Узбекистан на Великом шелковом пути

Из истории ювелирного искусства. Ч.2

Особую историко-культурную ценность представляют золотые и серебряные культовые предметы, а также браслеты, перстни и ожерелья из так называемого Амударьинского клада, обнаруженного в 1877 году в верхнем течении реки Амударьи. Они свидетельствуют, что еще в V веке до нашей эры мастерство бактрийских ремесленников достигло высот подлинного искусства. Один из браслетов этого клада изображен на 100 сумовой банкноте Республики Узбекистан,

– сообщается в статье с.н.с. МКСК, д-ра Сергея Савчука-Курбанова, опубликованной на сайте популярного интернет-ресурса Новости Узбекистана в рубрике “Культура и искусство” 4 марта 2015 г.

Настоящей сенсацией в научном мире стала находка клада золотых ювелирных изделий, датируемых 2 в.н.э., весом 36 кг, обнаруженного в ходе археологических раскопок на городище Дальверзинтепа в Шурчинском районе Сурхандарьинской области Узбекистана.

Клад включал множество произведений античного искусства: нагрудное украшение – пектораль с сердоликовой геммой – на которой изображен рельефный профиль Геракла, браслеты, бруски с надписями на кхарошти (древнеиндийская система письменности), на которых обозначены меры веса, фрагменты ювелирных изделий. По свидетельству специалистов это собрание сокровищ имеет огромные ценность и научное значение – как произведения искусства, памятники культуры и государственного достояния.

А нашли все эти сокровища в кувшине, зарытом на глубине 0.5 м. под полом помещения №13 в доме «Богатого горожанина». Нумерация обознается археологами в порядке очередности вскрытия. Чем не мистификация?!

А близ города Термеза в руинах замка на городище Балалык-тепе сохранилась настенная роспись VI века со сценами пиршества. На знатных дамах были изображены золотые кольца, перстни и серьги с подвесками, напоминающие традиционные украшения современных узбекских женщин.

Изображения ювелирных украшений встречаются на других раннесредневековых росписях с городища Афрасиаб и т.д., а также на более ранних (двухтысячелетней давности) античных скульптурах и мелкой пластике.

Они встречаются в античных погребениях и на монументальных раннесредневековых росписях светских и культовых сооружений Средней Азии (Афрасиаб , Варахша, Балалык-тепе в Узбекистане; – в Пенджикенте, Аджина-тепа, Калаи Кахкаха – в Таджикистане и др., а также на средневековой книжной миниатюре и упоминаются в этнографических источниках.

Форма и декор ювелирных украшений 19 в. восходят к различным периодам эволюции данного вида. Но сохраняя образную трактовку и некоторые особенности решения сложных композиций, они в процессе временной трансформации утратили основы смыслового содержания – элементы древних ритуальных представлений доисламской поры. В изделиях этого периода преобладает растительный орнамент, сочетающийся с мотивами геометрического, астрального и зооморфного узора.

Крупнейшими центрами ювелирного искусства в 19 в. были: Бухара, Хива, Ташкент, Самарканд, Коканд, Карши, Шахрисябз, Китаб, Чимбай, Турткуль, а также Ургенч, Гиждуван, Андижан, Наманган, Маргилан, Ассаке, Чуст, Ургут, Байсун, Денау, Ходжаабад, Кунград, Халкабад, Ходжейли, Касансай, Учкурган, Нурата, Ширабад.

Некоторые крупные поселения, где проживали семьи потомственных мастеров-ювелиров могли носить специфические названия, как, например, Заргарлик, Заргар, Заргарон и т.д.

Ювелиры имели своеобразную цеховую организацию, возглавляемую старшиной аксакалом. Ювелиры подчинялись общему с литейщиками, кузнецами, чеканщиками “уставу” – “рисоля” и вместе с ними поклонялись одному святому покровителю – основателю металлического производства – пиру Хазрати Давуду.

Ювелирное искусство представляло своеобразную область народной художественной культуры, связанной со всем строем материальной и духовной жизни, и наиболее ярко раскрывало идейно-эстетические идеалы людей, их мировосприятие и отношение к жизни. Ювелирное искусство, как и каждый вид художественного творчества, обладало своими специфическими чертами.

В XVIII-XIX вв. для него была характерна многофункциональность. Издавна значительная роль придавалась ритуально-культовому смыслу украшений. Труд ювелира облекался таинственностью.

Все, начиная с ремесла металлиста, его мастерской, инструментов, перезвона молотка и чекана, работы, связанной со “священным” огнем, материалов – металлов и камней, извлекаемых из недр самой кормилицы-земли, и кончая мотивами узора, формой и назначением изделий – все наделялось волшебной, сакральной силой и становилось доброжелательным символом.

Украшения выполняли социально-экономическую функцию, служа показателем иерархического и материального положения человека в обществе.


Эстетическая функция являлась выражением мироощущения людей, их понимания гармонии и красоты, доставляющей человеку радость.

Утилитарная функция, за редким исключением, была утеряна.

Украшения также служили показателем возрастных градаций и семейного положения, заключали в себе своеобразие этнических признаков.


В ювелирном искусстве сложно переплетались идейно-эстетические жизненные и религиозно-магические представления, реальное соприкасалось с фантастическим, ирреальным.

Своеобразие ювелирного искусства заключалось и в синтезированной многогранности возможностей и средств художественной выразительности, определяемой необычным богатством материала и технических приемов оформления.

Этой теме посвящены многочисленные исследования ученых разных стран.

Особе место среди них занимает монография Д.А. ФАХРЕТДИНОВОЙ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО УЗБЕКИСТАНА XVIII-XIX ВЕКОВ», Издательство “Узбекистан”, Ташкент, 1999.с.75:

Др. Сергей САВЧУК-КУРБАНОВ
Специально для nuz.uz
Теги: Сергей Савчук-Курбанов, Ювелирные украшения

04.03.2015, 18:02
Источник:
http://nuz.uz/kultura-i-iskusstvo/4122-iz-istorii-yuvelirnogo-iskusstva-ch2.html

04.03.2015

Опубликовано: http://caravanserai.uz/allnews.php?id=1425491944 Просмотров 470    Рейтинг 40

2021.04.21