Узбекистан на Великом шелковом пути

Бактрийские грифоны в Индонезии

Образы этих мифических крылатых существ с туловищами льва и головами этого же царя зверей или орла встречаются в Индонезии достаточно часто.

И это может показаться удивительным – даже для специалистов…. В этой связи следует уточнить, что по сведениям античных авторов эти фантастические животные якобы водились в Бактрии.

А поскольку они считались хранителями золота и других сокровищ, то их изображения стали популярными не только во всех государствах древнего мира на территории Евразии, вплоть до Туманного Альбиона, но и, пережив времена ренессанса в позднем средневековье, почитание их образов доживает, судя по всему, и до наших дней.

Удивляет еще и то насколько далеко на юго-восток этого полушария нашей планеты смогла проникнуть традиция его почитания, поскольку образы грифонов украшают ворота индуистских храмов на о.Бали и в других местах.

А в связи с тем, что индуизм проникает на территорию Индонезии в первых веках н.э., т.е. во времена Кушанской империи, в которую входили и территории Узбекистана, то это может навести на определенные размышления.

К периоду ренессанса этого образа в средние века можно отнести другие их рельефные силуэты, которые очень символично смотрятся на гербе – в центре и наверху, вырезанном на каменной плите, вмурованной в стену внутреннего двора старинного здания Госархива на площади Фатахиллаха в Джакарте – столице Индонезии (о.Ява) .

Здесь же привлекают внимание две изящных деревянных скамейки со спинками и подлокотниками, украшенными резными фигурами крылатых льво-грифонов, находящиеся в фойе этого же здания!

Бактрийские грифоны, стерегущие ворота

Как они попали в Индонезию?

Грифоны – фантастические крылатые существа, считавшиеся родом из наших мест – Узбекистана и Афганистана, территорию которых в античные времена занимало государство Бактрия, а затем и Греко-Бактрийское царство, распространившее свое влияние на западную часть Индостана.

По сведениям некоторых античных греческих авторов ( Аристей из Проконнеса – 7 в. до н.э., и Геродот – 5 в.до н.э.) эти сказочные звери стерегли золото,

В Индонезии же, как оказалось, грифонам была уготована роль охранителей от злых сил проходов в воротах на территорию индуистских храмовых комплексов.

И еще одно интересное открытие ожидает туристов в вышепомянутом внутреннем дворике.

Там находится трехметровая старинная пушка, отлитая португальцами в XVI в.

Она примечательна тем, что ТОРЕЦ ее затвора выполнен в форме человеческой кисти, пальцы которой сложены дулей или фигой .

По средневековому поверью народов юга Европы, дуля ограждала от дурного глаза. А у местных жителей иной взгляд на эту символику – они считают пушку символом плодовитости.

А почему? Ответа на этот вопрос вы не найдете ни в одном туристическом справочнике…

Поскольку, его знают только специалисты, которым известно, что «фига» это древний «фаллический» символ мужского плодородия, который почитался с древнейших времен… И причем – многими народами, обитавшими не только в странах Средиземноморья, но и в азиатских государствах…. К примеру, древние египтяне отливали из фаянса подвески с подобными изображениями и носили их вместо украшений. Они даже служили предметом экспорта об этом свидетельствуют материалы из раскопок археологических памятников Узбекистана и других стран Средней Азии.

Известны также античные заколки для волос и стило для письма, изготовлявшиеся из бронзы и слоновой кости, которые также украшали подобными символами….

Кстати, узнав об этих его мистических и волшебных свойствах, прикоснуться к нему, потереться и сфотографироваться, причем независимо от половой принадлежности стараются не только граждане этой страны, но и большинство иностранных туристов.

Возможно, потому этот символ, ставший столь популярной исторической достопримечательностью столицы, блестит на солнце своими отполированными пальцами….

Архив разместился в бывшем особняке высокопоставленного чиновника колониальной администрации и представляет собой единственный во всей Джакарте образец голландской бытовой постройки.

Такая информация к размышлению для исследователей была получена попутно – в ходе экскурсий и путешествий по Индонезии.

Сергей Савчук-Курбанов

2021.02.15