Узбекистан на Великом шелковом пути

Резьба по дереву

Искусство резьбы по дереву Узбекистана является частью центральноазиатского художественного наследия и своими истоками восходит к глубокой древности.

В традиционном зодчестве и быту народов Узбекистана издавна, резное дерево пользовалось огромной популярностью В зодчестве оно использовалось в качестве важных архитектурных деталей и конструкций таких как колонны, карнизы, двери, потолки, решётки. Применение резного дерева в быту, или как её ещё называют бытовая резьба, вбирала в себя обширный круг предметов от мебели до мелкой домашней утвари. Столики, табуреты, сундуки, шкафчики, шкатулки, широкие деревянные кровати, люльки оформлялись резьбой. Резьбой оформлялись раздвижные подставки для книг, пеналы, книжные переплёты, чернильные приборы, шахматы, расчёски, музыкальные инструменты, штампы для нанесения узоров на ткань , а также арбы (своеобразные повозки на двух высоких колёсах), сёдла для верховой езды, паланкины.

Искусство резьбы по дереву XIX – начала XX вв.исследовалось учеными различных направлений: этнографами, архитекторами, историками искусств – А.К.Писарчик, Ю.А.Соколова, О.А.Сухарева, И.Джаббаров, Т.А.Жданко, И.Н.Муврен, М.А.Бикжанова, Н.М.Бачинского, Р.Р.Абдурасулова, И.И.Ноткин, П.Ш.Захидов, Б.П.Денике, Б.В.Веймарн, Г.А.Пугаченкова, Л.И.Ремпель, Д.А.Фахретдинова, Н.В.Черкасова, И.В.Савицкий, М.К.Рахимов, Н.А.Аведова, С.Булатова. В процессе этнографических экспедиций в локальные центры, знакомства с современными мастерами, сбора спецефического терминологического аппарата эти исследователи пытались представить целостную картину развития и становления данного вида ремесла. Многие исследования отличает высокий уровень профессионализма, который находит своё отражение в атрибутировании памятников, в изучении образной природы художественной резьбы по дереву, эволюции её содержательных, пластических и технологических приёмов, разработки методики изучения данного вида художественного ремесла, освещения творчества его ведущих мастеров – представителей локальных школ и их произведений.

Конец XIX начало XX века представлено широким ассортиментом деревянных предметов домашней утвари. Это деревянные маслобойки (жувоз), чаши (заранг товок), блюда (корсон), тарелки ( ляган ), веретена (дук), деревянные посох дервишей и пастухов (говрон), ручки для камчей (камчи дасти), деревянные амулеты (тумор), дервишские чётки (тасбих), и другие предметы. С особой тщательностью оформлялись кафедры мечетей (минбар), ограды надгробий (сагона).

Завоевание Туркестана Российской империей, и как следствие этого возросший поток в край русских поселенцев стало причиной того, что перемены затронули и сферу резного дерева. Мастера, приспосабливались к вкусам населения городов, проявляющего интерес к экзотическому товару. Это обстоятельство значительно расширило ассортимент изделий, оформлявшихся резьбой. Мелкая резьба стала покрывать и нетрадиционные изделия – аптечки, замысловатые клетки для птиц, шкатулки, чемоданчики, портсигары и другие вещи.

Особой популярностью стали пользоваться высокие многогранные столики с характерными чертами “восточного стиля”, которые ценились за тонкую арабесковую резьбу и предназначались для европейского интерьера. В начале ХХ в. они пользовались спросом далеко за пределами Туркестана, вплоть до Америки.

Новшеством стало изготовление мебели европейского образца (буфеты, комоды, письменные столы, туалетные столики и т.д.), обильно украшенной традиционным орнаментальным узором.

В качестве материала использовались местные породы дерева : чинар, карагач, орех, арча, тут, урюк, тополь, тал, груша, айва, джида, которые отличались разнообразием текстуры и рисунка. При оформлении различных бытовых предметов, мебели и музыкальных инструментов мастера использовали орнаментальную резьбу, роспись и инкрустацию.

Во второй половине XIX века имели распространение два способа резьбы. Фоновая, при которой плоско-рельефный узор создавался путём углубления и выборки фона, и бесфоновая с трёхгранно-выемчатым, скобчатым и ногтевидным врезанным узором. Эти разновидности резьбы отличались и по своей художественной выразительности. Фоновая резьба исполнялась мастерами профессионалами с большим техническим совершенством и украшала уникальные предметы, которые изготовлялись из твёрдых пород дерева : шкатулки, футляры для чалмы, лаухи, книжные переплёты и высокие многогранные столики.

Более широкое распространение в оформлении бытовых предметов имела простая бесфоновая резьба. Она наносилась на низенькие шкафчики, подставки для утвари и продуктов, люльки, инструменты, дуги, сёдла, скалки и т.д. Врезанный орнамент: треугольники, скобочки, линии – лишь местами оживлял игрой света и тени гладкую поверхность дерева.

Для нанесения рисунка использовались бумажные шаблоны для припороха (ахты) или чертили узор с помощью циркуля и линейки, намечая геометрическую сетку композиции (“паргори”). Но техника резьбы была одинаковой: рисунок по контуру прорубался стамесками различной кривизны. Узор смотрелся силуэтно. Фон, проработанный точечным пунсоном, приобретал матовость и оттенял блестящую поверхность орнамента.

Основными центрами искусства резьбы по дереву в конце XIX – начале XX вв. являлись Хива, Ургенч, Бухара, Самарканд, Ташкент, Коканд, Маргилан, Андижан, Фергана, Шахрисябз, горные селения Сурхандарьинской области – Дербент, Сайроб, Кунград.

Хива являлась одним из древнейших центров искусства резьбы по дереву Центральной Азии. Характерной чертой хивинских мастеров-резчиков была способность к выполнению работ разного профиля. Они одновременно были плотниками, столярами, строителями, резчиками (уймачи, панжарасоз – мастер по изготовлению наборных деревянных решёток, колипчи – резчик колыбов, дуторчи – мастер, изготовляющий музыкальные инструменты). Выбирая материал, хивинские мастера отдавали предпочтение местным сортам древесины – караману (разновидность вяза) и тополю. Резные двери для богатых домов изготовлялись из древесины урюка, тутовника.

Яркими представителями школы хивинских резчиков является династия Палвановых, руками которых выполнено множество резных колонн и дверей Хивы XIX – нач.XX вв. Работы П. Абдусаттарова и его сына Ата Палванова отличает одноплановая резьба с неглубоким рельефом. Орнамент в основном стилизованно растительный, обладающий динамичной ритмикой мелких побегов.

Другим крупным центром резьбы по дереву в конце XIX – нач. XX вв. являлся Ташкент, где наряду с художественным оформлением архитектурных сооружений, значительное место в творчестве мастеров занимала бытовая резьба. В значительной мере это было связано с столичным статусом Ташкента, существенную часть населения которого составляло русское население. Многогранные столики, шкатулки, другие предметы покрывали изящной мелкораппортной резьбой с помощью циркуля-(паргор), в результате чего и сама техника получила название паргори уйма. Ташкентские резные двери этого периода отличает двух-трёхплановая резьба плоско-рельефного типа преимущественно растительной орнаментации.

Известными ташкентскими мастерами резного дерева были Т. Аюбходжаев, С. Ходжаев, А. Турсунбаев, Н. Зиякариев, следовавшие в своем творчестве художественным традиционным направлениям. Так, орнаментальные композиции С.Ходжаева с выделением центральной части, техникой паргори и характерной резьбой отличает следование принципам ташкентской школы.

Известностью пользовались маргиланские резчики У. Ахмедов, Ю. Магруфджанов. Из кокандских резчиков конца XIX- нач. XX вв. до нас дошло имя Х. Наджмеддинова. Работая в Коканде, Самарканде, Бухаре, Ташкенте и других городах, он был хорошо знаком с особенностями художественной резьбы различных школ и получил большую известность мастерством владения более 30 орнаментальных вариаций низко-рельефной мелкоузорной резьбы паргори, которой украшал мебель и предметы быта из ореха и чинара.

Известным самаркандским мастером были уста Назрулла и его сын Н. Нурулла из селения Шурби близ Самарканда.

Между мастерами представителями различных школ постоянно присходило творческое общение.Так, из источников известно, что в Ташкенте работали некоторые мастера-резчики Ферганской долины. Знаменитый маргиланский резчик Уста Максум Ходжи (ум. в конце XIX в.) изготовил резные чинаровые ворота Шейхантаурского кладбища. Ташкентские же мастера как например Азимджан Бабаджанов в 1903-1904 гг. работали в Коканде и Андижане.

С 1920 по 1980- е годы, несмотря на сужение сферы функционального назначения резного дерева, в искусстве резьбы продолжают развиваться художественные традиции существующих локальных школ и появляются новвоведения. в орнаментальной системе. Сохраняются такие центры как Хива, Самарканд, Ташкент, Коканд, Маргилан, Андижан, Фергана, Шахрисябз.

Хивинская школа продолжает оставаться одним из крупных центров резьбы по дереву. Вершины достигает творчество хивинских мастеров А. Палванова, С. Байбекова. Выполненные ими резные двери, колонны выдержаны в традициях хивинской народной резьбы по дереву. Активно мастерами используется типичный хивинский узор “айланма ислими”-побег в виде спирали с цветочными, листьевыми мотивами. В резном декоре эти мастера демонстрируют не только виртуозную отделку рельефа, но и своеобразную обработку углубленного фона сплошной чешуйчатой врезкой, что позволяет обыграть контрасты рельефа и фона. В целом, работы А.Палванова, С.Байбекова отличают монументальность звучания, динамичный ритм, специфичные хивинские мотивы орнаментального декора.

Ташкентская резьба этого периода представлена творчеством таких мастеров как С. Ходжаев (поздние работы), М. Касымов, Х. Касымов, Ш. Гулямов, А. Файзуллаев, Х. Касымов, Э. Нуралиев, Н. Ибрагимов, Ш.Агзамов. Для резьбы, как правило, использовался бук, орех для панджары-тополь и липу.

Резные двери, выполненные М. Касымовым для театра оперы и балета им. А.Навои в Ташкенте выполнены в лучших традициях местной школы. Их композиции объединяет единая манера исполнения и орнамент рамы-обвязки. Мастер сочетал технику резьбы с дополнительной обработкой рельефа.

В бытовой резьбе, М.Касымов в отличие от своего учителя С.Ходжаева, предпочитавшего циркуль, пользовался исключительно припорохом-ахта. Зачастую он сам изготовлял необходимые для резьбы инструменты, создавая оригинальные формы резцов. Следуя традиционному растительному орнаменту-мотиву ислими, мастер вводил и нетрадиционные изобразительные мотивы – изображения герба, серпа, молота, пятиконечных звезд, гроздей винограда, коробочек хлопка. Оригинальность творческой манеры М.Касымова заключалась в гармоничном сочетании резьбы стиля паргори и орнаментальной основы мотива ислими, в результате которого получались контрасты гладкого рельефа и шероховатого фона, покрытого густой сеткой точечного накола. Его достойными преемниками стали ученики А.Файзуллаев, Н.Ибрагимов.

Ярким представителем кокандской школы резьбы по дереву этого периода является К. Хайдаров, сын усто Хайдара. Работы К.Хайдарова представляют высокохудожественные образцы традиционной резьбы по дереву. Их ассортимент включал двери, панно, фризы а также разнобразные декоративные столы, табуретки, ляухи, каломдоны, шкафы, тумбочки, кресла. Излюбленным материалом мастера являлся орех. Техника резьбы К.Хайдарова претерпела эволюцию от резьбы стиля паргори в 1920-1950-х гг. до сочетания этой резьбы с другой разновидностью, основанной на плавных ритмах растительного побега. В орнаментальных композициях мастер компоновал крупный геометрический мотив с более мелким растительным, активно используя и эпиграфику. Он принимал участие в художественном оформлении фойе Дворца спорта, резных дверей Государственного музея национальной истории Узекистана. В этот же период начали свое творчество и другие кокандские мастера, ученики К. Хайдарова – Г.Ахунов, Р.Ганиев, О.Тахиров, У.Ташматов, И.Изаков, Ю.Умаров.Из маргиланских резчиков активно в этот период работали А. Умурзаков, Ю. Магруфджанов.

Самаркандская школа резьбы по дереву этого периода отличалась от других школ более утонченным характером резьбы, своеобразным сочетанием геометрических, растительных и цветочных мотивов и необычной техникой. В материале предпочтение отдавалось чинаре, дубу, буку, тополю. Типичными представителями самаркандской школы являются мастера Асатулла, М. Жумабой, А. Джалилов, уста Насрулла, Н. Назруллаев.

Н. Назруллаев получил известность как мастер по изготовлению резных дверей, выполнявшихся, как правило, в технике плоско-рельефной резьбы с покрытием фона пуансонной сеткой. Мастер применял традиционную растительную орнаментику, зачастую с использованием изобразительных мотивов и современной эпиграфики.

Из бухарских резчиков в 1940-1950-е годы известностью пользовались Р. и С. Гафуровы, которые следовали местным художественным традициям.

В 1990-е гг. резьба по дереву остаётся одним из традиционных и наиболее распространённых видов народного декоративно-прикладного искусства.

На сегодняшний день можно выявить ряд традиционных школ искусства резьбы по дереву с центрами в Коканде, Хиве, Самарканде, Ташкенте, а также Андижане, Намангане, Джизаке.

Художественные принципы ташкентской резьбы по дереву последнего десятилетия были заложены в ХХ веке такими мастерами как С. Ходжаев, М. Касымов. Эти принципы в 1950-1960-х годах были подхвачены молодым тогда мастером А. Файзуллаевым. В настоящее время мастер передает свои навыки и опыт новым поколениям,обучая художественным особенностям ташкентской резьбы по дереву. Среди его учеников такие талантливые резчики как Г.Юлдашев, А.Азларов, С.Рахматуллаева.

Другим представителем ташкентской резьбы по дереву является мастер А.Азларов, который специализируется на изготовлении ляухов, ляганов. Он также воплощает в своём творчестве художественные принципы ташкентской школы резьбы по дереву. Мастер работает в бесфоновой резьбе с выемчатым узором и углублённым фоном. Большим мастером был Усто Ходжаев, изготовлявший множество типов ляухов в технике резьбы “паргори”.

Ярмарка традиционных ремёсел, организованная к 50-летию ООН в октябре 1995 г. в Ташкенте продемонстрировала современное состояние этого художественного промысла и представила имена мастеров-резчиков из различных локальных школ. Среди них представители Хорезма – О. Якубов, У. Машарипов, Х. Багибеков, К. Курбанов, Андижана – Й. Утолонов, Намангана – Н. Муйдинов, Джизака – Ш. Маметов, Коканда – М.Джалалов, О.Умаров, А.Абдуллаев, Х.Умаров, Ташкента – Х.Адылов, А.Абдурахманов, С.Рахматуллаев, А.Аширов, Б.Ганиев, З.Исамухамедов.

Следуя мнговековым художественным традициям узбекские мастера нового поколения вносят свой неоценимый вклад в сохранение такого уникального вида народного искусства как резьба по дереву.

Как известно, в искусстве резьбы по дереву ещё в ХIXв. Имели распространение два способа резьбы фоновая, с плоско-рельефным узором и углубленным фоном и бесфоновая с трехгранно-выемчатым, скобчатым и врезанным узором.

Ташкентская школа резьбы отличалась и отличается широким рапространением фоновой резьбы по дереву с плоско-рельефным узором, которая требовала от мастера большого технического мастерства и профессионального совершенства. Ташкентские резчики всегда отличались тем, что орнаментальные узоры вырезались на двух-трех уровнях. Фон отличался средней углубленностью, среди орнаментальных мотивов широкое распространение имели мотивы ислими, геометрические, гулли гирих (цветочный гирих), и даже видоизмененные символические мотивы. Применялись все способы оформления пардоза. Преимущественно использовались для резьбы орех, чинара, бук . Ещё одной отличительной особенностью ташкентской школы резьбы по дереву являлось применение подцветки поверхности рельефа, а также покрытие его лаком.

Артык Файзуллаев для резьбы применяет ставшие традиционными пароды деревьев : бук, чинар, орех. Также традиционны изготовляемые им предметы в резьбе по дереву : шкатулки, блюда-лаганча, ляухи – подставки для книг, многогранные столики, каломдоны – пеналы, панджара. Мастер для нанесения рисунка применяет бумажный шаблон с припорохом (ахта) , иногда сочетая это с начертанием узора в технике резьбы “паргори “ (с помощью циркуля и линейки). Кстати, именно устоз О.Файзуллаева Максуд Касымов впервые ввёл прием сочетания этих двух типов резьбы, который был перенят его учеником. Затем мастер помощью стамесок прорубает рисунок по контуру. В результате узор смотрится силуэтно, его гладкая поверхность передает фактуру дерева. О.Файзуллаева в своих работах часто применяет тонирование поверхности рельефа что в сочетание с фоном не только передаёт фактуру материала, но и приобретает особое колористическое звучание.

Орнаментальное решение работ О.Файзуллаева определяет гармоничное сочетание растительных и геометрических мотивов, в зависимости от конкретного резного изделия. Так, например, если в лягане ( 1993 г.), сама специфика функциональности, формы предмета определяет симметричность в композиции орнамента, уравновешанность применяемых растительных мотивов. То в 8-гранном столике ( 1991 г.), выполненном в технике резьбы по дереву “ислим“”, нал”цо пышность и усложнённость растительных побегов, орнаментальных розеток, которые образуют очень динамичную,импульсивную и в то же время уравновешанную композицию. Одним из уникальных видов резных изделий является ляух – подставка для книг, который, в религиозных учреждениях на современном этапе, вновь приобретает своё исконное функциональное назначение. Ляух О.Файзуллаева (1994) отличается не только техническим совершенством, но и гармоничной пропорциональностью и законченностью композиционного и ритмического строя.

Помимо бытовых изделий, О.Файзуллаев участвовал в орнаментальном декорировании ряда архитектурных сооружений, таких как музей истории народов Узбекистана, кафе “Голубые купола”, ГМИ, гостиница “Ташкент”, ряда объектов в различных городах республики и далеко за её пределами.Анализируя работы О.Файзуллаева, нельзя не заметить традиционность, уходящую истоками в историю и особое созвучие духовному миру современного человека. В искусстве резьбы по дереву, как и в других видах народного искусства, особо важно чувство гармонии, которое складывается из различных компонентов материала, техники, правильно подобранных форм и пропорций, орнаментального декора, композиции и цвета.

2021.03.16