Узбекистан на Великом шелковом пути

Наследники великих цивилизаций


Каждую весну и осень на протяжении своей многолетней деятельности он по-прежнему проводит на раскопках своего любимого городища Кампыртепа – в прошлом оживленнейшего перекрестка мировой истории и культуры многих народов, где испокон веков сходились тянувшиеся на многие тысячи километров дороги Великого шелкового пути. Сегодня наш разговор о древнейших цивилизациях, заложивших основы государственности современного Узбекистана, проходивших здесь трансконтинентальных путях, выдающихся научных достижениях, навсегда вошедших в фонд мировой науки и культуры и важнейших мировых открытиях, которые хранит эта благословенная земля.

 – Эдвард Васильевич, в чем на ваш взгляд основная цель и значимость прошедшей в Самарканде по инициативе главы нашего государства Международной конференции “Историческое наследие ученых и мыслителей средневекового Востока, его роль и значение для современной цивилизации”, ставшей в 2014 году поистине знаковым явлением не только в жизни страны, но и всей мировой науки…

– На конференции был впервые сформулирован очень важный исторический вывод, который заключается в выявлении истоков и причин возникновения в Центральной Азии в средневековье научного и культурного феномена – славной плеяды ученых: Мухаммада аль-Хорезми, Ахмада аль-Фергани, Абу Али ибн Сины, Абу Насра Фараби, Абу Райхана Беруни, Мирзо Улугбека и других, чьи научные достижения навсегда вошли в золотой фонд мировой науки и культуры, роли этого наследия в прошлом и современной цивилизации. Задача в исторической науке до сих пор достаточно не разработана.

Я позаимствовал название своего доклада “Учителя учителей” на пленарном заседании конференции у Валерия Брюсова, который был не только замечательным поэтом, но и прекрасным историком. Одно из его эссе так и называется. Это определение наиболее точно передает суть того исторического процесса, который привел к появлению на Востоке в средневековом Мавераннахре, соответствующем территории современного Узбекистана, в IX – первой половине XI веков, а также в конце XIV-XV вв. величайших мыслителей и титанов науки.

Причины же заключались в высочайшем развитии цивилизации на территории Среднеазиатского Двуречья начиная с эпохи бронзы, античности и средневековья. Именно этот цивилизационный взлет и дал возможность появления целой плеяды выдающихся ученых, которые в своих великих исследованиях и открытиях опирались на научные знания, накопленные к тому времени на Востоке. Начиная с их истоков, заложенных в цивилизациях древней Месопотамии и в последующем всесторонне развитых в передовых цивилизациях Ближнего, Среднего Востока и Мавераннахра в процессе взаимопроникновения и взаимообогащения культур и цивилизаций. И повлияли на это те учителя, которые были в предшествующее время.

– Территория современного Узбекистана является одним из древнейших очагов мировой цивилизации, хранящих уникальные исторические и археологические памятники разных эпох от поры становления человека до создания крупных древних государств. Неслучайно археологические исследования в Узбекистане отмечены целым рядом выдающихся открытий мирового значения. Какие из них представляют наиболее яркие моменты в эволюции человечества?



– Начиная с каменного века можно привести много моментов, когда наша земля играла важнейшую роль в истории цивилизации. Это подтверждает известная во всем мире, уникальная на территории всего Востока находка грота Тешик-Таш (Байсун), где обнаружены останки мальчика-неандертальца. Благодаря ей ученые сделали вывод, что еще в ту далекую эпоху среднего палеолита – 100-40 тысяч лет тому назад территория нынешнего Узбекистана входила в зону формирования современного человека. Период расцвета земледельческой культуры эпохи бронзы положил начало очень обширным связям древнего Узбекистана с соседними странами. В то время были заложены основы градостроительства, архитектуры, фортификации, материальной и художественной культуры. Достаточно большой период (эллинистический и античный) – эпоха античности – еще одна совершенно блестящая страница в истории цивилизации всей Средней Азии, и особенно Среднеазиатского Двуречья. В это время складывается так называемая эллинистическая культура – симбиоз автохтонной (коренного населения) и пришлой – греко-македонской культур, давшая блестящие образцы материальной и художественной культур, многое другое. На смену этому периоду приходит одна из грандиозных империй мира, наравне с Ханьской, Римской и Парфянским царством – великая Кушанская империя, заложившая основы величайших достижений среднеазиатской цивилизации, в том числе цивилизаций Согда, Бактрии и Хорезма, впоследствии получивших развитие в раннее средневековье. Благодаря этому сегодня мы имеем блестящие образцы скульптуры Халчаяна, живописи и скульптуры Дальверзинтепа, хорезмийские памятники и многое другое. К наиболее ярким образцам высокоразвитой средневековой культуры можно отнести монументальную живопись, образцы которой мы находим на территории всего современного Узбекистана – Варахша, Афрасиаб, Балалыктепа и другие памятники.

Хочется особенно подчеркнуть, что в этот период по нашей территории пролегают важнейшие трансконтинентальные дороги Евразии, связывающие Восток и Запад. Они сыграли огромную роль в развитии и расцвете цивилизаций, их взаимоотношениях начиная от Греции и Рима до Дальнего Востока. Причем промежуточным звеном – ретранслятором этих цивилизаций, благодаря своему географическому положению был древний Узбекистан с такими центрами, как Самарканд, Бухара, Термез и другие города, служившие своего рода передаточным звеном культурных ценностей из Индии, Китая в Европу и обратно. Причем все достижения цивилизации очень часто аккумулировались на территории нашей страны, получив в последующем новое развитие. Эти важнейшие межконтинентальные дороги не были просто дорогами торговли, по ним шли научные, технические и культурные достижения, идеи и инновации. Они аккумулировали и передавали дальше все величайшие достижения цивилизации того времени. И в их центре всегда находилось Среднеазиатское Двуречье – территория нашей страны.

– В 1999 году в издательстве “Узбекистон миллий энциклопедияси” вышла вызвавшая огромный интерес книга “Великий шелковый путь” – результат ваших многолетних исследований…

– В последние десятилетия значительно усилился научный и общественный интерес к истории этой великой трансконтинентальной дороги, соединявшей в древности страны Дальнего Востока со Средиземноморьем через Среднюю Азию, ее месту и значимости в мировой цивилизации. В своей книге очень обстоятельно показал историю ее возникновения и развития.

Появление этого пути в конце II века до н.э. с одной стороны связано с политической активностью Китая, с другой – греческих купцов-эллинов и Парфии. Огромную роль в его создании сыграли и жители древнего Узбекистана. В моей монографии это подчеркнуто – бактрийцы и согдийцы.


Так, уже в эпоху раннего средневековья согдийцы освоили и морские пути: обогнув Индию и Малукский полуостров, они проникли на юго-восток Китая и в Японию, о чем свидетельствуют находки согдийских надписей из провинции Кантон и замка Хоруджи в древней столице Японии – Наре. Поразительно, но факт – в X в. по данным Бузурга ибн Шахрияра, изложенным в книге “Чудеса Индии”, Аравийское море носило название “Океан Самарканда”, отражая доминантную роль выходцев из этого города в освоении морских трасс. Еще ранее, в VI веке н.э. согдийцы стали осваивать дорогу в Византию. Правитель Согда Маниах по поручению хана Дизабула совершил многотрудный путь через нижнее Поволжье, степи и перевалы Северного Кавказа в Константинополь к византийскому императору Юстину II, что вызвало ответный визит, результатом которого стала торговля согдийским шелком типа “занданечи”, многочисленные образцы которого найдены в аланских погребениях Северного Кавказа и Европы.


Трудно переоценить огромную, незаменимую роль Великого шелкового пути как международной транспортной артерии древности, связывавшей такие страны и регионы как Китай, Индия и Центральная Азия, Средний и Ближний Восток, Средиземноморье. Именно это отметил глава государства в своем выступлении. Путь обеспечивал не только торговые связи между этими регионами, но и информационный диалог между целыми континентами и государствами, служил проводником новых идей и технологий, а также культурных и духовных ценностей, тем самым создавая условия для межцивилизационного и технологического обмена. По маршрутам Великого шелкового пути в Европу и обратно в Азию поступали сведения о деятельности ученых и мыслителей Востока и Запада, формировался практический доступ к трудам, идеям, открытиям таких великих ученых античности, как Сократ, Платон, Аристотель, Птолемей и других.

В свою очередь наиболее яркие представители науки Востока – Мухаммад аль-Хорезми, Ахмад аль-Фергани, Абу Али ибн Сина, Абу Наср Фараби, Абу Райхан Беруни и другие внесли много новаторских идей в науку и философию средневековой Европы. Так, например, в Кордобе и Толедо (Испания) были созданы специальные центры по переводу и переписке трудов великих ученых и мыслителей Востока. Их переводили также в Германии, Италии, Франции и других странах. Возродив во многом античное наследие, великие ученые Востока поистине стали “учителями учителей” и предтечами эпохи Возрождения в Италии и других странах Европы.

– Кампыртепа – уникальный памятник эпохи античности, который ежегодно приносит новые открытия, раритеты мирового значения. Знаю, что в ходе последних раскопок вы сделали там очень важное научное открытие, которое придаст новый, еще более мощный импульс дальнейшим углубленным исследованиям региона Центральной Азии, станет огромным вкладом в современную науку…

– В течение многих лет мы ведем научные исследования на городище Кампыртепа, которое располагалось к западу от Термеза на берегу Окса (Амударьи). Пробные раскопки здесь мы начинали еще в 80-х годах, потом был перерыв, а в 1999 году после создания Тохаристанской археологической экспедиции на городище началась интенсивная и планомерная работа. Вначале мы изучили верхний слой, который относится к Кушанскому периоду, в последние годы приступили к изучению нижних слоев, относящихся к эллинистической эпохе. По моему глубокому убеждению, это был первый форпост – крепость, которая была построена во время похода Александра Македонского в Среднюю Азию, колонизации эллинско-македонской Бактрии и Согдианы. Он возведен для охраны самой главной переправы, которая из столицы Бактрии через Амударью и далее – “Железные ворота” вела в Мараканду (Самарканд). Как мы сейчас выяснили, эта небольшая крепость с мощным укреплением – стенами, башнями, воротами была построена, как и положено в эллинистической архитектуре, в традициях греческой фортификации и полиоркетики. Наконец мы поняли ее план, значение, восстановили поэтапно хронологию, время ее основания и функционирования.

Она вырублена прямо в грунте в виде трехступенчатой террасы со ступенями высотой четыре метра, на ее краю возводили стены и строения, и так далее, создавая своеобразную ступенчатую пирамиду. Раскопки достигли глубины 17 метров, и мы еще не дошли до основания. Буквально в последние дни работы экспедиции обнаружена очень интересная находка – ворота крепости, и что интересно, выполнены они из местных материалов – сырцовых кирпичей (пакса). Они сильно разрушены, но по некоторым деталям удалось установить, что их конструкция и планировка аналогичны воротам из греческого города Сида. Наше открытие подтверждают и сведения, которые приводит живший в XV веке придворный историк и географ Темура и его сына Шахруха – Хафиз-и Абру, писавший, что недалеко от Термеза находится так называемая Греческая переправа, и по одной из версий ее основал Александр Македонский.

В эволюционном процессе развития и смены цивилизации есть ряд ключевых, судьбоносных явлений и личностей, не только оставивших прочный след в исторической памяти будущих поколений, но и определивших развитие многих важнейших сфер жизни и деятельности всего человечества. Александр Македонский до сих пор остается в его памяти не столько великим завоевателем, сколько первым великим правителем, поставившим своей целью объединение Запада и Востока. Возникшая после его смерти эллинистическая цивилизация являла собой ярчайший симбиоз восточной и западной культур, во многом способствовала проникновению на Восток передовых по тому времени достижений. Спустя много веков к объединению Востока и Запада стремился и Амир Темур. Неслучайно поэтому Самарканд стал центром притяжения всего мира – дипломатические посольства и торговые караваны стекались сюда из диаметрально противоположных стран – от Дальнего Востока до Испании. Вокруг Самарканда возникает цепь городов, носивших названия средиземноморских и европейских городов – Фариш (Париж), Миср (Египет), Дамишк (Дамаск). Короли Англии, Франции, Кастилии и Арагона, стремясь заручиться поддержкой Сахибкирана, ведут с ним регулярную переписку. Немало ученых, мастеров-ремесленников, деятелей культуры переселяются в Самарканд. Развиваются науки, особенно историческая и географическая – труды Али Йазди, Низам ад-Дина Шами, Хафиз-и Абру, Ибн Арабшаха и других. Выдающийся мыслитель той эпохи Ибн Халдун стремится к встрече с Амиром Темуром. Возрождаются монументальная архитектура, живопись, миниатюра. Надо отметить, что эти ярчайшие явления происходят после значительного упадка, поразившего Мавераннахр при правлении поздних Чагатаидов, поэтому мы вправе охарактеризовать время правления Амира Темура (1370-1405 гг.) как эпоху нового, второго периода Восточного Ренессанса. Именно на базе достижений той эпохи – политических, экономических и культурных – взросла плеяда блестящих ученых, мыслителей, поэтов и просветителей, таких как Улугбек, Алишер Навои, Захириддин Мухаммад Бабур и других.


Открытие этой крепости, или, как мы называем, акрополя на городище Кампыртепа, и то, что мы, наконец, соединили все звенья в одну цепь, можно обозначить как одно из самых интересных и важнейших археологических открытий последнего десятилетия в Центральноазиатском регионе. А возможно и на всем эллинистическом Востоке, который простирается от Евфрата (современного Ирака) до Индии. Это большой вклад не только в отечественную, но и мировую историческую науку, в которой открыта еще одна новая страница.

– Оно лишь подтверждает, что интерес к историческому прошлому Узбекистана среди ученых мира не случаен. Как отметил в своем выступлении на конференции Генеральный директор ЮНЕСКО Хуберт Гизен, научный и жизненный подвиг, бесценные открытия великих мыслителей Востока содержат множество уроков для современных ученых, особенно молодежи. Они дают нам хороший пример для расширения границ научного обмена в международном масштабе, позволяют повысить уровень эффективности исследований…

– Многие городища, поселения и археологические памятники, находящиеся на карте Узбекистана, еще хранят огромное количество неизведанных тайн. В последнее время отечественные археологи сделали много интересных открытий. Например, большие раскопки в Термезе, которые очень планомерно ведет Шокир Пидаев, работа совместной российско-узбекской экспедиции на городище Пайкент, раскопки городища Акшахан-кала в Хорезме, где найдена очень интересная галерея живописи хорезмийских царей. Эти и многие другие открытия, несомненно, вносят большую лепту в исследования цивилизации не просто Узбекистана, а вклада его в цивилизацию Центральной Азии и шире – мировой.

На территории нашей страны работают многие совместные международные археологические экспедиции, французские, немецкие, итальянские, польские, чешские, корейские, японские ученые, в том числе крупнейший исследователь нашего региона, легендарный профессор Кюдзо Като, научная деятельность которого помогла открыть много неизведанных страниц истории, этнографии и искусства Центральной Азии. Его работы по изучению Великого шелкового пути, государства Бактрии и археологические исследования с 1989 года на городищах Дальверзинтепа и Каратепа, переводы на японский язык монографий и исследований наших ученых позволили сделать знания по истории и культуре нашего региона мировым достоянием.

Проводятся совместные академические форумы, огромный интерес в научном мире вызвала прошедшая по инициативе главы нашего государства в мае 2014 года в Самарканде Международная конференция “Историческое наследие ученых и мыслителей средневекового Востока, его роль и значение для современной цивилизации”. Все это говорит о том, что ученые Узбекистана не замкнуты в узких рамках своих исследований, а достижения великих цивилизаций, созданных на нашей земле, сегодня становятся достоянием всей мировой общественности. Так, председатель Института Центральной Азии и Кавказа при Университете Дж.Хопкинса (США), профессор Фредерик Старр под впечатлением конференции недавно написал монографию “Исчезнувшая цивилизация”, которая посвящена периоду развития цивилизации на территории Узбекистана и сопредельных стран. Он отметил, что по научной значимости этот регион не уступает Индии, Китаю, Европе или Ближнему Востоку. А ученые-энциклопедисты, жившие на этой земле, были фактически мировыми гениями мысли. Благодаря их умам возрождение имело место именно в Центральной Азии. Огромные достижения этих ученых, исследователей, теологов, философов позволили всему миру в конечном итоге осознать значение этого региона в целом и особенно Узбекистана, для развития всего человечества. Этот факт говорит о многом. И это не единичный пример.

Хочется особо подчеркнуть, что в период независимости в нашей стране под непосредственным руководством и при всемерной поддержке Президента Ислама Каримова проводится глубокое и всестороннее изучение исторического прошлого, осуществляется реставрация многих средневековых архитектурных памятников и что очень важно, широкая популяризация колоссального историко-культурного наследия великих ученых и мыслителей Востока. И это неслучайно, ведь, как отметил глава государства, уважение к своей истории, накопленному опыту, создаваемому интеллектуальному потенциалу, считающемуся самым большим сокровищем в мире, составляет основу и материального, и духовного прогресса любого государства.

Мне кажется, что все открытия и научные достижения непременно должны становиться достоянием общественности – это одна из важнейших сторон деятельности ученых, которая имеет не только научное, но и огромное политическое и воспитательное значение. Граждане страны, особенно молодежь, должны знать свою историю, которая насыщена очень важными событиями, сохранять и развивать бесценное научное наследие великих ученых и мыслителей, взращенных этой древней землей, гордиться их вкладом в развитие мировой цивилизации. Используя их достижения, знания и мудрость, строить будущее своей страны.

Беседовала   Ирина Рибар.

09.01.2015 13:00

источник: www.pv.uz, Правда Востока, №5/2015, | 9 января 2015;  http://pv.uz/culture/18237


Опубликовано: http://www.jahonnews.uz/rus/rubriki/kultura/nasledniki_velikix_ivilizaiy54545.mgr 
2015-01-09

2015.01.09