Узбекистан на Великом шелковом пути

Тысячелетняя слава Самаркандской бумаги

Среди уникальных древних ремесел, принесших Самарканду мировую известность на торговых дорогах Шелкового пути, пересекавших Евразию, важное место принадлежит производству бумаги. Это показатель не только мастерства ремесленников, но и отражение особой роли данного городского центра в развитии науки и культуры средневекового Востока.

Решение о присуждении Самарканду статуса хранителя мировых и историко-архитектурных ценностей, принятое сессией ЮНЕСКО в 2001 г . открыло перед исследователями и ассоциацией творческих мастеров центра развития ремесел ” Мерос” широкие возможности не только в изучении, но и в активном возрождении и популяризации памятников золотого наследия, а также традиционных ремесел этого одного из крупнейших культурных и торгово- экономических центров не только центральной Азии, но всего Среднего Востока. Как отмечал известный востоковед Адам Мец, п роизводство Самаркандской бумаги осуществило в III – IV вв. хиджры ( IX – X вв.н.э.) настоящий переворот на Востоке, освободив эту отрасль ремесла, продукция которой пользовалась большим спросом, от монополии одной страны – Египта, производившей дорогой папирус.

Средневековый автор ас-Са’либи сообщал, что производимая в Китае и Самарканде бумага вытеснила из употребления египетский папирус и пергамент, на котором писали предки. Последующее открытие с амаркандцами более дешевого тряпичного сырья, освободившего зависимость отрасли от бамбукового тростника и туто вого шелкопряда, выдвинуло самаркандскую бумагу на первое место по качеству и дешевизне на средневековом Востоке . Поэтому если ранние арабские авторы говорят о китайской и самаркандской бумаге, и Якуби в конце IX в. еще упоминает отдельные небольшие пункты в Нижнем Египте, производившие писчебумажный материал для правительственных канцелярий, то географы середины X в. (ал-Макдиси и др.) упоминают в качестве производителей хорошей бумаги лишь Самарканд , а исследователи относят уже к 912 г н.э. рукописи, написанные на бумаге .

Бумагоделательное производство в Самарканде имеет более древние корни ?

Причем, начало бумагоделательного производства в Самарканде т радиционно связывают с переселением пленных китайских мастеров после победы арабско-среднеазиатского войска над китайцами в битве 751 года на Таласе. Х отя не совсем ясны причины, нахождения мастеров этого ремесла в составе китайского войска .

В свою очередь исследователь Самарканда О .Г.Большаков, приводя мнение Тахира Марвази, сообщавшего о существовавшем в городе доисламском производстве бумаги, считает что оно не находит подтверждения. Между тем нам представляется, что закрытым этот вопрос оставлять не совсем верно.

Последующие исследования подтвердили возможность еще более раннего появления бумажного производства в Средней Азии.

Об этом можно узнать в монографии Н.Хабибуллаева «История письменности и рукописной книги народов Узбекистана. ( IX в.- начало XX в.)» Ташкент, 2008.

Развитие бумагоделательного производства в Самарканде связывается с одной стороны с появлением здесь бумажного сырья, в первую очередь отходов тутового шелкопряда и оческов шелка .

Традиционно развитие шелкоткацкого производства здесь связывалось с послеарабской эпохой.

Однако, известно, что французским специалистом Лионского центра истории ш елка Д.Шеперд в бельгийском соборе г. Ия обнаружена шелковая ткань с надписью на согдийском языке, в которой содержалось название ткани – “занданачи” (по месту изготовления в селении Зандана близ Бухары ) и ее размер. Анализ орнаментов и шрифт текстов материи показали, ч то уже в VI – VII вв. н.э. в Согде занимались шелкоткачеством и ткани “кочевали” по торговым трассам в Европу.

Следовательно, уже тогда отходы производства шелка могли использовать для приготовления бумаги. И сообщение о самаркандской бумаге VIII – IX вв. могло быть связано с открытием согдийцами нового источника вторсырья, дававшего более качественную и дешевую бумагу . А резкий рост потребности в бумаге именно в то время связан с взлетом восточной науки – гуманитарной, технической, теологической, в развитии которой Согд наряду с Мервом и Хорезмом также сыграл выдающуюся роль.

Самарканд – обитель ученых

При описании городов Востока арабские источники упоминают врачей , историков, поэтов из Самарканда.

Один из кварталов этого города – Чакардиза фигурирует как центр науки.

Значительную часть его населения составляли ученые и богословы.

Всего за время существования квартала упоминается, что в нем якобы жили 444 муфтия и других духовных лиц .

Один из них Абу Мансур ал-Матуриди назван как ” учитель пути “, ” начальник ученых », “р аис людей сунны”, – рассказывал в одной из бесед академик АН РУз Ю.Ф.Буряков.

Особой популярностью в то время пользовались переводы произведений античн ых авторов, копии научных и поэтических трактатов, активно велась переписка между просвещенными людьми.

Самая лучшая бумага

Так, в одном из своих посланий ал- Хорезми шутливо укорял своего друга в том, что тот не пишет письма, поскольку живет далеко от Самарканда и бумага для него очень дорога. В то же время историки писали, что библиотекарь правителя Шираза собирал для этого хранилища сокровищ письменности самую лучшую бумагу – самаркандскую и китайскую .

Ввиду недолговечности бумаги наиболее древние оригиналы встречаются и при археологических раскопках. К сожалению они доживают до наших дней в основном лишь в фрагментарно. Их предстоит еще исследовать. Таковы, например, остатки бумаги из предарабских слоев Зангтепе в Сурхандарье, документы из архива Деваштича на горе Муг в Согде. Среди последних находок – рукопись из Акбешима в Семиречье X в (в Кыргызстане) или совсем недавно найденный амулет на бумаге с арабской надписью из пряжки позолоченного пояса воина XII в., в слоях предмонгольского времени на городище Афрасиаб в Самарканде.

Секреты средневековых мастеров разгаданы?!

Самаркандская бумага, техника и способы ее изготовления виды сырья, секреты украшения издревле интересовали многих ученых Востока и Запада.

В Узбекистане этой работе уделяли внимание ученые и реставраторы рукописей. Группа мастеров прикладного искусства, возглавляемая З.Мухтаровым – председателем ассоциации ремесленников “Мерос”, проводит экспериментальные работы п о возрождению данного ремесла. Практическая ценность таких работ заключается в том, что получаемые в их ходе оригинальные образцы бумаги необходимы для реставрации богатого рукописного фонда хранилищ Средней Азии, изготовления раритетов и сувениров, в качестве основы для работ художников, миниатюристов. Эта группа специалистов обобщила не только многовековой опыт наших далеких предков, но и о знакомилась с анализами исследователей рукописей, составом бумаги и красителей, экспериментировала с изготовлением установок для размельчения сырья, начиная с водных толчей – мишджанов, описанных а л-Беруний, составами сырья, включая вторичные виды, техникой дробления, вымачивания, окраски, сушки, лощения и т.д.

Выезжали даже в сопредельные республики и восточные страны, где наиболее эффективным оказалось взаимное общение с производителями бумаги, изготовлявшим ее по древним рецептам мастеров Индии. И как результат сегодня мы уже можем предоставить экспериментальные образцы сырья, установки, процесс работы, готовую продукцию, и приглашаем к дальнейшим совместным работам, как в области исследования, так и главным образом в возрождении этого интеллектуального вида ремесла. Все это мы продемонстрировали участникам Международного коллоквиума, “Распространение и трансформация техники изготовления бумаги. Пути бумаги из Самарканда”, прошедшего с участием узбекских и французских ученых в Ташкенте. Он был организован при содействии Французского института исследований Центральной Азии (ИФЕАК/ IFEAC ) и посольства Франции в Узбекистане. Работу в этом русле нам представляется наиболее целесообразно проводить в Самарканде, где необходимо оснастить новым оборудованием лабораторию по научному изучению сырья и древних образцов, и мастерскую по изготовлению всех видов Самаркандской бумаги.

Соб.инф.

2021.03.15