Узбекистан на Великом шелковом пути

Из истории религий и их памятников в Узбекистане (5.2 часть)

Об известном японском исследователе – профессоре Кюдзо Като,- сообщается в статье с.н.с. МКСК, д-ра Сергея Савчука-Курбанова, опубликованной 22.04.2016 на сайте Новости Узбекистана – www.nuz.uz в рубрике Колумнисты.

Версию с фотоиллюстрациями смотрите, нажав на ссылку:  http://nuz.uz/kolumnisty/12202-ob-izvestnom-yaponskom-issledovatele-professore-kyudzo-kato.html 

В связи с тем, что выше мы рассказывали вам, дорогие читатели, следует напомнить следующее: А именно о том, что в течение многих лет одним из руководителей совместных узбекско-японских экспедиций и исследований, ведущих раскопки буддийских памятников и других археологических объектов периода Кушан на юге Узбекистана – Дальверзинтепа, Карабагтепа – цитадели городища Халчаян и Каратепа, а также одним из инициаторов проекта реконструкции и музеефикации Фаяз-тепа, является всемирно известный ученый, этнограф Кюдзо Като из Страны восходящего солнца.  

О нем написано много статей, в том числе и мной. Вот скан одной из них с его фото, опубликованная в одном из журналов шесть лет назад, когда сенсею было еще только 88 лет … 

Из истории религий и их памятников в Узбекистане (5.2 часть)

Хотелось бы, от имени всех наших коллег и соотечественников пожелать крепкого здоровья и долгих лет творческой жизни, моему давнему другу профессору Кюдзо Като, родившемуся 18 мая 1922 года!  

Подумать только, ведь в нынешнем, 2016 году ему исполнится 94 года!  

Но, несмотря на свой столь почтенный возраст, он все равно находит силы и время для плодотворного сотрудничества с нашими учеными, посещения Узбекистана, в том числе и вместе с туристами и популяризации нашего всенародного достояния, представляющего собой важную и неотъемлемую часть всемирной сокровищницы культурного наследия и искусств.

Недавно, буквально на днях, например, он встречался со студентами и читал лекцию в Ташкенте …  

Было время, когда мы, узбекистанские исследователи, вместе с ним и другими японскими учеными, профессорами и студентами работали на археологических раскопках буддийского комплекса на Дальверзинтепа и на Карабагтепа в Халчаяне.

Особенно удивительно и убедительно было то, что старшее поколение всегда работало не только наравне с молодежью, без поблажек для возраста, но и своим примером, на деле, показывая чудеса трудовой доблести, используя не только «легкий» археологический инструментарий, но и лопаты и вывозя землю на тележках

…  Начиная с 2001 года, в издаваемом им специализированном журнале он представлял доклады исследователей Центральной Азии, а также результаты раскопок Каратепа.

Посредством организации выставок, симпозиумов, открытых лекций он активно знакомит с историей и культурой Узбекистана всех, кто интересуется этими сведениями. 

Ярким свидетельством того, что в Узбекистане высоко ценят его деятельность, стало то, что в мае 2002 года, в связи с его 80-летним юбилеем, в соответствии с Указом Президента Ислама Каримова за многолетнее плодотворное научное сотрудничество с учеными нашей страны в изучении древней культуры Узбекистана он был удостоен высокой государственной награды нашей Родины – Ордена «Дустлик» («Дружба»), а также престижного звания «Почетный гражданин г.Термез».

А за несколько лет до того он был первым среди зарубежных ученых удостоен звания Почетного доктора Научно-исследовательского института искусствознания в Ташкенте.

В июле 2010 года Като получил Грамоту Министра иностранных дел Японии, а 8 ноября 2011г. в Токио состоялась церемония награждения почетного профессора Национального музея этнологии Японии Кюдзо КАТО «Орденом священного сокровища с золотыми лучами, с розеткой на ленте» – за достижения в ходе 25-летней исследовательской и образовательной деятельности в вузах и научно-исследовательских институтах и 20-летнюю деятельность по изучению и раскопкам исторических достопримечательностей в Узбекистане, посредством которых им внесен весомый вклад в развитие евразийской этнографии в Японии, а также в продвижение двустороннего научного обмена и дружественных отношений между Японией и Узбекистаном.

Среди последних его работ следует отметить перевод на японский язык и публикацию книги «Цивилизация, государство и культура Центральной Азии» сенатора Республики Узбекистан, академика АН РУз, доктора исторических наук Эдварда Ртвеладзе.  

Като Кюдзо – всемирно известный японский этнограф-исследователь древних культур народов Средней и Центральной Азии. 

У него множество престижных должностей, почетных званий и наград: 

Он директор Международной Академии Шелкового пути (Токио, Япония), почетный профессор Национального музея этнологии в г.Осака, долгие годы заведовал кафедрой и преподавал в университете Сока в г.Токио (Япония), доктор Honoris Causa (Страсбург, Франция) и Российской Академии наук. 

Впервые побывал в Узбекистане в 1963 году. Он автор десятка книг, самые значимые из которых: «Путешествие по Средней Азии», «На перекрестках Великого шелкового пути», «Выдающиеся люди Средней Азии» и др.

Одним из главных итогов многолетнего плодотворного сотрудничества узбекских и японских ученых, в которое внес достойный вклад и профессор Кюдзо Като, стали не только многочисленные археологические находки, но и уже ставшие раритетами две книги, изданные в Японии в 1991 и 1996 годах: 

Это каталог-альбом “ДРЕВНОСТИ ЮЖНОГО УЗБЕКИСТАНА” (“ANTIQUITIES SOUTHERN UZBEKISTAN”) (1991) – на японском, английском и русском языках, содержащий 346 фотографий раритетов и комментарии к ним и первая, опубликованная за рубежом на государственном – узбекском, а также японском языках, научная монография “ДАЛЬВАРЗИНТЕПА ШАХРИСТОНИ” (1996).

Они посвящены результатам многолетней изыскательской деятельности Узбекистанской искусствоведческой экспедиции (УзИскЭ), основанной в 1960 году и совместной Узбекско-японской экспедиции. 

Первая книга, в свое время были преподнесена в дар Президенту Республики Узбекистан И.А.Каримову, который в одном из выступлений в ходе официального визита в Японию в 1994 году упоминал особое значение в деле развития двусторонних культурных связей научных исследований совместной Узбекско-японской археологической экспедиции на Дальверзинтепа в Сурхандаринской области.  

Профессор Кюдзо Като – постоянный участник всех Фестивалей традиционной культуры, научных конференций и симпозиумов, гость многих мероприятий, связанных с культурой и искусством Узбекистана. 

Завершая данное лирическое отступление об этом выдающемся исследователе, в том числе и буддийских археологических объектов Узбекистана и истинном друге узбекского народа, хотелось бы вернуться к описанию самих памятников… Итак… 

Кампыртепа  Древнее городище (кон. IV в. до н. э. – II век н. э.).

Расположено на правом берегу Амударьи в 20 км (ниже по течению) от г.Термез в Сурхандарьинской области.  Состоит из трех частей: цитадели (80х80 м), жилой зоны, обнесенной крепостными стенами, с обходным коридором-стрелковой галереей с бойницами, толщиной 5 м , с прямоугольными башнями, обведенной рвом, и неукрепленного „пригорода” с погребальными сооружениями и «производственной» зоной с керамической обжигательной печь, расчищена. 

Внешняя «городская »крепостная стена расчищена на всем протяжении.

Она частично – несколько десятков метров реконструирована.

В жилой зоне выявлена застройка (здания частично или полностью раскопаны) 11 городских кварталов, пронизанных улицами.

Полностью выявлена планировка цитадели, состоящая из более 120 помещений с семью культовыми комплексами в четырех блоках застройки, соединенных крытыми улицами-коридорами.  

В буддийском святилище у ворот цитадели найдены две терракотовые статуэтки Будды. 

В 1979 г. на городище Кампыртепа раскапывались пригородные погребальные сооружения, а в 1982-1991гг. стационарно, т.е. регулярно, велись археологические раскопки при участии археолога С.А.Савчука.  

После небольшого перерыва его изыскания были возобновлены в 1999 г .

Тохаристанской экспедицией, в сотрудничестве с российскими археологами из московского Музея Востока (С.Болелов) и Елецкого Университета (В.Соловьев), а с 2006 года с участием японских археологов (руководимых Фурушо и Хори).

Все эти годы исследования проводятся под научным руководством академика Э.В.Ртвеладзе, являющегося первооткрывателем этого уникального памятника.  

Кампыртепа подарил множество интересных открытий в области материальной и художественной культуры кушанской Бактрии.  

В частности, сенсационным стало обнаружение близ ворот городской цитадели руин Буддийского святилища.  

Из основания одной из его стен извлечена терракотовая скульптурка сидящего Будды первой половины I-II в.н.э.  

Примечательно, что это единственное сооружение подобного назначения в этом античном городе.  

До настоящего времени в его застройке присутствовали культовые сооружения, связанные, как считалось до сих пор, только с зороастрийскими и местными культами.  

Найденная скульптурка Будды уникальна, хотя и отображает классическую иконографию изображения этого божества – скрещенные в позе йога ноги, лежащие на ногах руки, кисти которых соприкасаются под животом, удлиненные мочки ушей, волосы собраны на затылке в шиньон – ушнишу.

Удлиненные мочки ушей. Гривна (ювелирное ожерелье) или складка дхоти (одеяния), рельефно выделяющееся на шее.  Наиболее близкими аналогиями этому образу специалисты считают – рельефное изображение Будды на «Триаде» из Фаязтепа, а также”Будды-Мазды” – из настенной живописи в одном из пещерных храмов Каратепа (I в.н.э.).  Последнее изображение, передает образ синкретического существа и его Сущности.

Оно объединяет в себе черты верховных божеств двух мировых религий – буддизма и зороастризма, соответственно Будды и Ахура Мазды (в переводе “Господь Мудрость”). . . 

Что касается самого Буддийского святилища, то оно было достаточно внушительным по размерам (8м х 8м = 64 кв.м) святилища и окружено обводным коридором.

Этот конструктивно-планировочный прием, характерен для зороастрийских храмов, а его традиции, как оказалось, были заимствованы среднеазиатскими зодчими при строительстве буддийских святилищ (Каратепа – Узбекистан, сангарама в Гяуркале Старого Мерва – Туркмения, Ажинатепа – Таджикистан, храмы Ак-Бешима, Краснореченского городища и Антоновского – Кыргызстан).

Он получил известность под названием “целла с обходным коридором”. А ритуалы, связанные с церемонией обхода главных культовых сооружений встречаются и в зороастризме и в буддизме. Среди особенностей встреченных здесь впервые отметим:- возведение буддийского святилища с внешней стороны крепостных сооружений у ворот цитадели ииспользование терракотовой скульптуры с изображением Будды, являющейся святыней, в закладке фундамента его стены. 

ткрытие многочисленных буддийских памятников (скульптур и храмов) на земле легендарной Бактрии свидетельствует о том, как широко это вероисповедание распространилось по городам Великого шелкового пути, особенно в эпоху правления кушанского царя Канишки I. 

К тому же, Кампыртепа стал третьим античным портовым городом на Амударье, после Айртама и столичного – на месте городища Старый Термез, в двадцатикилометровой округе которого они находились. 

Первый – выше, по течению реки, и восточнее, второй – ниже и западнее.

Таким образом, река аккумулировала на прибрежных поселениях целую цепь буддийских сооружений. Ряд из них, типа Уштурмулло (Таджикистан), находился в верховьях этой водной артерии. 

Наряду с этим, Кампыртепа, охранявшее древнюю переправу Бурдагуй на одной из караванных дорог Великого шелкового пути, выполняло функции таможни и гостиницы.

Об этом же свидетельствует ее названием, происходящее от греческого слова Пандоки-Пандохеон, что в переводе означает “гостеприимный дом”. 

Таким образом, в крепости с таким названием и назначением, само собой разумеется, должны были находиться культовые строения, в которых купцы и путешественники, представители разных религий, могли поклоняться своим богам, в том числе и Будде. 

Наряду с этим, из источников, известно, что царь Канишка I прославился тем, что в годы его правления был созван (по разным версиям) Третий или Четвертый буддийский собор, положивший конец разногласиям различных школ и направлений.

Став ревностным последователем этой религии, он построил множество буддийских культовых сооружений.

В их числе, видимо, были кампыртепинский храм, а также уже давно известные монастырские комплексы Айртама, городища Дальверзинтепа, Фаязтепа, Каратепа, ступа Зурмала в Старом Термезе. 

При нем государство достигло наивысшего расцвета, стабильности и достойно конкурировало в сфере торговли и культурных обменов на Шелковом пути с другими тремя евразийскими суперимпериями древнего мира – Римской, Парфянской и китайской Хань.  

Известный античный китайский историк Сюань-цзан писал: “Прежде, когда Канишка царствовал, его слава распространилась в соседних государствах, и его военное могущество признавалось всеми. Платившие подать принцы к западу от Китая, признавая власть Канишки, послали к этому царю своих заложников”. 

Всеобщему международному признанию способствовала и проводившаяся Канишкой политика межэтнической и межконфессиональной толерантности.

Буддизм, поддерживаемый при нем в качестве государственной религии в Кушанском царстве, также содействовал распространению на все общество характерной для него атмосферы веротерпимости. 

Все это служило основой для углубления взаимопонимания между народами, исповедовавшими разные верования. Ярким свидетельством тому являются изображения на монетах вышеуказанного кушанского правителя, наряду с Буддой, еще более тридцати божеств различных религий (зороастрийских, египетских, эллинистических и местных культов).

Таким образом, эти денежные единицы одновременно с финансовой ценностью были по-своему дороги современникам и как своеобразные иконки для сограждан и иностранных гостей, поклонявшихся разным богам. 

Думается, что караваны зарубежных купцов и пилигримы с удовольствием путешествовали по Кушанской империи времен правления Канишки I, поскольку в этом государстве была создана очень благоприятная и благодатная обстановка для дружеского сосуществования всех народов и людей, независимо от их расовой принадлежности и духовной ориентации. На то же время пришлись расцвет, дальнейшее распространение и ретрансляция буддизма по Шелковому пути в сторону Восточного Туркестана, Китая, а затем, несколько позднее, на Корейский полуостров и острова, занимаемые ныне Японией. 

И практически везде буддизм, в силу своей особой терпимости и миролюбия, приспосабливался к местным условиям и ненасильственно ассимилировался с локальными культами и религиозными верованиями.

Ввиду того, что это вероучение благодаря стройной системе изложения философских доктрин и взглядов на жизнь долгое время не считалось религией, оно пользовалось тогда особой популярностью среди широких масс населения.  

Эта политико-этно-конфессиональная гибкость привела даже к тому, что именно тогда в буддизме появились, помимо Хинаяны (Малой колесницы, или Узкого пути спасения, объединявшего только избранных), менее ортодоксальные течения типа Махаяны (Большой колесницы, или Широкого пути спасения), а несколько позднее и Ваджраяны (Алмазной колесницы). Поэтому неудивительно, что и в наши дни буддизм переживает ренессанс, привлекая в свои ряды определенные группы людей творческих профессий в разных странах мира. 

Продолжение следует… 

С. САВЧУК-КУРБАНОВ. 

Полную версию с иллюстрацией журнальной статьи о профессоре Кюдзо Като, которая увеличивается при нажатии, и ее также можно прочеть смотрите по ссылке на источник: http://nuz.uz/kolumnisty/12202-ob-izvestnom-yaponskom-issledovatele-professore-kyudzo-kato.html


2016-04-30

2016.04.30