В материалах Uzbekistan Today уже рассказывалось о том, что члены каракалпакско-австралийской археологической экспедиции на археологическом памятнике Акчахан-кала Берунийского района Каракалпакстана открыли дворец относящийся к концу 3 в. до н. э. – началу 2-го века н.э. где в одном из залов была обнаружена уникальная настенная роспись с изображением больших человекоподобных образов. Тогда ученые института обещали, что как будет снята, реставрирована и изучена первая очередь изображения журналисты Uzbekistan Today будут в числе первых, узнавших об этих подробностях. И они сдержали свое слово – фотография полученного изображения передана в редакцию, сейчас вы ее можете видеть в качестве иллюстрации к этому материалу.

О других подробностях, связанных с этим событием мы попросили рассказать директора Каракалпакского государственного научно-исследовательского института гуманитарных наук Максета Карлыбаева: – Прежде всего хотелось бы отметить, что эта находка была сделана при непосредственном руководстве и участии профессора нашего института Вадимом Николаевичем Ягодиным, который, к великому сожалению, несколько месяцев назад ушел из жизни. Но его дело живет – продолжаются раскопки этого уникального памятника, продолжается реставрация найденной на объекте настенной живописи, которая несет важную информацию о минувшем времени. Что касается непосредственно реставрированного участка настенной живописи, то он позволяет судить о том, что в этом зале дворца местного правителя, совершались ритуальные обряды. Во времена, когда этот дворец служил по назначению территория нынешний Берунийского района Каракалпакстана в далекие времена входила в состав Хорезмского государства, на территории которого в то время из Персии распространялся зороастризм. Найденная роспись ценна тем, что мы очень мало знаем о ранней зароастрийской практике в Центральной Азии, а она как раз-таки нам позволяет узнать об этом периоде больше. На найденных настенных росписях изображены массивные фигуры высотой в шесть метров, в том числе и та, над которой завершили работу наши реставраторы. Это мужчина на голове которого надета массивная корона, имеющая украшения в виде прорезей, которыми обычно в средневековье украшали башни городских крепостных стен. Воротник его костюма украшен сценами с участием людей и животных. На нем одета туника, которая украшена людьми с петушиными головами в масках, они судя по всему символизируют зороастрийских священников. Брюки оформлены повторяющимся рисунком на которым изображены длинноногие и длинношеи птицы. Один из участников экспедиции – профессор Франс Грене определил изображенное существо как бога Сроша, который призван отвращать заблуждения и ложные помыслы верующих, стеречь их от происков нечистой силы, чинить по ночам расправу злым духам. Ученым предстоит реставрировать еще несколько таких гигантских изображений. В этом реставраторам Научно-исследовательского института гуманитарных наук помогают французские специалисты. Дальнейшее исследование найденных нами росписей позволят больше узнать об одной из величайших для своего времени мировой религии – зороастризме. Из источника: Эксклюзивно для Uzbekistan Today: В Каракалпакстане найдено изображение зороастрийского бога Срош//http://ut.uz/cultura/eksklyuzivno-dlya-uzbekistan-today:-v-karakalpakstane-naydeno-izobrazhenie-zoroastriyskogo-boga-sros, 01.10.2015
2015-10-09