Узбекистан на Великом шелковом пути

От чалмы до тюбетейки

В книге представлены уникальные образцы головных уборов из музейных фондов. Они классифицированы по регионам, социальному положению населения, возрастным признакам и назначению. Широко представлены женские головные уборы – платки разных размеров и различно повязываемые, чалмы (локи, бошуров, дастор, салла), которые носили как молодые, так и женщины старшего поколения.

Чалмообразный головной убор возник еще в древности, о чем свидетельствуют многочисленные археологические памятники – терракотовые статуэтки, скульптуры, настенная живопись. Со временем чалма как головной убор ушла в прошлое, но как показывают авторы книги, в отдаленных кишлаках и некоторых местах она сохраняется в измененном виде и поныне. Большим разнообразием отличались женские головные платки (румол): кисейные (хоса дока), газовые (хошие), кумачовые, ситцевые, шелковые (латта гиджум, чоргул румол, фаранг румол, гиджум румол, калгай), кашемировые (шол румол) и другие. Любопытно, что невесте в приданое собирали по нескольку десятков (30-40) платков. Мы узнаем также и о некоторых особенностях платков, способах их ношения, связанных с ними обычаях. Платки и сегодня остаются основным головным убором узбекских женщин.

Интересен раздел, посвященный ювелирным украшениям ХIХ-ХХ вв., в котором рассмотрены все основные формы ювелирных изделий (налобные, височные, накосные). Они украшали головные уборы женщин, невест и детей. В этом случае выражалось стремление не только украсить, но и оградить от опасностей и болезней.

О многом могут рассказать мужские и детские головные уборы: чалмы (салла), меховые шапки (тельпак, чугурма), шапки из войлока (кулох, аракчин) и разновидности тюбетеек.

Авторам удалось изучить весь комплекс национальных головных уборов, выявить в них локальные отличия, древние и новые прогрессивные формы, восстановить историю их развития в связи с изменением условий быта и хозяйствования узбекского народа. При этом широко использована историко-этнографическая литература, вышедшая из-под пера известных исследователей национальной одежды, заслуживают внимания упоминания о головных уборах, извлеченные из описаний иностранных путешественников начиная с ХIII века. Все это позволило изучить историю национальной одежды, оценить значение головных уборов как части национального наследия, народного быта, тесно связанного с исследованием многих проблем истории и культуры узбекского народа.

Книгу отличает хорошая полиграфия, она богато иллюстрирована цветными фотоснимками. Текстовая часть выполнена на трех языках: узбекском, английском и русском, что значительно расширяет возможности ее использования. Издание представляет интерес как для специалистов – историков-этнографов, искусствоведов, художников, работников кино, театра, руководителей фольклорных ансамблей, студентов вузов, так и для широкого круга читателей, интересующихся историей культуры узбекского народа.

15.01.2015 16:00

источник: www.pv.uz

http://www.jahonnews.uz/rus/rubriki/nauka_i_obrazovanie/ot_chalmi_do_tyubeteyki21251.mgr 
2015-01-15

2015.01.15