Буддизме) и государство переживало период своего наивысшего торгово-экономического расцвета.

При Канишке Кушанское царство достигло апогея своего развития, превратившись в огромную империю со столицей в Пешаваре, включавшую немалую часть Средней Азии (Бактрия и юго-восток Согдианы с Самаркандом и Бухарой, а также Ферганскую долину в на территории совр.Узбекистана), часть Восточного Туркестана (бассейн Тарима, теперешний Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР с Яркендом, Хотаном и Кашгаром), современные Пакистан и Афганистан, а также практически всю северную Индию.

Империя Канишки процветала в военном, экономическом, политическом и духовном аспектах, будучи основной опорой греко-буддизма.

Да и многочисленный пантеон, представленный на его монетах, наглядно свидетельствуют о том, что наряду с Буддой там изображено более 30 божеств разных религий, которым, судя по всему, поклонялись не только его подданные, но и гости из дальних стран, купцы и путешественники.

На монетах времени Канишки есть изображения из буддистской, индуистской, зороастрийской, греческой и даже шумеро-эламитской мифологических традиций. Тем не менее, правление Канишки помогало усилению позиций буддизма в Центральной Азии и на Индийском субконтиненте. Он закрепил гандхарский обычай в греко-буддийском искусстве и архитектуре.
Прочтение надписей на оборотных сторонах монет Канишки и его сына Хувишки прояснило также вопрос о кушанском пантеоне: надписи здесь сопровождали изображения божеств, указывая их имена. Среди этих божеств, а их было более 30, были общий для Средней Азии, Индии и Ирана – бог солнечных лучей Митра, среднеазиатско-иранские Вадо (бог ветра), Ардохшо (богиня плодородия), Мах (божество луны), бог амударьинских вод Вахшу, Вертрагна, индийские Шива и Будда и ближневосточная богиня-мать Нана, греческие Гелиос (Солнце), Селена (Луна), Гефест и, даже, египетский бог Сарапис и др.

Таким образом, они видели образы своих богов на монетах, которыми пользовались, в том числе и во время международных торговых операций и за рубежом – в своих странах, особенно если они были золотыми (т.е. имели статус международной валюты)…

ФОТО-ИЛЛЮСТРАЦИЯ. Фаяз-тепа. Канишка I (?) и боги (?). Настенная роспись. II-IV вв.н.э.

И каково же было их удивление, когда, прибыв в Кушанскую империю они могли не только посещать храмы своих богов, но главные буддийские святилища, где также были изображены их боги, которым можно было там молиться.
Такая, поддержанная на уровне государства, широкая межрелигиозная и межэтническая /веро/терпимость нашла отражение и в изобразительных сюжетах ряда храмов и монастырей, расчищенных в ходе археологических раскопок….

ФОТО-ИЛЛЮСТРАЦИЯ. К примеру, таких как «Будда-Мазда» – такой надписью сопровождается, изображение этого синкретического божества, фигура которого окружена языками сияния-пламени на настенной росписи буддистского монастыря Каратепа. II-III в.н.э. на городище Старый Термез (Тармита) на юге Узбекистана. К нему могли приходить молиться и буддисты и зороастрийцы.

ФОТО-ИЛЛЮСТРАЦИЯ. Фаязтепа. Святилище. Фигуры божеств, правый “Фаро”. Настенная роспись. I-II вв. Среди изображений монахов и мирян, бодхисатв, местных богов и даже легендарных царей и предков, идущих к Будде.

ФОТО-ИЛЛЮСТРАЦИЯ. Фаяз-тепа. Голова Александра Великого. Настенная роспись. II-IV вв.н.э

ФОТО-ИЛЛЮСТРАЦИЯ. Фаяз-тепа. Будда и монахи. Настенная роспись. II-IV вв.н.э.

/Часть 2. Продолжение следует…/

Др.Сергей Савчук-Курбанов, эксперт по Великому шелковому пути и истории коммуникаций, археолог, искусствовед…

Специально для nu.uz

Теги: Сергей Савчук-Курбанов, Толерантность, Кушанская империя

ФОТО-ИЛЛЮСТРАЦИИ смотрите по ссылке на Источник: http://nuz.uz/kultura-i-iskusstvo/3295-tolerantnost-v-velikoy-kushanskoy-imperii.html,
24.01.2015, 20:37

Опубликовано:
http://caravanserai.uz/allnews.php?id=1422117728,
https://www.silkway.uz/newsmore/5721

24.01.2015, Просмотров 431,    Рейтинг 39  

2021.04.21