Узбекистан на Великом шелковом пути

Труды Абу Райхана Беруни: уникальные исторические исследования

Труды Абу Райхана Беруни по истории, этнографии, хронологии, топонимии и другим наукам занимают одно из ведущих направлений в исследовательских работах ученых Центральной Азии.

Знаменитый ученый-энциклопедист Абу Райхан Беруни — уроженец Хорезма. Он сам перечислил названия своих 113 трудов в «Фихристе» (списке работ, 1035—1036). Из них 70 относятся к астрономии, 20 — к математике, 12 — к географии и геодезии, три — к минералогии и четыре — к картографии. После этого он прожил еще 13 лет и написал более 50 трудов. Всего этих работ — 163. Но, по данным пакистанского ученого Н. Балуча, количество произведений Беруни составляло более 180. «К сожалению, только 33 из его работ дошли до нашего времени», — пишет профессор А. Ахмедов. Будучи ученым-энциклопедистом, Беруни одинаково плодотворно работал в области астрономии, географии, минералогии, этнографии, поэзии и т. д. 

Перед тем как приступить к написанию одного из своих самых известных трудов, дошедших до наших дней, — книги, содержащей разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых, Беруни всесторонне и тщательно исследовал науку, культуру и образ жизни индийского народа. В ранние и Средние века в больших городах Центральной Азии всегда были крупные кварталы, где жили индийские купцы. Как писали Птолемей (II в. до н. э.) и Арриан (II в. до н. э.), даже в эпоху до нашей эры в Индии, в бассейне реки Синд, были крупные территории, где жили среднеазиатские саки и согды. Это было связано с внутренней и внешней политикой государства кушан, существовавшего в I — IV веках нашей эры. 

Первые данные, связанные с индийцами, приводятся в произведениях Беруни «Памятники минувших поколений», или «Хронология» (1003), «Наука о звездах», или «Астрономия» (1029). При изучении истории индийцев Беруни собирал сведения об этом народе еще до поездки в Индию.

В своем труде «Хронология», посвященном правителю (эмиру) Джурджана (прикаспийских земель) Шамс ал-Ма’али Кабусу ибн Вашмгиру, Абу Райхан Беруни рассказывает об истории, хронологии, этнографии, топонимике, календарях, праздниках и священных днях народов, проживающих в Южной Европе, на Ближнем и Среднем Востоке, в Центральной Азии и Индии с древних времен до XI века. Следовательно, первые данные, связанные с индийскими народами, приводятся в этом произведении, когда Беруни еще не был в Индии, еще не изучил глубоко индийские научные традиции, но тем не менее в этой книге рассказывается о календарях и лунных стоянках индийцев, живших в Центральной Азии. Он оставляет открытыми некоторые вопросы и комментирует это так: «А что до месяцев других народов — индийцев, китайцев, тибетцев, тюрок, хазар, эфиопов, зинджей, то, хотя нами установлены названия некоторых из них, но мы воздерживаемся от упоминания их до тех пор, пока нам не удастся узнать их все, ибо по методу, которому мы следовали, не годится добавлять к несомненному сомнительное и к известному неизвестное». А уточнения по этим вопросам он дает в своем труде «Индия». 

Книга «Астрономия» носит энциклопедический характер и составляет восемь глав, 530 вопросов и ответов. Эта работа посвящена хорезмской ученице Райхане, дочери Ал-Хасана. В «Астрологии» тоже есть сведения об индийских народах. В главе IV, «География», в разделе «Климаты, страны и города» в ответ на вопрос: «Что такое купол Земли?» упоминается о высоком месте на горе Меру, меридиане, соединяющем Ланку и Меру, который проходит через город Уджайн в царстве Малавы, крепости Рухитак, на равнине Танишар (область Джамуна) и в снежных горах, отделяющих Индию от земли тюрок. Об этом месте еще говорится в «Каноне Масъуда». Исходя из этой информации можно заключить, что Индию от тюркских народов отделяли только горы и они считались границей между ними.

Труд «Индия» написан в 1030 году. После событий 1017 года, то есть после захвата Хорезма, султан Махмуд Газневи забирает Беруни в Газну. Кроме Хорезма, султан Махмуд не раз совершал военные походы (17 раз) в Индию, в результате которых пригнал в Газну многих индийских пленников. Беруни вынужденно сопровождал Махмуда Газневи. Длительное пребывание в Индии дает возможность ученому изучать историю, культуру, науку, традиции индийского народа. 

Историю Индии Беруни описывает так: «…когда Мухаммад ибн ал-Касим ибн ал-Мунаббих вступил на землю Синда со стороны Сиджистана и, завоевав города Бахманва и Муластхана, назвал первый ал-Мансура, а второй — Маъмура, проник в глубь Индии до города Канауджа, побрал землю ал-Кандахара и на обратном пути — пределы Кашмира, то сражаясь, то заключая мирные договоры, оставляя народ при его старой вере, за исключением тех, кто добровольно соглашался обратиться [в новую религию]. Все это посеяло ненависть в их сердцах, хотя после Мухаммада ибн ал-Касима ибн ал-Мунаббиха ни один мусульманский завоеватель не прошел далее пределов Кабула и реки ас-Синда вплоть до дней владычества тюрок, когда они овладели Газной в эпоху Саманидов и власть перешла в руки Наср ад-дина Себуктегина. Последний избрал [своим деянием] войну [против неверных], и отсюда его прозвище. С целью ослабить пределы Индии он проложил для своих преемников те дороги, по которым более тридцати лет совершал походы Йамин ад-даула Махмуд, да помилует Аллах их обоих (т. е. Себуктегина и Махмуда)!». Труд Беруни используется как первоисточник в книге «История Индии» в Средние века.

В произведении «Индия» Беруни привел отрывки из многих индийских произведений, повествований, которые он видел своими глазами и которые не дошли до сегодняшних дней. Ученый сравнивал их с греческими произведениями и комментировал. Длительное пребывание в Индии позволяет ученому изучить индийский народ, его историю, культуру, науку. Изучив санскритский язык индийцев, он перевел несколько древнегреческих произведений («Начала» Евклида и «Алмагест» Птолемея) на этот язык и создал свое произведение об астролябии (измерительный астрономический инструмент). Беруни в своих произведениях честно указывает источник информации, какие из них были взяты, а какие он сам исследовал. Его сведения об индийцах, приведенные в «Индии», заслуживают большого доверия. 

Мировоззрение, историческое мышление и методы исследования Беруни имели содержание, ориентацию и уникальность, которые сильно отличали его труд от сочинений авторов древности и раннего Средневековья.

После завоеваний Махмуда Газневи была открыта неизвестная страна, о которой ранее не знали арабо-мусульманские ученые, историки, географы, дипломаты. Она находилась в Индии, в районах Пенджаба и Кашмира, городов Нандна, Мултан, Кануфья, Матхура, Сомнатх, Нахур, Уджайн.
Изучив культурное наследие Индии, Беруни создал замечательное произведение под названием «Индия», в котором собраны сведения об индийской философии, истории, науке, географии, этническом составе населения, их обычаях, кастах и религиозных убеждениях. Он по праву является одним из первых ученых-индологов, а его труд «Индия» — первоисточником по раннесредневековой Индии. 

Умида КУРАНБАЕВА, 
научный сотрудник 
Института востоковедения 
имени Абу Райхана Беруни.

Источник: https://xs.uz/ru/post/trudy-abu-rajkhana-beruni-unikalnye-istoricheskie-issledovaniya

Опубликовано: https://silkway.uz/news/trudy-abu-rajhana-beruni-unikalnye-istoricheskie-issledovaniya/

2022.10.12