Узбекистан на Великом шелковом пути

Корни и крона великой цивилизации

Еще на заре независимости Узбекистана глава нашего государства Ислам Каримов призвал рассматривать развитие национальной археологии и в целом исторической науки одной из приоритетных задач государственного строительства. Без прош­лого нет настоящего и будущего – вот главная формула, которая была поставлена в основу масштабной благородной работы по возрождению духовной силы нации.

Государственная независимость позволила коренным образом преобразовать весь спектр археологических изысканий, по-новому масштабно и правдиво высветить великое прошлое Узбекистана.

Национальная археология совместно с другими ветвями исторической науки начала счищать алмаз истории от наслоений – времени, идеологии и т.д. Эта работа уже сейчас раскрывает богатейшую многокрасочную панораму.

Наши предки внесли огромный вклад в развитие мировой цивилизации. В созданных тысячелетия тому назад государствах Согдиана, Бактрия, Хорезм, Чач, Даван-Фаргана получили расцвет наука и искусство, культура, архитектура и градостроительство, ремесленничество и торговля. Зарождение согдийской, хорезмской и бактрийской письменности сыграло огромную роль в развитии общественно-политической, философской мысли не только Востока, но и всего человечества.

Народы, населявшие эти территории, стали главными создателями и вдохновителями Великого шелкового пути, связавшего экономическую и культурную жизнь Востока и Запада. Три тысячелетия тому назад здесь был создан знаменитый религиозно-философский трактат “Авеста”. Города Самарканд, Карши и Шахрисабз, Бухара, Хива, Термез, Ташкент и Маргилан вошли в мировую сокровищницу шедевров архитектурной и градостроительной мысли.

Исламская религия, зародившись на Аравийском полуострове, в скором времени широко распространилась и в Центральноазиатском регионе. Наши великие предки внесли огромный вклад в развитие права, этики и эстетики ислама, который стал главной нравственной основой жизни общества. Еще в VIII-IX веках стали возводиться мечети, медресе, другие архитектурные объекты, связанные с новой религией.

Среди открытий археологов, сделанных в годы независимости Узбекистана, можно отметить росписи Караханидского периода (начало XIII в.) и два монументальных раннемусульманских дворцовых здания на Афросиабе (середина VIII в.), архив согдийских царей в виде нескольких сот булл (оттисков печатей) в городище Кафыркала под Самаркандом, “золотое” погребение сакского времени в городище Коктепа близ городка Челака, скульптурную галерею буддийских божеств и росписей на Каратепа в Старом Термезе, соборную мечеть IX-XII вв. и классическую восточную баню на Ахсикенте и баню, украшенную прекрасным резным декором из обожженной глины на городище Шахджувар в Ташкентской области, некрополь Мунчактепа в Фергане с камышовыми гробами, где найдены образцы обуви и шелковых тканей, крупнейший в Мовераннахре караван-сарай Турткультепа (Худайсар) в Уструшане, самые ранние средневековые приемные помещения и инструментарий лекарей-табибов в Пайкенде, храм Джартепа с раннесредневековыми росписями и серебряным идолом (согдийской богиней) близ Самарканда, городской храм первой столицы Ташкентского владения на городище Канка, упоминаемый в письменных источниках V – начала VII вв. На городище Джаркутан обнаружены древнейшие в Центральной Азии предметы из железа (Х-IX вв. до н.э.).

Сенсационными стали находки из грота Обирахмат в Ташкентской области, где обнаружены останки древнего человека, сочетающего в себе смешанные характеристики неандертальца и человека современного типа, что до последнего времени считалось маловероятным. Исследование грота Обирахмат дало четкую последовательность культуросодержащих горизонтов. Обнаруженные здесь останки гоминида являются уникальной находкой, которая проливает свет на эволюцию древнего человека от неандертальца к Homo sapienes.

На стоянке Сельунгур, нижние слои которой насчитывают около одного миллиона лет, найдены останки архантропов (древнейших людей) вместе с каменными орудиями труда и костными материалами ископаемой фауны.

В ходе изучения палеолитических стоянок Кульбулак, Кутурбулак, Зирабулак проведена четкая технико-типологическая классификация технокомплексов на основе методики де Люмлея, созданы тип-листы рассматриваемых индустрий и определены значимые технологические и типологические индексы. Выявлены новые типы каменных изделий. Впервые в палиолитоведении Узбекистана определена роль сырья в развитии техники обработки камня. Важным результатом работ кызылкумского неолитического отряда стали открытые памятники палеолита и неолита на территории Акчадарьинской дельты, где найдена первая палеолитическая мастерская в этом регионе. Археологические работы, проведенные на неолитическом памятнике Аякагетма, позволили выявить новые материалы, увеличившие возраст кельтаминарской культуры на три тысячи лет.

Среди наиболее значимых открытий, сделанных в годы независимости, можно упомянуть памятник Сангиртепа, расположенный в дельтовой части реки Кашкадарья, размером 84х60 метров и высоту около восьми метров. В ходе археологических работ здесь выявлено четыре строительных горизонта. Видимо, уже на самом начальном этапе истории на месте памятника было возведено общественное здание, обнесенное крепостной стеной толщиной более семи метров. Его ранние слои относятся к эпохе лепной расписной керамики X-IX вв. до н.э. В наше время на большой площади раскопано храмовое здание с центральным залом, алтарем и вспомогательными хозяйственными помещениями VI-V вв. до н.э. В центральноазиатской археологии подобного типа храмы относились к ближневосточным, точней, месопотамским моделям. Вскрытия раннего храма на Сангиртепа показали, что такой архитектурный тип является традиционным и для Центральной Азии.

Узбекистан – это бескрайний музей под открытым небом, экспонаты которого вместе с великолепными историческими ансамблями Самарканда и Бухары, Хивы и Шахрисабза, Термеза и Коканда расположены на просторах древнего Хорезма, Каракалпакстана, Сурхандарьи, Зарафшанской и Ферганской долин, где проходил Великий шелковый путь.

Все это нашло отражение в материальной культуре и этническом облике народов Узбекистана, живущих в тесном контакте со Средним Востоком с юга и Евроазиатским степным краем с севера, и является частью мировой истории.

Узбекские археологи активно сотрудничают с крупнейшими археологическими центрами зарубежья, что обеспечивает им международное признание и авторитет в решении проблемных вопросов истории народов Узбекистана. Среди них – история образования в III-I тыс. до н.э. ранней узбекской государственности и ее непрерывного развития, изучение ранней истории этноса, его роли в создании великой цивилизации, мировых религий и т.д.

За годы независимости проведена огромная работа по углублению знаний о национальной истории. Важную роль в формировании правовой базы для развития исследований сыграл принятый 13 октября 2009 года Закон Республики Узбекистан “Об охране и использовании объектов археологического наследия”.

Каковы главные итоги, результаты археологической работы за последние два десятилетия? Можно выделить несколько принципиальных моментов.

До 1991 года национальная археология была ограничена пределами Узбекистана, в лучшем случае регионом Центральной Азии – наши научные исследования редко выходили за этот круг. Мы не были достаточно осведомлены о трудах зарубежных коллег, хотя история народа, страны исстари была тесно переплетена с жизнью мировой цивилизации. Великий шелковый путь, который проходил по территории нынешнего Узбекистана, может служить примером политических, экономических, культурных, духовных связей между народами. Независимость открыла страну для исследований зарубежным коллегам, результаты нашей совместной работы теперь доступны мировой научной общественности.

Национальная археологическая наука приобрела статус мирового уровня, а изучение истории узбекского народа как важная составляющая общечеловеческой истории стало иметь международное значение. Десятки совместных археологических экспедиций при участии ученых из США, Японии, Франции, Италии, Польши, России и других стран сегодня проводят раскопки в наших крупнейших городищах и цитаделях. Почему они едут к нам? Ответ очевиден: они обнаруживают здесь глубокие корни человеческой цивилизации. Не это ли ярчайшее свидетельство общности прошлого в судьбах многих современных народов?

Если раньше в Узбекистане археологами становились выпускники общеисторических факультетов, прошедшие минимальную практику на раскопках, то сегодня специалистов этого профиля готовят Национальный университет Узбекистана и Самаркандский государственный университет. Функционирует и докторантура. Издается журнал “Археология Узбекистана”, где публикуются результаты изысканий не только наших ученых, но и зарубежных специалистов с мировым именем.

Археологические изыскания служат укреплению памяти народа, воспитывают в нем чувство достоинства, самосознания, гордости за свою страну. Вспоминаются слова древнего мудреца: “Если хочешь знать, куда ты идешь, сначала узнай, откуда ты пришел”. Вся историческая наука, и в частности археология, дает ответ на вопрос, откуда мы. Факты свидетельствуют, что культурное, экономическое, общественное развитие народов, населявших территорию нынешнего Узбекистана, шло не только параллельно с жизненным уровнем других цивилизаций, но в ряде случаев даже превосходило их. Александр Македонский, целью походов которого на Восток было насаждение здесь эллинизма, встретился с развитой национальной культурой, самобытным общественным укладом жизни.

Более того, Центральная Азия сама во многом генерировала гигантские исторические импульсы, которые порой достигали самых дальних краев Великой Китайской империи, Японии. Так, в Термезе существовал крупнейший буддийский центр, где единовременно проходили обучение около ста монахов. В последующем они с проповеднической миссией уходили на Север, Северо-Восток и Восток.

Благодаря новейшим исследованиям удалось более достоверно определить период зарождения наших исторических полисов. Результаты поисков также были направлены для ознакомления крупнейшим зарубежным ученым-археологам и по всем получены одобрительные положительные заключения. Подобная работа позволила в международном масштабе с участием ЮНЕСКО отметить 2750-летие Самарканда, 2700-летие Карши и Шахрисабза, 2500-летие Бухары, Термеза, Хивы.

Находят достойное признание за рубежом и научные исследования сотрудников Института археологии. Узбекские ученые получили гранты “Хираяма” (Япония), “ДААД” и имени Александра Гумбольдта (Германия), “Дидро” и “Гиршман” (Франция), один удостоен французского ордена “Ласко”, присуждаемого исключительно ученым.

Наши цели и задачи на современном этапе обусловлены прежде всего коренными изменениями в современных технических возможностях, создающими условия для дальнейших исследований истории нашей страны на совершенно новом, более высоком уровне. Их эффективное решение оправдано прежде всего на нынешнем этапе развития мировой цивилизации, переживающей духовный кризис. Ведь вся многовековая история нашего народа всегда представляла собой мощные корни древа нации, которые питают пышную крону, – настоящее и благополучное будущее людей, созидающих новую жизнь.

Амриддин Бердимуродов.

Директор Института
археологии Академии наук
Республики Узбекистан.

Источник: Правда Востока, №244/2013| 19 декабря 2013,
http://pv.uz/culture/12995
2013-12-19

2013.12.19