Фото: пресс-служба Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан
Стремительное развитие высоких технологий и их проникновение во все сферы жизнедеятельности общества ставит перед нашим государством ряд важнейших задач.
Цифровая экономика определена одной из основ развития Нового Узбекистана. С этой целью начата реализация стратегии «Цифровой Узбекистан — 2030».
В этих условиях для государства становится приоритетным инвестирование в так называемый «интеллектуальный капитал» — молодых высококвалифицированных и креативно мыслящих IT-специалистов, программистов, инженеров, способных решать сложные производственные задачи, быстро осваивать новые технологии труда, тем самым обеспечивая непрерывный рост экономики и ее конкурентоспособность.
Недавно под председательством главы Узбекистана состоялось видеоселекторное совещание, посвященное вопросам подготовки квалифицированных кадров в области информационных технологий и системной работы с одаренной молодежью.
Базисом для подготовки таких кадров является изменение традиционной системы школьного образования и применение инновационных форм обучения, что отражено в Концепции развития системы народного образования до 2030 года.
Решить эту задачу поможет внедрение в школы STEM-образования, которое предполагает изучение технологий, точных и естественных наук не в качестве отдельных дисциплин, а интегрировано, путем постановки задач, требующих комплексного применения знаний в этих областях. Главной целью при этом является не «вызубривать» предметов, а развитие у учащихся логического, креативного и творческого мышления, навыков командной работы, умения адаптироваться и находить новаторские решения, повышая мотивацию к выбору научно-технической карьеры.
Дети осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают новый уровень развития ребенка. STEM подход полностью меняет наш взгляд на обучение и образование.
Если мы говорим, что основная цель традиционного образования состоит в обучении знаниям и использовании этих знаний, чтобы мыслить и творить, тогда STEM подход учит комбинировать приобретенные знания с реальными навыками. Он позволяет школьникам не просто иметь какие-то идеи, но и использовать и реализовывать их в реальности. То есть только знания, которые можно использовать в реальности, являются по-настоящему ценными.
STEM – это нечто большее, чем школьные уроки. Благодаря такой системе образования, дети могут увидеть как то, чему они сейчас учатся, встраивается в их собственное будущее и будущее всего мира. Это вызывает у них интерес, которого часто не хватает при изучении чего-то нового. Очень часто детям кажется, что школьные программы совершенно оторваны от реального мира.
Чтобы школьники могли с интересом изучать естественные науки и высшие технологии, нашим государством намечено совершенствование и поэтапное внедрение новых государственных образовательных стандартов, учебных программ общего среднего образования и учебников, переподготовка педагогических кадров, в том числе по предметам STEM, а также оснащение образовательных учреждений необходимым оборудованием и обучающими материалами, реконструкция школьных зданий и развитие современных образовательных технологий.
На этом фоне, согласно постановлениям Президента Республики Узбекистан, в Ташкенте образованы два государственных специализированных образовательных учреждения с углубленным изучением ИКТ, точных наук, а также аэрокосмонавтики и астрономии. Это школа имени аль-Хорезми и школа-интернат имени Мирзо Улугбека при Астрономическом институте Академии наук Республики Узбекистан.
Кроме того, 30 августа текущего года в Куйичирчикском районе Ташкентской области открыта первая в стране STEM-школа, построенная на спонсорские средства предпринимателя Гафура Рахимова.
Инновационное образовательное учреждение оснащено новейшим оборудованием с применением современных информационных технологий. В нем будут углубленно изучать математику, иностранные языки, информационные технологии и химико-биологические науки по модели STEM.
Создание же таких школ в масштабе всей республики позволит расширить подобную инновационную практику и более широко охватить молодежь научно-техническим образованием, создав для нее благоприятные возможности и перспективы для интеллектуального роста.
Благодаря повсеместному внедрению STEM направления в систему образования удастся удовлетворить потребность в научно-инженерных кадрах, которые будут играть ведущую роль в развитии технологического процесса и модернизации био- и нанотехнологий в нашей стране.
Ольга ЛИТВИНОВА,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса
Источник: https://xs.uz/ru/post/tsifrovaya-ekonomika-odna-iz-osnov-razvitiya-novogo-uzbekistana