Узбекистан на Великом шелковом пути

Транспортные артерии страны

Общая протяженность автомобильных дорог республики составляет 183,5 тыс. км, в том числе 42530 км – дороги общего пользования. Из них 3626 км – международного, 16909 -республиканского, 21995 км – местного значения.

В первом полугодии 2010 года в рамках реализации программы строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования международного значения, включая объекты строительства участков Узбекской национальной автомагистрали, освоено 190,6 млрд сумов. Это в 1,8 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В этом году на строительство новых и реконструкцию имеющихся автодорог международного и государственного значения будет потрачено 516 млрд сумов, их капитальный и средний ремонт – 88 млрд сумов, дороги местного значения -19 млрд сумов. Это в 2,2 раза больше по сравнению с прошлым годом.

Дороги играют важную роль в жизни любого общества, выступая мощным фактором в формировании его государственно-территориального устройства, внутреннего и внешнего рынков. Они объединяют отрасли народного хозяйства, производство и потребление, обеспечивают жизненно необходимые экономические связи предприятий и регионов, способствуют сближению народов. Широкие, безопасные и ровные дороги являются важным критерием экономической мощи страны. Рассказывает начальник управления строительства автомобильных дорог ГАК “Узавтойул” Зарпилла Хужанов:

– Хорошие и удобные автомобильные дороги необходимы для нормального функционирования промышленных предприятий, улучшения производственной инфраструктуры регионов, а также для обеспечения населения различными товарами и продукцией. Понимая важность скорейшего завершения реконструкции международной автомагистрали Бейнеу – Кунград – Бухара-Самарканд – Ташкент – граница Республики Казахстан (Е-40), Узбекистан полностью выполнил свои обязательства . Кроме того, в центральной части маршрута наша страна строит свободную индустриально-экономическую зону “Навои”. Ожидается хорошая экономическая отдача от строительства подъездной дороги к СИЭЗ “Навои” от магистрали Е-40 протяженностью 2,2 км . Уже в первом полугодии объем грузовых и пассажирских перевозок через международный аэропорт города Навои увеличился на 22 процента.

Начал функционировать ЗАО “Центр логистики Ангрен “. Так называемый “сухой порт” обеспечивает полный комплекс транспортно-экспедиторских, погрузочно-разгрузочных услуг, осуществляет контейнерные перевозки, хранение, таможенную очистку и сертификацию грузов. Центр укомплектован 172 современными автотягачами “МАN” и полуприцепами, выпускаемыми на совместном предприятии “СамАвто”. Его открытие ускорило перевозку товаров в Ферганскую долину, снизило затраты, а также послужило созданию новых рабочих мест. В первом полугодии через центр логистики перевезено около 2 млн тонн грузов.

В последние годы работа была намечена на дальнейшее улучшение системы транспортных связей между центральной частью республики и областями долины. Построена автомобильная дорога по левому берегу реки Камчиксай, улучшено качество покрытия других дорог.

Для бесперебойного обеспечения дорожников асфальтобетонным покрытием в начале года приобретено шесть мобильных комплексов асфальтобетонных комплектов. Они состоят из 283 единиц дорожно-строительных механизмов, машин и оборудования. Они способны выпускать более 1500 тонн продукции в сутки. Контролирует качество на всех этапах работы лаборатория, входящая в состав комплекса.

В республике создаются новые производства по выпуску сульфатостойкого портландцемента марки М-500, повышающего прочность и долговечность покрытия, пластификаторов, химических добавок и других полимерных материалов, используемых в дорожном строительстве .

Применение материалов только отечественного производства снижает себестоимость объектов. Технику и высококлассное оборудование завозим из-за рубежа.

Для эффективной работы на новом оборудовании ГАК “Узавтойул” и Республиканский дорожный фонд совместно с поставщиками оборудования ежегодно организовывают обучение и повышение квалификации инженерно-технических работников, производственного и обслуживающего технического персонала. Более 300 специалистов повышают квалификацию в Наманганском и Бухарском научно-производственных центрах. Каждый год более 100 молодых специалистов по строительству дорог и мостов выпускает факультет дорожного строительства Ташкентского автомобильно-дорожного института и автодорожный колледж. Нынче планировали открыть 1000 новых рабочих мест. В первом полугодии уже получили работу 1248 человек.

Транспортная система нашей страны – одна из самых разветвленных в Центральной Азии. За годы независимости в Узбекистане выполнен огромный объем работ по развитию и модернизации автомобильных дорог общего пользования, совершенствованию дорожного хозяйства, повышению мощности дорожно-строительной индустрии.

Среди инвестиционных проектов республики особое внимание отводится развитию Узбекской национальной автомагистрали (УНА).

В апреле 2009 года в соответствии с Указом Президента “О программе мер по поддержке предприятий реального сектора экономики, обеспечению их стабильной работы и увеличению экспортного потенциала” принята программа ее строительства и реконструкции, а также входящих в нее дорог.

В рамках программы, рассчитанной на 2009-2014 годы, поэтапно осуществляются реконструкция и строительство дорог по четырем направлениям: Бейнеу – Кунград – Бухара – Самарканд -Ташкент – Андижан, Бухара -Алат, Бухара – Карши – Гузар – Термез, Самарканд – Гузар. Общая протяженность коридоров Узбекской национальной автомагистрали – 2755 км .

Из них 1254 км – четырехполосные дороги. Перед дорожниками поставлена задача – к концу 2014 года довести параметры остальных двухполосных дорог до первой категории с четырехполосным движением.

Увеличение товарооборота республики с другими странами, растущий экспортный потенциал требуют удобных транспортных коридоров для выхода на мировые рынки. Через территорию Узбекистана проходят 20 международных маршрутов и направлений. На долю автомобильного транспорта приходится почти 85 процентов всего объема перевозок груза. Удельный вес автоперевозок растет с каждым годом.

В этом году планируется завершить строительство и реконструкцию автомагистрали Самарканд – Карши протяженностью 79 км , проектной стоимостью 50,4 млрд сумов.

Она открывает транзит в южном направлении – в Туркменистан, Афганистан, Иран, Пакистан и страны Персидского залива с доступом к морским портам. Объект важен для экономического и социального развития Самаркандского, Кашкадарьинского и Сурхандарьинского регионов. Автомобильный транспорт играет ключевую роль в осуществлении внутренних и внешних экономических связей этих областей. По прогнозам специалистов, после окончания строительства в течение пяти лет торговля со странами Центральноазиатского региона и Персидского залива, а также Афганистаном, Ираном и Туркменистаном вырастет на 15 процентов.

В этом году намечается реконструкция и ремонт 80 км автомобильной дороги международного значения Ташкент – Ош на участке 116- 196 км , являющейся частью автомагистрали Бейнеу – Кунград – Бухара – Самарканд – Ташкент – Андижан.

Грузы из Ташкента в Ферганскую долину по единственной автомобильной дороге, соединяющей ее с центральными, западными и южными регионами республики, доставляются в два-три раза быстрее, чем по железной дороге.

Дорога будет способствовать экономическому развитию Ферганской долины, где проживает более 6 млн человек, и социальной инфраструктуры, обеспечению жителей новыми рабочими местами, увеличению товарооборота и оказанию различных видов услуг дорожным и транспортным организациям. Объект – стратегически важный в восточном регионе Узбекистана, так как обеспечивает кратчайший выход в Китай и Японию, другие государства Восточной Азии и Дальнего Востока.

Одна из первоочередных задач, стоящих перед отраслью, – подготовка к предстоящему зимнему сезону горного участка перевала Камчик автомобильной дороги А-373 Ташкент – Ош, являющейся частью автомагистрали Бейнеу – Кунград – Бухара – Самарканд – Ташкент – Андижан. Здесь ежедневно укладывается 2-2,5 тысячи тонн асфальтобетонного покрытия. Задействовано три асфальтобетонных цеха и один комплект цементно-бетонных комплексов. На объектах трудятся в две смены около 800 дорожных строителей и инженерно-технических работников. Эта дорога уникальна, так как альтернативных путей на нашей территории нет.

Прежде путь в Ташкент из областей Ферганской долины в зимнее время пролегал через Таджикистан. Дорога через перевал Камчик значительно сокращает путь, но зимой он закрывался из-за схода снежных лавин, оползней и селей. Для предупреждения, снежных заносов построены тоннели на перевалах Камчик и Резак. Ведутся работы по безопасности дорожного движения: на склонах гор, где необходимо, устанавливаем снегозащитные щиты и снегоулавливающие сооружения.

В рамках возрождения Великого шелкового пути активно ведутся реконструкция и капитальный ремонт международной автомагистрали Бейнеу – Кунград – Бухара – Самарканд – Ташкент -Андижан протяженностью 1500 км . Она является частью международного транспортного коридора Е-40 и будет связана с крупными городами и населенными пунктами коллекторными автомобильными дорогами первой категории. На маршруте – 207 мостов, из них 29 подлежат реконструкции. В недалеком будущем это будет четырехполосная скоростная автомагистраль. Она соединяет маршруты Е-40 и Е-60, открывает транзит в Афганистан, Иран, Пакистан с доступом к морским портам.

Реконструкция дороги значительно сократит эксплуатационные расходы, а возросшая скорость движения автомобилей позволит осуществлять перевозки в 1,9 раза быстрее. Возрастут объемы пассажирских и грузоперевозок, себестоимость местных и транзитных грузов уменьшится в 1,6 раза.

Строительство современных международных дорог, соединение их с мировыми транспортными сетями позволят значительно повысить эффективность автомобильных перевозок и конкурентоспособность страны на рынке транспортных услуг.

Источник: «Правда Востока».

http :// www . jahonnews . uz / rus / rubriki / obshestvo / transportnie _ arterii _ strani . mgr

2021.02.16