Узбекистан на Великом шелковом пути

Узбекистан-Италия: история дипломатии

Как свидетельствует история, народы Узбекистана и Италии, имеют многовековую традицию дипломатических, торгово-экономических и культурных связей.

Государства, существовавшие на территории нынешнего Узбекистана, располагающегося в “сердце” Евразийского континента, получили известность на международной арене еще в седой древности как торговые державы. Это стало возможным благодаря функционированию караванных дорог. Наиболее известная из них “Великий шелковый путь” – трансконтинентальная торговая магистраль по которой осуществлялись торговые и культурные связи между древними и средневековыми государствами Центральной Азии и империями и царствами на Востоке и в Средиземноморском регионе – с II – I вв.до н.э. по XVI в.н.э.

Хотя, самые ранние из них относятся к еще более древнему периоду, насчитывающему более двадцати пяти веков.

Так, на гемме-печати этрусской работы, обнаруженной на городище Еркурган в Каршинском оазисе Узбекистана, изображена нагая (?) фигура стоящего Юпитера (?) с орлом, сидящим на его посохе.

Уже более двадцати веков назад, особенно оживленными были сухопутные и морские контакты между могущественными Кушанской (включавшей территории царств Узбекистана, юга Таджикистана, Афганистана, княжеств Северной Индии и Северного Пакистана) и Римской империями.

В ходе раскопок древних городов Узбекистана обнаружено множество товаров “импортного”, римского производства двухтысячелетней давности.

Это монеты римских императоров (Нерона – на городище Хайрабадтепа и Константина I – в Старом Термезе, причем на территории Средней Азии найдены сотни серебряных денариев I – III вв. н.э. – от Веспасиана /69-79гг/, Домициана, Траяна, Адриана, Антония Пия, Марка Аврелия, Люция Вера, Марка Аврелия Коммода /176-172гг/ до Аврелиана Августа/270-275 гг/); скульптуры – мраморная мужская голова (из Илонтепа, близ Шурчи), напоминающая изображения императора Августа, мраморный театральный маскарон (городище Шахри-Гульгуля), другие произведения искусства – гемма-инталия с изображением римской богини Фортуны (городище Дальверзинтепа – северная столица Кушанского царства) и т.д..

Еще одним свидетельством связей международных кушанских связей являются найденные на городище Кампыртепа (в округе Термеза) фрагменты древнейших бактрийских рукописных текстов, датированный 1-й пол. II в. н.э. выполненных черной тушью на папирусе, изготовленном в Римском Египте .

Сенсацией стало обнаружение, первых в Средней Азии латинских надписей (“Гай Рекс” и “Аполинарис” – имя воина и название пятнадцатого легиона, принимавшего участие, под руководством знаменитого военачальника Красса, в римско-парфянских войнах в 64 г .н.э.), выцарапанные (в последней трети в.н.э.) римлянами на стенах митреума – античного пещерного храма в Кара-Камаре недалеко от Термеза .

Интересно, что культ Митры, авестийского божества солнечного света и договора, возникший на Востоке, был введен в Риме при Флавиях. Как оказалось, он стал особенно популярным не только на территории Согдианы и Бактрии, входивших в Кущанскую империю, но и в среде римских легионеров, расквартированных в восточных провинциях Римской империи на территории Малой Азии и Ближнего Востока.

По мнению ряда ученых, римское влияние оказало определенную роль на становление монетной системы (меры веса) и иконографии ранних кушанских монет. В частности, считается, что голова царя в лавровом венке на монетах первого кушанского царя Куджулы Кадфиза, возможно скопирована с лицевой стороны ауреусов (назв. монеты) Августа, выпускавшихся в 24-27 гг. н.э.

Об участии бактрийских купцов в морской торговле между римским Египтом и государствами Индостана свидетельствует упоминание Дионом Хрисостомом (ок.50-117 гг.) о бактрийцах в Александрии египетской.

Античные авторы сообщали о бактрийцах (большей частью купцах), побывавших в различных частях Римского Средиземноморья, начиная с правления римских императоров Августа и Тиберия до Аврелиана.

В ряде случаев речь шла о каких-то дипломатических контактах, например о приеме римским императором Адрианом (117-138 гг.) посольства “бактрийских царей” или прибытии к Антонию Пию (138-161 гг.) послов от “индийцев, бактрийцев и гирканцев”. Интересен и тот факт, что эти кушанские посольства античные авторы называли “бактрийскими”.

Самое раннее из известных пока кушанских посольств посетило Рим в 99 г.н.э. Изображения кушан имеются на знаменитой колонне римского императора Траяна (98-117 гг.), который пригласил их в качестве почетных гостей для участия в триумфе по поводу победы над племенем дахов.

Римский историк Аврелий Виктор ( IV ? в.н.э.) – автор сочинения “Происхождение человека” писал: “Август (римский император – авт.) был так счастлив, что инды, скифы и бактрийцы посылали к нему послов просить союза.” и “Инды, бактрийцы, гирканцы посылали послов, услышав о справедливости столь великого императора.” (История Узбекистана в источниках. Составитель Б.В.Лунин. Ташкент. Фан. 1984, с.201)

Византийцы, итальянцы и тюрки

Следующий период априорно можно назвать временем обоюдных контактов тюркских народов с предками итальянцев.

К середине VI века основным изготовителем шелка оставался Китай, а главным заинтересованным в нем потребителем – Византия.

Ее прежнее название – Восточная Римская империя, окончательно отделившаяся от Западной в 395 году.

Получила название от греческого города Византий, где первоначально находилась ее столица, перенесенная туда из Рима, переименованный позже в Константинополь (в 330 году), названный так в свою честь ее основателем – императором Константином /ок.285-337/.

Византия была прямой преемницей Греции и Рима, традиции искусства которых прерывались на много веков вторжениями “варварских” племен. Их постоянные экспансии и переселения были приостановлены только в 756 г . Пипином Коротким.

В состав Восточной Римской империи, переименованной в Византию входили: Балканский полуостров, Малая Азия, острова Эгейского моря, а также Крит и Кипр, Сирия, Палестина, Египет, часть Месопотамии и Армении, отдельные районы Аравии, часть земель в Крыму). /с. 6, 7,12-13/

Во второй половине VI века в связи с соперничеством трех держав – Великого тюркского каганата (551-744 гг – кочевая империя, охватывавшая пространство от Кореи до Причерноморья), Сасанидского Ирана и Византийской империи – сложилась военно-политическая обстановка, которая привела сначала к закрытию участка “Великого шелкового пути” на территории Ирана, а затем – поискам транзитных путей к северу от него.

В 568 г . новый транзитный путь, проходивший севернее основной трассы “Великого шелкового пути” открыло тюркютское посольство, посланное Истеми-каганом в Византию во главе с согдийским купцом Маниахом.

Обогнув два моря – Каспийское и Черное, и преодолев между ними горы и степи Северного Кавказа, оно успешно прибыло в Константинополь (тогдашнюю столицу Византийской империи). Миссия Маниаха была успешной. Византийский император дабы укрепить союз с тюрками, отправил с ответным визитом к Истеми-кагану полководца Земарха.

Знакомство хорезмийцев с дорогой в Византию через Нижнее Поволжье, степи и горные районы Северного Кавказа подтверждается письменными источниками. Так, в них описывается, что еще в том же 568 г., когда из ставки тюркского кагана Дизабула возвращалось византийское посольство во главе с Земархом, к нему примкнул правитель народа холматов, отождествляемых рядом ученых с хорезмийцами.

Историк Феофан Византийский сообщал сведения о пребывании при дворе императора Юстина (565-578 гг.) посольства тюрок.

Описанию путешествий этих дипломатических миссий посвятил много страниц своего труда византийский историк Менандр. Он также сообщает, что и в последующем осуществлялся обмен посольствами между Византией и Тюркютами, причем ведение дипломатических и торговых дел после смерти Маниаха было поручено его сыну – Тагме-Тархану.

В этот период в Согд доставлялись византийские шелковые ткани, по образцам которых ткались некоторые согдийские шелка, в свою очередь экспортировавшиеся на Запад.

Одним из ярчайших свидетельств таких двусторонних контактов является византийское серебряное блюдо (ок сер. VI в.), найденное в районе Кунгура.

На нем имеются три слова согдийским бухарским письмом: “государь Бухары, такой-то”, вырезанных в кон. VI -нач. VII в.

Выдающийся русский востоковед, академик В.В.Бартольд в одном из своих научных трудов со ссылкой на китайского летописца, которого поразило здание возле древней Кушании (города, существовавшего в V -нач. VIII вв. между Самаркандом и Бухарой) указывал “такого города, где в одном и том же здании находились бы изображения (на настенных росписях – авт.) государей Рима, Персии, Средней Азии, Китая и Индии, наверное, не было ни в какой другой стране”.

В VIII веке арабы, аннексировали часть территории Средней Азии, в частности, Маверраннахр (араб. “там за рекой”, междуречье Амударьи и Сырдарьи). Судя по всему, еще тогда, некоторое время сохранявший политическую независимость Хорезм, поддерживал какие-то сношения с Византией.

Среди наиболее выдающихся предков узбекского народа, прославивших в веках и странах свои имя и Родину, особое место занимают известные мыслители, ученые, писатели, поэты, государственные деятели, имена некоторых из них получили известность и в Италии. К примеру:

Ахмад ал-Фаргони (род. в 798 -…), написавший ряд капитальных трудов по астрономии, географии, математике. Его работа “Основы астрономии” принесла автору мировую славу и позже стала учебником в университетах Европы и Азии. Составленная им карта мира с нанесенными на нее материками, водными бассейнами и указанием азимутов хранится в государственной библиотеке итальянского города Генуя .

Абу Али ибн Сино (Авиценна) – родился (980-1037) в селении Афшона близ Бухары. Наиболее известен его энциклопедический справочник “Ал-Конун фи-т-тибб” (“Канон медицины”) из пяти книг. Это было лучшее для своего времени сочинение по медицине, служившее в течение шести веков (с XI до середины XVII в.) руководством для врачей и учебным пособием для медиков всей Европы. Публиковалось неоднократно на латинском языке, ставшем международным средством общения в медицине.

Сотрудничество с венецианскими и генуэзскими купцами

Вояж Марко Поло (1254-1324), всемирно известного итальянского путешественника через Нагорный Памир и Центральную Азию в Китай с 1271 по 1295 годы, отнюдь не был первым и единственным. До него этот маршрут прошли в 1954-69 годах Никколо и Матео Поло – его отец и дядя – венецианские купцы.

Последний временной отрезок расцвета торговли на Великом шелковом пути связывают с реформами, проводившимися в государстве Амиром Темуром (кон. XIV -нач. XV вв.) и Темуридами, а также их деятельностью на поприще дипломатии. Свидетельством их плодотворности стало развитие и обновление старой сети дорог, строительство новых. Все эти преобразования осуществлялись в стратегических целях, были вызваны коммерческой необходимостью, а также развитием “почтовой” службы.

Расширению межгосударственных торговых связей способствовали многочисленные обмены посольствами и письмами, которые Темур посылал королям Кастилии (Испания) – Генриху III, Франции – Карлу VI, Англии – Генриху IV. В них предлагалось оказывать взаимно всевозможное покровительство купцам в их торговых делах.

В августе 1401 г. к Амиру Темуру, находившемуся, в тот время в Карабахе прибыли послы регента Константинополя Иоанна доминиканские монахи Фрэнсис и Александр с предложением о совместной борьбе против турецкого султана Баязида, который имел экспансионистские планы в отношении Византии и других государств Европы.

С таким же предложением обратились к Амиру Темуру греческий Император Мануэль III Трапезундский и архиепископ Иоанн Султанийский. Венеция, игравшая в этом диалоге посредническую роль связующего звена, обещала помощь флотом.

Именно в XIV – XV вв., с наступлением упадка Византии, владения которой сужаются, венецианские и генуэзские купцы завоевывают передовые позиции в международной торговле.

При Темуридах в XV веке большое развитие получила и международная торговля. Она была одним из стимулов развития и расширения производства некоторых видов товаров внутри страны, привела к насыщению рынков страны иностранной продукцией.

За круглым столом ученых

В свете исследования истории узбекско-итальянских взаимоотношений нам представляется глубоко символичным изображение на одной из гравюр XVII века самаркандского правителя и ученого Мирзо Улугбека (1394-1447) и итальянского монаха Жана Батиста Риччиоли (1598-1671) вместе с другими всемирно известными в истории всех времен и народов астрономами (Птолемеем, Тихо Браге, принцем Гасом и Гевелием), сидящими во главе с музой астрономии Уранией, за круглым столом.

Впервые эта гравюра была опубликована в 1690 году в Гданьске в книге выдающего польского астронома Яна Гевелия (1611-1687) “ Prodromus Astronomiae ” (“Предвестник астрономии”).

Первый итальянец-дипломат в Туркестане

Наряду с этим известен факт пребывания в Туркестане около 300 лет назад итальянца Флорио Беневени . Он служил при Петре I в Посольском Приказе и был направлен (нояб.1721 – апр.1725) посланником русского правительства в Бухару. В дипломатическом плане ему поручалось установление дружественных отношений и содействовать развитию торговли с Бухарой вплоть до возможного заключения “оборонительного алиянца”.

Благодаря этому “российскому” дипломату итальянского происхождения мы имеем один из важных источников по истории Бухарского ханства 20-х годов XVIII века, которым служат его реляции (донесения), направлявшиеся из Бухары в Петербург.

Таковы некоторые вехи истории развития узбекско-итальянского дипломатического диалога, который в наши дни переживает ренессанс.

Источник: Сергей Савчук-Курбанов. Узбекистан-Италия: из истории дипломатии Шелкового пути (древность, средневековье, современность)//Из доклада, прочитанного на Международной конференции, прошедшей в рамках программы выставки « МИФ ОБ АЛЕСАНДРЕ в музейных коллекциях Италии & Античное наследие Узбекистана» в Ташкенте. Май 2006.

2021.02.16