Узбекистан на Великом шелковом пути

Зачарованная Востоком



Сегодня мы вспомним о человеке, чья жизнь является примером безграничной преданности своему делу, об учителе, проложившем дорогу в большую науку, ученом, открывшем глубокие исторические и культурные корни Узбекистана для всего человечества.

Архитектор по образованию, археолог по призванию, историк культуры народов Востока по влечению души, равно сведущий в нумизматике, прикладном искусстве, миниатюре, ученый с мировым именем, академик Галина Анатольевна Пугаченкова сыграла огромную роль в развитии истории искусств Центральной Азии на всех этапах становления этой науки. Ее исследования, благодаря которым весь мир удостоверился в том, что Узбекистан является одним из древнейших очагов человеческой цивилизации, опубликованы во многих странах. Такие монографии, как “Искусство Узбекистана с древнейших времен до середины XIX века”, “Очерки истории искусств Средней Азии”, написанные в соавторстве с Л.И.Ремпелем, а также “Искусство Афганистана”, “Искусство Бактрии эпохи Кушан” и другие являются настольными книгами для многих современных ученых-исследователей.




Она рассказывала, что в детстве ее любимым литературным героем был Том Сойер. Возможно именно отсюда любовь к приключениям и поискам древних сокровищ. Считала, что именно в образцах прошлого люди могут найти уроки настоящему и назидание будущему: “А разве будущему не полезна красота прошлого? Пытаться уяснить вкусы и понимание красоты людей прошлых эпох – моя внутренняя сущность”.

Все, что сделано в науке Г.Пугаченковой как исследователем художественной культуры Центральной Азии, особенно Узбекистана, – огромное наследие, насчитывающее несколько сотен фундаментальных трудов. И к немалому числу разработанных ею тем можно применить слово впервые. Это и история древней скульптуры Мавераннахра, как художественное явление, выделение нескольких основных школ древнего зодчества, открытие и изучение целого ряда архитектурных памятников на территории Центральной Азии. Многое сделала она для изучения истории Великого шелкового пути и реализации идей по его воссозданию.

Как отмечает в книге “Женщины – исследователи архитектуры Средней Азии” доцент кафедры “История и теория архитектуры” Ташкентского архитектурно-строительного института Шоира Нурмухамедова, имя Галины Пугаченковой вплетено золотыми нитями в историю архитектуры Средней Азии. Ее исследования охватывают широкий территориальный и временной диапазон – от античного периода до эпохи Темуридов. И в какой бы точке Галина Анатольевна ни проводила исследования, она всегда преклонялась перед человеческим гением, создавшим такие уникальные произведения искусства, перед красотой края, который изучала, перед высокой культурой населяющих его народов.

Фрактически ею впервые были подняты проблемы античной архитектуры Центральной Азии. Если до ее исследований в науке существовали противоположные точки зрения ученых относительно художественного наследия Среднего Востока, представлявшего по мнению одних – отзвук эллинистической культуры, а по мнению других – приверженность традициям древневосточной культуры, то она научно доказала самостоятельную роль зодчества Центральноазиатского региона того периода. Открытие таких памятников архитектуры, как Халчаян, Дальверзинтепа, культовых сооружений в Термезе и Айртаме явилось новым этапом в изучении древнего зодчества нашего региона.

Значимое место в научном наследии Г.Пугаченковой занимают памятники средневекового периода на территориях Северного Тохаристана, Северного Хорасана и Мавераннахра, архитектура эпохи Амира Темура и Темуридов. Впервые ею проведено историко-архитектурное исследование памятников эпохи Алишера Навои. Так, в ее последнем труде – книге “Архитектура эпохи Улугбека” содержится краткий биографический очерк о жизни выдающегося правителя и ученого, а также подробное описание его строительной деятельности в Самарканде, Бухаре, Шахрисабзе и Туркестане. Таким образом, фундаментальные исследования и открытия Пугаченковой, книги и статьи стали теоретическим фундаментом для становления узбекского научного исторического архитектуроведения”.

Считая истинную красоту, запечатленную в древней культуре и оставленную потомкам бесценной, Г.А.Пугаченкова посвятила изучению и прославлению истории красоты Востока всю свою жизнь.

…Как удивительно переплетаются порой человеческие судьбы. В Узбекистан – Ташкент и Самарканд, Галина Анатольевна попала в 13-летнем возрасте. Впервые увидела Регистан, городище Афросиаб, мечеть Биби-Ханым и Гур-Эмир. Вспоминала, как завороженная бродила по городу и словно перелистывала большую книгу истории. В одной из витрин ее внимание привлекли брошюры о памятниках. Одну из книжек “Соборная мечеть Темура, известная под названием “Биби-Ханым” открывал эпиграф: “Ее купол был бы единственным, если бы небо не было его повторением. Единственной была бы арка, когда бы Млечный путь не оказался ей парой…” Как это отвечало тому настроению, с которым она утром увидела памятник. Уезжала, увозя в своем сердце восхищение шедеврами самаркандского зодчества времен эпохи Темуридов. Запала в память и необычная фамилия автора книжки – Массон. Позднее выбор профессии – архитектура – привел ее в Среднеазиатский индустриальный институт (ныне Ташкентский государственный технический университет). Уже в студенчестве, когда любовь к художественной культуре Центральной Азии и увлечение древним зодчеством стало профессиональным, ее пригласили принять участие в термезской экспедиции. Кафедру археологии в то время в университете возглавлял Михаил Массон.

Свои знания и незаурядный талант Галина Анатольевна посвятила бескорыстному служению науке. Всю жизнь следовала убеждению: постоянно познавать новое. Тонкий ум ученого ярко проявился в глубоком проникновении в суть вещей и проблем, способности по нескольким штрихам обрисовать целостную картину сложного вопроса, в умении прогнозировать. Ее научные работы горячо обсуждали, с ними соглашались или спорили. Но никого они не оставляли равнодушными.

Разносторонние интересы, глубокие знания и фундаментальные исследования снискали ей признание в нашей стране и за рубежом. На вопрос: “Какое самое дорогое для вас научное открытие?” отвечала: “Трудно выделить что-то одно. Все по-своему интересны и значимы для меня. Ведь для ученого важен сам процесс поиска и осмысления, поэтому нельзя останавливаться на достигнутом – нужно все время идти вперед и вперед”.

Будучи человеком широчайшего кругозора и энциклопедических знаний, еще при жизни она стала настоящей легендой, всегда удивляла коллег, а также тех, кто имел счастье быть с ней знаком, своими незаурядными качествами. Тем, кто ее знал плохо, казалось, что она – очень сдержанный человек, скрывающий чувства за академической завесой, те, кто был близок, считали глубоко романтической натурой. Ведь Галина Анатольевна умела находить красоту там, где ее никто не видел. Даже в камнях, черепках на археологических раскопках.

“Мне вспоминаются ярчайшие звезды в черном небе Афганистана, где мы вели археологические работы, – писала она в своем дневнике 21 февраля 1993 года. – Они заполняли все пространство, порождая мысли о бесконечности Вселенной и задевая какие-то особые струны души”.

Жар ее души и таланта постоянно подпитывался огромной верой в то, что занимается делом, которое любит больше всего в жизни. Представитель племени энциклопедистов, она все впитывала из окружающей среды, как бы подзаряжаясь энергетикой культуры, мысли, духа. Театр, музыка, литература, особенно поэзия были для нее одновременно и отдушиной, и игрой ума и фантазии.

В начале февраля 1995 года в Научно-исследовательском институте искусствознания посол Франции вручал Галине Анатольевне почетную награду – орден “Академические пальмы”, учрежденный еще во времена Наполеона за вклад в развитие гуманитарных наук. Она, конечно, была очень тронута, взволнована. На хорошем французском поблагодарила дипломата. В ее лучистых с небольшой грустинкой глазах, в уголках губ витала скромная и одновременно покровительственно-мудрая едва заметная улыбка знающего себе цену ученого и, конечно же, женщины.

Она всегда щедро делилась знаниями, поддерживала, как могла, начинающих в науке. Взрастила плеяду учеников, труды которых получили известность во всем мире. Все они считают за честь причислять себя к воспитанникам ее научной школы.

Встреча и сотрудничество с такими выдающимися учеными, как Михаил Масcон и Галина Пугаченкова, и для меня стали судьбоносными. Слушая блестящие лекции Галины Анатольевны по истории искусств Востока и архитектуры Центральной Азии, многие годы работая с ней в институте искусствознания, участвуя под ее руководством в раскопках бактрийских и согдийских городищ, всегда учился у нее широкому и глубокому пониманию историко-культурных проблем. Вместе с ней мы написали множество статей, в том числе опубликованных за рубежом. Галина Анатольевна была великим человеком, ученым и педагогом. Умела так “заразить” наукой, что эта увлеченность не проходила уже никогда. Искать и познавать, творить, увлекая за собой различные поколения – такова была природа ее щедрого таланта.

Труды академика Академии наук Узбекистана, доктора искусствоведения, профессора Г.Пугаченковой признаны во всем мире. Она удостоена почетных научных званий многих зарубежных академий и университетов. Галина Анатольевна достойно представляла науку Узбекистана на многих международных симпозиумах и конференциях, являлась членом международной организации по реставрации и сохранению памятников – ICOMOS. Заслуги ученого в развитии науки высоко оценены и в нашей стране. Она награждена орденами “Буюк хизматлари учун”, “Дустлик”, медалью “Шухрат”, удостоена почетного звания “Заслуженный деятель науки Узбекистана”, государственных премий.

Галина Пугаченкова всегда стремилась жить с пользой для общества – интересами государства, вступившего в эпоху независимости и строящего великое будущее. Участвовала в реализации идей воссоздания Великого шелкового пути, для изучения которого так много сделала. Верила, не за горами время, когда страна, создав передовую туристическую индустрию, сможет всему миру демонстрировать истинную красоту, оставленную великими зодчими своим потомкам.

В одном из своих последних интервью на вопрос: “Каким вы представляете себе независимый Узбекистан в год его 25-летия?” она ответила: “Мы имеем большие завоевания в области изучения художественной культуры Центральной Азии. Минувшие годы показали нужность и важность работы в этом направлении. Находясь на новом этапе и в новом качестве, должны продолжить начатое – показать миру, насколько обширно и многообразно художественное наследие нашей страны. Его вклад в мировую цивилизацию”.

                                                                                                             Академик
                                                                                                             Эдвард Ртвеладзе
.

 06.02.2015. 14:00

Источник: Правда Востока// Рубрика “Культура”, №25/2014 | 6 февраля 2015;  http://pv.uz/culture/18585

Опубликовано:

http://www.jahonnews.uz/rus/rubriki/kultura/zacharovannaya_vostokom51412.mgr 
2015-02-07

2015.02.07