Узбекистан на Великом шелковом пути

Религия ислам побуждает людей быть добрыми и миролюбивыми, ценить истинные человеческие качества

Беседа с директором Центра исламской цивилизации Шоазимом Миноваровым

– Шоазим Шоисламович, благодарим за то, что согласились ответить на наши вопросы. Мы не в первый раз беседуем с вами, и это всегда очень интересно и содержательно. На этот раз мы хотели бы поговорить о Центре исламской цивилизации, а также о политике Узбекистана в сфере религии, сохранении и приумножении духовного и научного наследия узбекского народа.

Начнем с Центра, который был создан по инициативе Президента Узбекистана. Давайте поговорим о работе Центра по изучению нашего наследия, пропаганде, донесению сути ислама до нашего народа.

– Прежде всего, большое спасибо за интерес к деятельности Центра исламской цивилизации Узбекистана. Не секрет, что сегодня во всем мире происходят сложные процессы. С одной стороны, мир движется к глобализации, большие расстояния становятся все ближе, с другой – наука и технологии стремительно развиваются, человеческая жизнь стремительно меняется. Однако экономическое и технологическое развитие ставит перед человечеством новые задачи и новые вызовы. По-прежнему, невежество остается одной из главных угроз человеческому развитию. Не секрет, что невежество, особенно в области религии, и неграмотное толкование религиозных учений причинили страдания миллионам невинных людей во всем мире. В то же время «массовая культура», «сексуальная свобода», секуляризм и интернет-зависимость становятся все более серьезными проблемами, стоящими перед человечеством.

Эта проблема затрагивает и нашу страну. Многие из наших граждан пострадали в результате иностранных идей, таких как религиозный экстремизм, которые заменили духовный вакуум, наблюдавшийся в нашем обществе в прошлом. В случаях нарушения закона метод борьбы только с применением силы показал себя неоправданным и неэффективным.

В этой связи глава нашего государства Шавкат Мирзиёев подчеркнул необходимость борьбы с невежеством путем просвещения с первых дней своего президентства. В своем выступлении на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 19 сентября 2017 года Президент Шавкат Мирзиёев заявил, что главная задача – формировать и воспитывать сознание людей на основе просвещения.

Для этого важно, прежде всего, донести до мирового сообщества истинную человеческую природу ислама. Истинный ислам призывает нас к добру и миру, к сохранению высоких человеческих качеств.

Для решения этих важных задач, поставленных Президентом Шавкатом Мирзиёевым, в Узбекистане заложена основа реализации ряда мегапроектов. Среди этих уникальных проектов – создание Центра исламской цивилизации в Узбекистане, Международного исследовательского центра Имама Бухари, Международного исследовательского центра Имама Термези, Международного исследовательского центра Имама Мотуриди, Международной исламской академии Узбекистана.

Ислам – религия науки и просвещения – проложил путь для деятельности ученых Центральной Азии, внесших неоценимый вклад в мировую цивилизацию. Сохранение и изучение богатого наследия таких великих людей, как Имам Бухари, Имам Термези, Имам Мотуриди, Хорезми, Фергани, Абу Али Ибн Сина, Беруни, Мирзо Улугбек и других, послужат укреплению мысли о том, что суть ислама – это доктрина толерантности и просвещения.

Этой цели служит и деятельность Центра исламской цивилизации, созданного указом Президента Шавката Мирзиёева 23 июня 2017 года в Ташкенте.

Центр исламской цивилизации в Узбекистане возводится на площади 7 гектаров в знаменитом комплексе Хазрати-Имам в Ташкенте. Центр будет иметь длину 161 метр и ширину 116 метров, состоять из трех этажей. Высота центрального купола – 66 метров.

Центр исламской цивилизации – это научный, светский и просветительский центр, охватывающий несколько областей. Основными из них являются следующие пять направлений.

Первое – это Музей, где наше исламское наследие представлено на основе новейших технологий. В музее будет выставочный зал площадью около 16 тысяч квадратных метров. В центральном зале музея под 42-метровым куполом будет находиться Коран Усмана VII века, уникальное сокровище исламского мира.

Второе – Библиотека с фондом почти в миллион книг, рукописей, опубликованных источников, их оригиналов и электронных копий.

Третье – Центр изучения, копирования, реставрации и оцифровки редких книг и рукописей.

Четвертое – в Центре также будет конференц-зал на 550 мест для проведения крупных мероприятий Организации исламского сотрудничества и других международных и академических организаций, связанных с исламом.

И пятое – в здании Центра разместится Международная исламская академия, которая рассчитана на подготовку более 200 магистров и докторантов в области исламской религии и цивилизации.

Основная цель Центра – изучать богатое и уникальное наследие ислама на научной основе, создать целостный взгляд на жизнь и научную и творческую деятельность великих ученых и мыслителей, познакомить с ними наш народ и мировое сообщество, наладить межрелигиозный и межцивилизационный диалог в широких масштабах, раскрыть человеческую природу ислама, бороться с невежеством путем просвещения, воспитывать молодое поколение в духе гуманизма, национальной гордости и гордости.

– Несмотря на то, что Центр еще строится, вы уже начали свою деятельность в качестве его директора. Расскажите, пожалуйста, чем на данном этапе вы занимаетесь и что уже удалось сделать?

– Да, здание центра еще не сдано в эксплуатацию, но уже сейчас около 30 ученых и специалистов, работающих в нашей организации, выполняют поставленные перед нами задачи.

На сегодняшний день в Центре разработана и реализуется научно-историческая концепция, отражающая тот факт, что на протяжении веков наша страна была неотъемлемой частью мировой цивилизации, одним из центров исламской культуры.

Налажено тесное сотрудничество и подписаны меморандумы о взаимопонимании более чем с двадцатью авторитетными международными научными учреждениями и структурами мира, включая такие организации, как ЮНЕСКО, Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры (ICESCO). В рамках сотрудничества проводятся различные конференции и семинары, посвященные целям и задачам центра.

В частности, в связи с объявлением ICESCO в 2020 году Бухары культурной столицей исламского мира была проведена международная научно-практическая конференция на тему «Вклад Бухары в исламскую цивилизацию и ее роль в ней».

Кроме того, 7-8 апреля совместно с Малазийским институтом исламской цивилизации была проведена Международная онлайн-конференция на тему «Вклад центральноазиатских ученых в исламскую цивилизацию», в которой приняли участие около 300 экспертов из семнадцати стран и международных организаций.

На сегодняшний день презентации о целях и задачах Центра исламской цивилизации прошли в таких странах, как Малайзия, Индонезия, Турция, Россия, Великобритания и Франция.

Мы также выпустили в свет два номера нашего журнала «Узбекистан – центр исламской цивилизации». В Центре действует специальный Совет по присуждению ученых степеней по исламскому богословию, и в этом году была защищена первая докторская диссертация в данной области. Создана серия «Наши великие предки», изданы книги о жизни и творчестве Хорезми, Имама Бухари, Фергани, Беруни, Абдуллы Кадыри.

– Большая часть нашего культурного наследия сохраняется в зарубежных музеях по разным историческим причинам. Какую практическую работу проводит центр, чтобы познакомить наш народ с этим наследием?

– Действительно, наша страна имеет богатое культурное наследие. К сожалению, в зарубежных музеях и коллекциях хранятся редкие произведения, научные рукописи, многие шедевры искусства наших великих предков.

Помимо сбора, изучения и приобретения редких произведений, рукописей и артефактов, связанных с исламской религией и культурой, которые в настоящее время находятся в нашей стране, Центр занимается изучением, исследованием и ознакомлением узбекистанцев с произведениями, которые хранятся в коллекциях музеев мира и собраниях.

Сегодня в нашем Центре есть две большие коллекции уникальных старинных и современных книг, каталогов и источников – «Арабский и исламский мир» и «Восток и Запад», всего 4 923 книги из 4 193 наименований. Эта уникальная коллекция, подаренная нашему Центру известным соотечественником, меценатом культуры и спорта Алишером Усмановым, не имеет аналогов в мире.

В фонде библиотеки также более 15 000 уникальных научных и художественных книг, около 1 000 рукописей и литографий, около 500 000 научных рукописей, литографий и электронных копий произведений искусства, создаются их каталоги, а также архив исторических документов о нашем прошлом.

– Каких результатов достигло научное сообщество Центра в изучении наследия наших великих соотечественников, внесших большой вклад в развитие ислама?

– Наш центр переводит и переиздает уникальные произведения, посвященные богатому культурному наследию нашей страны, на разных языках. Унаследованное от Амира Темура как уникальный исторический источник «Уложение Темура» было собрано в один том и издано на пяти языках (узбекском, персидском, русском, английском и французском). Центр исламской цивилизации подготовил более 10 книг и брошюр о роли мусульманских мыслителей Центральной Азии в развитии мировой цивилизации в Узбекистане.

На узбекском и иностранных языках будут изданы «Бобурнаме» Захириддина Мухаммада Бабура, к 1050-летию Абу Райхана Беруни произведения «Памятники древних народов» и «Индия», а также труды таких ученых, как Абу Али Ибн Сина, Хорезми.

– Благодаря своей истории, наша страна может служить уникальным и неповторимым примером в плане межцивилизационного диалога. Как, исходя из современного опыта Узбекистана, вы считаете, возможно поддерживать эту планку?

– Регион Центральной Азии – одно из мест, где люди разных национальностей, вероисповедания и вероисповеданий тысячелетиями жили в мире и согласии. Центральная Азия, расположенная в центре Шелкового пути, издавна была перекрестком великих дорог, цивилизаций и сыграла важную роль в развитии культур и религий. Еще до исламского периода здесь существовали греко-бактрийская, бактрийская, согдийская цивилизации, тюркский каганат, буддизм, христианство, монизм, зороастризм. Ислам, как религия терпимости, укрепил эти традиции.

В сентябре 2017 года на 72-й сессии Генассамблеи ООН Президент Шавкат Мирзиёев выступил с инициативой принятия специальной резолюции «Просвещение и религиозная толерантность», возрождая такую историческую традицию нашей страны. Проект резолюции, разработанный Узбекистаном, был единогласно поддержан Генассамблеей ООН 12 декабря 2018 года.

Резолюция о просвещении и религиозной толерантности призывает к обеспечению доступа к образованию для всех, устранению неграмотности и невежества, а также к укреплению терпимости и взаимного уважения, обеспечению свободы вероисповедания, защите прав верующих и предотвращению дискриминации.

В частности, налажено тесное сотрудничество с Центром развития межрелигиозного и межцивилизационного диалога Н.Назарбаева в Казахстане в 2020 году, принято участие в конференциях в этой сфере.

Когда центр заработает на полную мощность, внимание нашего народа и мирового сообщества будет сосредоточено на просвещении и религиозной терпимости через организацию мероприятий высокого уровня с участием международных организаций в конференц-зале на 550 человек.

– Уважение к религиозным верованиям всех народов, проживающих в нашей стране, включая усилия нашей страны по поддержке учения чистого ислама, служат обеспечению мира в обществе. Хотелось бы узнать ваше мнение о проделанной работе на этом направлении.

– Принцип «никакого принуждения в религии» – один из основных столпов ислама. На ранних этапах становления ислама именно христиане протянули мусульманам руку помощи.

Первый международный мирный договор первого исламского государства был подписан между халифом Умаром ибн Хаттабом и христианскими лидерами в Иерусалиме. Я хочу сказать, что толерантность имеет как концептуальные, так и традиционные основы. Потому что почти во всех странах мира исповедуются разные религии, там проживают представители разных национальностей и этнических групп.

Следовательно, фактор толерантности – одно из важных условий мира в отдельной стране или во всем мире. Одним из приоритетов государственной политики является дальнейшее укрепление дружеских отношений между разными национальностями и этническими группами, проживающими в нашей стране, представителями религиозных конфессий, утверждение принципов религиозной толерантности.

Масштабные реформы, проводимые под руководством главы нашего государства, стали важной основой для обеспечения атмосферы межнационального согласия и религиозной толерантности в нашей стране.

В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы особое внимание уделяется обеспечению безопасности, религиозной толерантности и межнационального согласия.

За последние годы был проведен ряд реформ в сфере религии и просвещения. Это, безусловно, служит обеспечению атмосферы межнационального согласия и религиозной толерантности в нашей стране.

Кроме того, были созданы международные исследовательские центры имама Бухари, имама Термези и имама Мотуриди. В регионах открыто пять научных школ, специализирующихся на изучении каламов, хадисов, фикха, акиды и суфизма.

Эти просветительские центры, созданные по инициативе главы нашего государства, служат раскрытию истинной человеческой сути ислама.

Центр исламской цивилизации также регулярно проводит встречи с представителями различных конфессий в нашей стране для обсуждения вопросов дальнейшего укрепления дружеских отношений.

– Давайте поговорим о сохранении согласия и традиционных ценностей в эпоху глобализации. Что, на ваш взгляд, необходимо для этого?

– Как я уже сказал в начале нашего разговора, в условиях сегодняшней стремительно развивающейся глобализации и информационно-коммуникационных технологий сохранение национальной идентичности и традиций является важной задачей для каждого народа.

Распространение «вируса» беззаботного контента и идеи насилия через массовую культуру и платформы социальных сетей представляет собой угрозу для будущего общества.

Узбекский народ всегда был озабочен будущим своей Родины, ее благополучием и тем, какими людьми вырастут его дети. Цель – оказать социальную поддержку подрастающему поколению, познакомить его с нашим богатым и уникальным наследием ислама, раскрыть гуманный характер нашей религии, воспитать молодежь в духе гуманистических идей, национальной гордости.

Стоит отметить, что этой цели служит и музейная экспозиция, входящая в состав Центра исламской цивилизации с выставочной площадью 16 тысяч квадратных метров.

Музей, состоящий из восьми разделов, демонстрирует доисламскую культуру Центральной Азии, появление ислама, образование, науку, исламскую архитектуру, а также искусство и культуру нашего народа, связанные с исламом.

Последний, восьмой раздел музея называется «Третье Возрождение – Новый Узбекистан». Этот раздел демонстрирует, что мы вступаем в новую эру в нашей стране, сохраняя взаимную солидарность и национальные традиции. В нашей стране на основе самых передовых технологий наука и промышленность, сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность, образование и исследования вышли на стадию развития по всем направлениям.

В настоящее время под девизом «От славной истории – к великому будущему» проводятся очень важные реформы в духовной и образовательной сферах. Опираясь на память великих предков, бесценное наследие, которое они оставили после себя, усилия по воспитанию молодого поколения в духе стремления быть достойными их, мы можем сказать, что Узбекистан начал закладывать основы Третьего Возрождения.

Беседовала Наргис Саидалиева,

Фото Анвара Ильясова,

ИА “Дунё”

Опубликовано: https://dunyo.info/ru/site/inner/religiya_islam_pobuzhdaet_lyudey_bity_dobrimi_i_mirolyubivimi_tsenity_istinnie_chelovecheskie_kachestva-Ptk

2021.05.06