Узбекистан на Великом шелковом пути

КИТАЙ-УЗБЕКИСТАН: МНОГОВЕКОВЫЕ ИСТОКИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПАРТНЕРСТВА

КИТАЙ-УЗБЕКИСТАН: МНОГОВЕКОВЫЕ ИСТОКИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПАРТНЕРСТВА

Доклад на научно-практической конференции «Китай и современный мир», прочитанный сотрудником МКСК вызвал особый интерес…

29 сентября 2009 года в конференцзале ташкентского Отеля Dedeman Silk Road состоялась Научно-практическая конференция «Китай и современный мир», посвященная 60-летию КНР и 5-летию Узбекско-китайского института им.Конфуция при ТашГИВ.

На форуме, организованном Узбекско-китайским институтом им.Конфуция и Кафедрой международных отношений при ТашГИВ на Секции: История, философия и литература успешно выступил с докладом, сопровождавшимся привлекшей оживленное внимание фотопрезентацией, старший научный сотрудник Международного караван-сарая культуры Академии художеств Узбекистана, канд. ист. наук Сергей Савчук-Курбанов на тему :


КИТАЙ-УЗБЕКИСТАН: МНОГОВЕКОВЫЕ ИСТОКИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПАРТНЕРСТВА

1. История цивилизаций, развивавшихся на территориях Китая (Междуречье Хуанхэ и Янцзы) и Узбекистана (Среднеазиатское Двуречье Амударьи и Сырдарьи), насчитывает несколько тысячелетий.
Их относят к древнейшим в мире, наряду с древнеегипетской (в бассейне реки Нил), месопотамской (междуречье Тигра и Евфрата), древнеиндийской (междуречье Инда и Ганга) и другими.

В ходе археологических исследований учеными получены интересные результаты, свидетельствующие о параллельных процессах в прогрессе этих цивилизаций, а также многовековых традициях плодотворных торговых и культурно-просветительских взаимоотношений между ними.
К примеру, около семи тысяч лет назад на этих территориях появились первые гончарные изделия (предки китайцев научились их обжигать еще раньше – на три тысячелетия) и древнеземледельческие поселения.

К сер. III – сер. II тыс.до н.э. восходит появление и расцвет первых протогородских культур : Яншаоской и Хэмудуской – соответственно в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы (Китай), а также Сапалли и Джаркутан на правобережье средней Амударьи (на юге Узбекистана), где кстати обнаружен древнейший образец шелковой ткани.  
Известны также упоминания путешественника Чжян-Цзяня (вторая пол.2 в.до н.э.), открывшего «Западный край» и источника «Шицзы» о наличии в Бактрии китайских бамбуковых посохов из Цюн и холстов из Шу, попавших туда несколько ранее открытия Шелкового пути.
Эти артефакты свидетельствуют о возможности первых контактов между народами и торговых операций китайских и бактрийских купцов уже в те времена.

К тому времени система среднеазиатских караванных сухопутных и водных коммуникаций оказалась включенной в обширную сеть хорошо развитых Месопотамо-Хараппских и Египетских сухопутных и морских торговых маршрутов Великого лазуритового пути.  
По ним из горного Бадахшана (Таджикистан), возможно и не исключая земли Узбекистана, поставлялся этот полудрагоценный камень, украшавший ювелирные и другие изделия. Примечательно, что лазурит (ляпис-лазурь), наряду с бирюзой, фактическим поставщиком которого в Китай через Хотан являлся Чач (владение в Ташкентском оазисе, входившее в античное государство Кангюй), считался «роскошным подарком» в Поднебесной империи согласно сведениям раннесредневековых письменных источников.

Завершение периода развития древнекитайских городских цивилизаций связывают с крушением величайшей империи Хань, находившейся в течение длительного времени в отношениях добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества с Ферганскими, Кангюйскими и Юечжийскими владениями, входившими в межплеменные, а затем и государственные объединения, а позже и с Кушанским царством.
Эти владения, царства и империи складывались и переживали периоды расцвета благодаря торговым операциям и многогранным международным контактам по караванным путям и обогащавшим культуры разных народов.

2. Общепринято мнение, что развитие торгово-экономических и научно-просветительских взаимоотношений государств, располагавшихся в древности на территории Средней Азии с китайскими империями было положено благодаря Великому Шелковому пути (кон.II в.до н.э.- нач.XVI в.н.э.)

Шелк в то время был самым дорогим, важнейшим и популярным товаром на трансконтинентальной караванной магистрали, связывавшей древние государства Восточной и Центральной Азии с Средиземноморским регионом. 
До недавнего времени считалось, что шелк в древности производился только в Китае – в Ханьской империи (206 /202/ г.до н.э.-222 /220/ г.н.э.), однако уже известно, что вероятно в IV в до н.э. шелководство проникло в Индию, в I-II вв. н.э. в Хами (оазис в Восточном Туркестане), в III в . в Корею, в нач. V в. Турфанский оазис и в Хотан, а после этого в Среднюю Азию.
Исследования узбекистанских ученых внесли свои коррективы и в эти сведения… Так, фрагменты шелковой красной ткани местного, бактрийского производства обнаружены автором на глиняной скульптурке богини при раскопках одного из погребений, датированных монетой кушанского правителя Хувишки (вторая четверть II – нач.III в.н.э.), в заброшенной к тому времени башне крепостной стены шахристана всемирно известного городища Кампыртепа в округе Термеза (юг Узбекистана).
Китайские памятники письменности свидетельствуют, что первый торговый караван в «Западный край» (так они называли среднеазиатские государства) был отправлен в 114 г.до н.э. при императоре У-ди (140-67 гг.до н.э.), при котором также наладился и обмен посольствами.
Отдельные предметы (топоры, монеты, зеркала, изделия из нефрита, шелковые ткани, надписи и т.п.) китайского импорта, обнаружены в ходе археологических раскопок на территории Средней Азии.
В свою очередь, культуры люцерны и винограда, а также виноделие проникли на территорию Китайской империи через Ферганскую долину, как, впрочем, и легендарные «небесные» кони.

Как и секреты обработки льна и шерсти, ковровых и гобеленовых изделий, полудрагоценные камни и лекарственные растения и даже модными тенденциями в одежде и прическах, вооружении и защитных доспехах.
Наряду с товарообменом существовала и еще более ценная составляющая международных контактов – это обмен идеями, религиозно-философскими учениями и идеологическими воззрениями!
Среди наиболее важнейших достижений в этой области можно назвать важную роль в ретрансляции буддизма и зороастризма на Восток – в Китай (в эпоху империи Хань ок. двух тыс. лет назад ), Корею и Японию, которую играли территории государственных образований и представители древних народов Средней Азии – согдийцы, бактрийцы и парфяне, как проповедники так и купцы. Но это тема заслуживает отдельного рассмотрения.

3. К достижениям мирового значения можно отнести изобретение китайцами – шелка (по разным данным от 5 до 6-7 тысяч лет назад), компаса (в «Эпоху воюющих царств» – 475-221 гг. до н.э.), сейсмографа и бумаги, древнейшие образцы которой (из гробницы Бацяо провинции Шэньси) датируются II в.до н.э., а также книжной печати (страниц с текстами вырезанными на деревянных досках) и подвижного шрифта-литер (IX в.н.э.). Техника изготовления бумаги, разработанная Цай лунем в 105 г.н.э. была шагом вперед в этой области. И этот перечень можно продолжить.


К следующим историческим периодам можно отнести такие важнейшие открытия как – изобретение пороха (в эпоху Суй – 581-618гг.), силадона и фарфора (III в.н.э.) и т.п. Многие из этих и других китайских изделий благодаря плодотворным контактам предков народов Китая и Узбекистана не только стали доступными, но и получили распространение на территории Средней Азии.

4. Яркими свидетельствами подобного сотрудничества стало множество фактов. Так, первые образцы бумаги, стали изготовлять в Самарканде, как полагают исследователи, благодаря мастерам из Поднебесной, попавшим в этот город после известной Таласской битвы 751 года….
А в X-XI веках н.э. по свидетельству арабских ученых и путешественников Самаркандская бумага уже успешно конкурировала на всем пространстве Евразии с лучшими китайскими образцами, даже превосходя их по качеству.
Цветное стекло научили варить китайцев около полутора тысяч лет назад наши земляки.

Оказавшись достойными учениками, они первыми освоили производство стекловидных глазурей для покрытия керамических и терракотовых изделий. И уже в эпоху Тан (618-907) использовали их при изготовлении посуды и скульптур. Отмечено применение в их украшении зеленой монохромной окраски и многоцветных – белых, черных, коричневых, желтых, зеленых красителей с вариациями тонов. Отметим, что последние три цвета, или как их еще называют «танский триколор», стали модными в конце IX-X веках и в изделиях гончаров Средней Азии. 
В XI-XII веках наступило время моды на китайскую селадоновую посуду молочно-голубоватых или – зеленоватых оттенков, якобы наделявшихся мистическими свойствами обнаружения и нейтрализации ядов.

Одну из подобных небылиц автору посчастливилось услышать во время экскурсии в сокровищнице османских султанов во дворце Топкапы в Стамбуле (Турция), где, как и в музеях других стран (Пакистане, Индии, Малайзии), хранятся богатейшие коллекции подобных и иных шедевров декоративно-прикладного искусства из Поднебесной.  

Эти модные тенденции имитации селадона нашли отражение в покрытиях, керамических изделий среднеазиатских гончаров – чирогах-светильниках, симобкузача-сфероконусах и мелкой посуде 12-нач.13 вв. 

Для XIV-XVI веков характерно распространение в странах Шелкового пути тончайших фарфоровых изделий китайских мастеров эпохи Мин (1368-1644) с росписью кобальтом на белом или голубом фоне под прозрачной стекловидно глазурью с преобладанием растительной орнаментации, и зооморфных изобразительных сюжетов.

Свидетельством их особой популярности стало изготовление мастерами среднеазиатских школ керамической посуды, копирующей китайские фарфоровые оригиналы, экспонирующейся в собраниях многих музеев Узбекистана. 

5. К наиболее интересным фактам экономической экспансии можно отнести международное хождение античных и раннесредневековых китайских монет и наличие их согдийских подражаний.
Одним из характерных показателей развития торгово-экономического сотрудничества не только в наши дни, но и в прежние времена было использование дензнаков того или иного государства в международной торговле. Выражаясь современным языком – конвертируемость валюты. Археологические исследования в Узбекистане подтверждают наличие подобных процессов, происходивших на Шелковом пути в период от двадцати до двенадцати столетий назад. Наглядным свидетельством тому являются : – круглые с квадратным отверстием посередине и иероглифами китайские бронзовые литые монеты у-шу (учжу – выпускавшиеся 700 лет) и их местные эквиваленты-подражания, изготовленные по их образцу, имевшие хождение в Фергане (в 118 г. в.до н.э.- 581 г.н.э.), а также монеты хоцуянь китайского императора Ван Мана (9-23 гг.н.э.), проникшие несколько позже в Чач и другие прилегающие к ним восточные среднеазиатские владения.
В VII-VIII вв. н.э. на территорию владений Средней Азии проникают монеты правителей китайской империи Тан, оказавшие влияние на формирование местных денежных типов и систем, особенно в Согде.

В ареал их обращения входят Семиречье, Фергана, Чач, Согд (вплоть до Бухары), Северный Тохаристан (юг Узбекистана и Таджикистана).
На этих же территориях местными владетелями, а также купеческим городом Пайкенд в Бухарском оазисе, выпускались в то же время бронзовые монеты с квадратным отверстием по танскому образцу, но согдийской легендой, и только на Отраре (Казахстан) они оформлялись иероглифами.

Вероятнее всего, подобная популярность танских монет в государствах Средней Азии была обусловлена тем, что наряду с византийскими и сасанидскими эмиссиями они являлись международной валютой, обслуживающей торговые операции на всем Великом шелковом пути, о чем свидетельствуют их находки, обнаруженные далеко от места их изготовления. 
В те же времена предметами китайского импорта на Запад были также и зеркала, типа «чжаомин» (1 в. до н.э.) и «бай-жу» (1 в. до н.э.-1 в.н.э.), оформленные изображениями с растительным орнаментом (2-1 вв.до н.э. из погребения в Куктепа под Самаркандом), арочным орнаментом (1 в. до н.э.-1 в.н.э. Бараттепа, Сурхандарья) и рыбами (10-11 вв. Айртам). Большинство из них относятся к ханьскому периоду, а некоторые к танскому и обнаружены в погребениях местной знати Семиречья, Ферганы (20 целых и фрагменты), Чача, Согда, Северной Бактрии-Тохаристана.

6. Следует отметить, что не только китайские шелка пользовались особым спросом у иностранцев, но и ткани «западного» происхождения интересовали аристократов и модниц Поднебесной империи.
Из Средней Азии на Восток и Запад вывозились знаменитые самаркандская и хуттальская парчи, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, украшенные прекрасными узорами и изображениями представителей животного мира и фантастических существ. Они присутствуют в деталях одежды персонажей из настенных росписей VI-VIII веков н.э. в аудиенц-залах дворцов правителей Согда: – самаркандских ихшидов, раскопанных на городищах Афрасиаб и Варахша – загородной резиденции бухархудатов, а также замка феодала на Балалыктепа (близ Ангора по дороге из Термеза).

Наряду с этим на северной стене парадного зала дворца самаркандского владетеля Вархумана (696 г.н.э.) изображена, наряду с прибытием к его двору посольств из разных стран, сцена переправы через реку на лодке китайской принцессы с придворными дамами…
Но самые старые ткани “западного” производства определенные специалистами как “бактрийские” обнаружены, наряду с китайскими шелками, в погребальном инвентаре раскопанных могил хуннской знати (II в.до н.э.-I в.н.э.) из Ноин-Улы (курганного могильника в Монголии).
Исторических примеров подобного плодотворного сотрудничества далеких предков народов Узбекистана и Китая имеется великое множество.

7 – Знакомство с письменными источниками и наследием позволяет говорить о том, что традиционные музыкальные культуры народов Узбекистана и Китая, имеющие свои особенности, привлекают внимание специалистов некоторыми сходными элементами. Наряду с этим, сведения древних китайских авторов подтверждаются археологическими находками.
К примеру, первые свидетельствуют о том, что желанными гостями при дворе императора, в домах сановников и богачей были мастера театрализованного творчества и представлений из Согда и Чача.
Согдийские и бактрийские музыканты и танцоры, внесли огромный вклад в распространение в Китае многих до того неизвестных элементов музыкальной культуры. Среди них были популярные уже около двух тысячелетий назад музыкальные инструменты лютня, арфа, поперечная флейта и сиринкс – многоствольная «Флейта Пана» – полубога из свиты Диониса.

В этой связи примечательно, что изображения этих инструментов встречаются в ходе раскопок храмов и святилищ (первых столетий до и новой эры, вплоть до 8 века) на произведениях малой пластики с городищ Кампыртепа, Айртам, Старый Термез, Зартепа, Дальверзинтепа, Афрасиаб (Узбекистан), Пенджикент (Таджикистан) и памятниках других стран.
Следует отметить, что по сведениям китайских источников музыканты и танцоры из Бухары, Самарканда, Чача и других городов Средней Азии пользовались особой популярностью в Китае эпохи династии Тан. А музыка Самарканда входила в официальный придворный репертуар императоров Поднебесной. Подлинное восхищение вызывали у китайцев, исполняемые мальчиками -“Западный скачущий танец” и двумя девушками -“Танец Чача”.

Китайская летопись «Тан-шу» свидетельствует, что посольства из Самарканда доставляли властителю «Поднебесной» редкостные дары: «В начале правления Кхайюань (713 г.) прислали двору кольчугу, кубок из восточного хрусталя, ….., яйца верблюда-птицы (страуса), юениского карлика и тюркистанских танцовщиц».

На настенных росписях согдийских феодалов-дихкан (Пенджикент, Таджикистан) и владетелей Турфанского княжества (росписи в Синцзяне, КНР) обнаружены подобные изобразительные сюжеты.  
Одним из ярчайших образцов шедевров раннесредневековых китайских ваятелей и гончаров является Танская скульптура (VIII в.н.э.), изображающая группу «кочующих актеров-музыкантов «Западного края», восседающих на верблюде-бактриане. Многие из них, запечатленные в терракотовой скульптуре, встречающиеся также в погребениях танского периода, имеют и более древние, античные традиции подобного их использования.
Таким образом, историческое наследие народов Узбекистана и Китая свидетельствует о длительной, многовековой традиции культурных контактов, обмене музыкально-танцевальными коллективами и их «гастролями», сопровождавшимися театрализованными представлениями, позволявшими методами искусства, в том числе и изобразительного, использующимися в народной дипломатии, содействовать улучшению взаимопонимания и доверия между народами.
Одним из примеров подобного плодотворного сотрудничества в наши дни можно привести акцию посольства Китайской Народной Республики в Республике Узбекистан, передавшего в дар музейному собранию Международного караван-сарая культуры Икуо Хираямы Академии художеств Узбекистанаколлекцию керамических изделий в которой есть копии скульптур «небесного» коня и верблюда-бактриана танского периода.


* * *
В завершение хотелось бы отметить, что многие из оригиналов памятников культурного наследия, на которые автор ссылался в своем докладе можно увидеть воочию на уникальной выставке «Коллекция древнего и средневекового искусства Узбекистана» НИИ искусствознания АН РУз, которая с 20 мая 2009 года демонстрируется в МКСК АХУз, а дополнительную информацию получить на сайте www.caravanserai.uz.
Добро пожаловать в незабываемое путешествие в мир сокровищницы искусств и культурного наследия предков народов Узбекистана и Китая!
Позвольте выразить искреннюю благодарность Его Превосходительству Чрезвычайному и Полномочному послу КНР в РУ, г-ну Юй Хунцзюнь и сотрудникам этой дипломатической миссии за дружеское содействие, в частности, первому секретарю, г-ну Сюй Тао – за любезно предоставленную новую литературу по истории китайского культурного наследия.
Отдельная благодарность организаторам этой конференции и руководству Института Конфуция в Ташкенте, за приглашение прочитать доклад и возможность общения с отечественными и зарубежными коллегами на столь представительном научном форуме и его прекрасную организацию!

Библиография:

Литература, любезно предоставленная Посольством КНР в РУ:

– Ван Цзычу. Китайские музыкальные инструменты//Мин.культуры КНР, выполнено Китайской компанией аудио-, видео-, и телепродукции, Лтд., Пекин, 200…
– Li Li. China’s Ciltural Relics//China Intercontinental Press. Pekin, 2006.
– Кэ Янь. Наука и техника Китая.- Реформа и развитие. Пекин, 2005.
– Общие знания по культуре Китая//SINOLINGVA, Пекин, 2006.
– Юй Дун, Чжун Фан, Линь Сяолин. Китайская культура. Издательство литературы на иностранных языках. Пекин, 2004.


* * *

– Великий шелковый путь и его наследие//Каталог выставки в музеях городов Фукуока, Иваки, Окадзаки, Киото, преф.Кагава в Японии в 2005.
– Древности Южного Узбекистана//Каталог выставки, Токио, 1991.
– Китай: Родина бумаги, печати и подвижного шрифта. Новые археологические находки в Китае//Искусство книги. Курьер ЮНЕСКО, декабрь, 1972. с.4-11 и 12-18.
– Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М.1983.
– Культура и искусство древнего Узбекистана//Каталог выставки. М., 1991.

– Курбанов С.А. (Савчук). Цитадель Кампыртепа (к формированию и динамике развития античных цитаделей Бактрии)//Специальность: 07. 00. 06 – археология. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Самарканд – 2000. – 27 с.
– Курбанов С.А. (Савчук). Цитадель Кампыртепа (к формированию и динамике развития античных цитаделей Бактрии)//Специальность:
07. 00. 06 – археология. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Самарканд – 2000. (в 2-х томах. Т.1. – Диссертация — 115 с. и Т.2. Приложения с иллюстрациями, чертежами и фотографиями.)
Музыкальные инструменты//Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М.1983, с.222-233.
Письменные принадлежности//Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М.1983, с.233-240.
– Ртвеладзе Э.В. Великий шелковый путь//Энциклопедический справочник. Ташкент. 1999.
– Ртвеладзе Э.В. Китай и Средняя Азия//Цивилизации, государства, культуры Центральной Азии. Ташкент: УМЭД, 2008, с.265-279.
– Савчук-Курбанов С. Автокемпинг империи Хань. // Народное слово. 07.11.2000.
– Савчук-Курбанов С.А. Узбекско-китайские музыкальные контакты. Из истории//Вечерний Ташкент, №101, 28.05.2008, с.4.
– Савчук-Курбанов С.А. УЗБЕКИСТАН – КИТАЙ: многовековые истоки торгового и культурно-просветительского партнерства//Бизнес-вестник Востока, №43(1048), 29.05.2008, с. 15.
– Савчук-Курбанов С. Узбекистан-Китай: многовековые истоки торгового и культурно-просветительского партнерства// www.uzreport.com, Бизнес-вестник Востока, 17.05.2008, с… (в том числе и о находке шелковых тканей на скульптурке богини из погребения в башне Кампыртепа).
– Савчук-Курбанов С.А. Диалог протяженностью в тысячелетия. Пекин-2008//Новый век, 22-28 имая, 2008, с.3.
– Савчук-Курбанов С.А.(без Ф.И.О. автора) Коллекция древнего и средневекового искусства Узбекистана//Буклет. МКСК. АХУз. Ташкент.2009.
Хабибуллаев Н.Н. Бумажное производство в Средней Азии (период феодализма)//Автореф. Дисс.на соиск. Степени Канд.ист.наук. Ташкент, 1988.


Доклад опубликован в сборнике материалов конференции:
Сергей Савчук-Курбанов. КИТАЙ-УЗБЕКИСТАН: МНОГОВЕКОВЫЕ ИСТОКИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПАРТНЕРСТВА//Материалы Научно-практической конференции «Китай и современный мир», посвященная 60-летию КНР и 5-летию Узбекско-китайского института им.Конфуция при ТашГИВ.(Ташкент, 29 сентября 2009 г.), Ташкент, 2009. Секция 1. История, философия и литература. С.4-13;
И на сайтах: https://www.silkway.uz/zapiski, в рубрике Сотрудничество – Исторические записки и http://www.caravanserai.uz/news/news.php?id=oll_news&page=4&ind=2 в Новостях и разделе Наука, просвещение – Лекции.

2021.02.16