Узбекистан на Великом шелковом пути

Из истории религий и их памятников в Узбекистане (5.1 часть). К истории буддизма в Узбекистане (продолжение)

В 2011 году увидело свет очень ценное с точки зрения обобщения сведений из прежних публикаций на эту тему, богато иллюстрированное, научно-популярно изложенное, издание на трех языках – узбекском, английском и русском известного ученого, археолога, доктора Ш.Пидаева. «Буддизм и буддийское наследие древнего Узбекистана», опубликованное в издательстве “O’zbekiston” – сообщается в статье с.н.с. МКСК, д-ра Сергея Савчука-Курбанова, опубликованной 5.04.2016 на сайте Новости Узбекистана – www.nuz.uz в рубрике Колумнисты.

Версию с фотоиллюстрациями смотрите, нажав на ссылку:  http://nuz.uz/kolumnisty/12186-iz-istorii-religiy-i-ih-pamyatnikov-v-uzbekistane-5-chast.html

Среди прочих изданий, иллюстрации из которых, наряду с отснятыми автором, в музеях и на выставках, а также информаций, использованных в статьях на тему истории исследования буддийских памятников в Узбекистане следует отметить такие как: 

Культура и искусство древнего Узбекистана. Каталог выставки в 2-х томах М.,1991;

Древности южного Узбекистана. Альбом-каталог (на русск., японск., англ. яз.) Токио,1991.

(В этих 2-х изданиях среди авторов каталожных статей можно увидеть и Ф.И.О. вашего «покорного слуги»), другие публикации.  

Обычно в научно-популярных публикациях список использованной литературы приводится в их конце, и мы тоже не будем нарушать этой традиции, но все-таки, кое- что по ходу изложения будем упоминать…  

Наряду с этим, хотелось бы выразить особую благодарность всем ученым-исследователям, художникам-реставраторам, фотографам и прочим сотрудниками участникам экспедиций, принимавшим участие в создании подобной уникальной литературы и признательность их благородному, кропотливому труду на ниве археологической науки в рамках практических полевых и теоретических кабинетных и библиотечных исследований.  

Тем самым они внесли свой весомый вклад в формирование бесценной сокровищницы всемирного культурного наследия, частью которого является и историческое достояние нашей страны и народов, ее населяющих, и живущих здесь, на этой благодатной земле, в мире и дружбе на протяжении тысячелетий. В свою очередь автору, имеющему также многолетний подобный опыт, и занимающемуся популяризацией этой сферы изысканий, очень приятно то, что его коллеги читают эти опусы и даже высказывают свои очень ценные замечания и предложения, хотя, пока и в устной форме…

Надеюсь, что они найдут время излагать их и письменно – в комментариях к этим статьям…. Одна из таких интересных публикаций посвящена музеефикации (этой интересной теме посвящена отдельная статья) и реконструкции Фаязтепа…

Скан. обложки брошюры смотрите ниже:  

Фаязтепа 

Это античный буддийский храмово-монастырский комплекс.

Расположен он в 1 км к северо-западу от городища Старый Термез и буддийских комплексов Каратепа – на юге Сурахандарьинской области Узбекистана.

В I веке н.э., это сооружение, имеющее прямоугольную планировку – 117х34м., возвели на живописном берегу реки Амударья. 

Состоит оно из трех частей с внутренними дворами: – храма, монастыря, трапезной и отдельно стоящей ступы – сооружения, в виде возведенной на квадратной платформе, цилиндрической конструкции, перекрытой куполом и с реликварием для буддийских святынь внутри.  

Храмовая, «золотая середина» 

В центре комплекса находился храм – с квадратным двором посередине и 19 помещениями по его периметру. 

Стены двора украшали полихромные сюжетные росписи, частично сохранившиеся остатки которых, были на них расчищены в ходе раскопок.  

Как оказалось, в те времена они были защищены от непогоды и жаркого южного солнца под айваном-навесом, державшимся на колоннах.

Об этом свидетельствуют обнаруженные здесь же, выточенные из известняка и мрамора основания-базы, на которых они стояли, а вдоль стен была пристроена суфа-скамья.  

Главное культовое помещение всего сооружения – святилище, располагалось в юго-западной стороне двора. У входа в святилище была расчищена, частично сохранившаяся настенная роспись. 

Она интересна своим иконографическим сюжетом с изображениями головы Будды в нимбе и окружавших его персонажей.

Справа – небольшие фигуры стоящих и сидящих Будд, монахов и мирян.

Слева – образы местных божеств, идущих к Будде, чтобы выразить свое почтение! В помещении самого святилища, слева от входа изображены в натуральную величину две стоящие фигуры Будды и женщин, меньших размеров.  

На противоположной стене изображения – дароносцев-донаторов, т.е. спонсоров-благотворителей, как их называют в наши дни…

Они всегда, особенно тогда были в почете.

И если сейчас ограничиваются размещением памятной доски или таблички с упоминанием тех, от кого в дар сделано то или иное приношение, то античных буддийских храмах встречаются их живописные или скульптурные (как в храмах на Дальверзинтепа) изображения! 

На полу были также расчищены, лежавшие в завале фрагменты гипсовой и глиняной скульптуры. 

Но настоящим сенсационным открытием стала находка всемирно известного теперь каменного (известнякового) рельефа с изображением сидящего (под деревом Бодхи?) Будды и, стоящими по бокам от него, двумя монахами. 

Вся композиция, так называемой «триады», была вырезана под, перекрывавшей ее, стрельчатой аркой.  Из истории религий и их памятников в Узбекистане (5.1 часть)Из истории религий и их памятников в Узбекистане (5.1 часть)Скульптура «Триада» – с изображением, сидящего в определенной иконографической позе…

(Отгадайте, как она называлась? Задайте этот вопрос поисковику в тырнете…)

Будды и молящихся монахов из святилища храмовой части Фаязтепа. Оригинал экспонируется в Музее истории Узбекистана. 

Фаязтепа – монастырь 

Вторая часть комплекса – монастырская, тоже включала двор с айваном-навесом и, возможно неслучайно, именно 13 помещений. В этой связи, позволим себе небольшое лирическое отступление….

По-поводу весьма символического и магического значения, священного на Востоке, в известных азиатских и не только…. философских учениях, а для «посвященных» – самого счастливого !!! – числа 13.  

Как оказалось, оно почитается не только в буддизме, но и в зороастризме и даже в самом мистическом, но более позднем по времени (на несколько веков) и молодом философском направлении ислама – суфизме…

Об этом, возможно, стоит поразмышлять отдельно…

И этим они весьма символично отличаются от западных суеверий…

Хотя и там все не так просто! 

Поскольку, считается, что число 13 – это соединение силы вечности и силы интеллекта, оно может означать переход на другой этап в жизни.  

«Цифры числа 13 в сумме дают четверку, а уже это число означает новый этап в жизни.  

Таким образом, 13 числа могут происходить события, которые благодаря победе человека в чем-то, благодаря силе его интеллекта, приводят его на новый этап.

Также число 4 – это символ развития.

В этот день дела человека могут быть связаны с развитием» 

Таким образом, возможно, использование мистической силы и символики числа 13, в том числе и в архитектуре!

Может быть, неслучайно оно нашло отражение в количестве помещений в монастыре, было призвано помочь монахам придать им силы в преодолении себя и прочих трудностей на пути самосовершенствования? 

Обратим ваше внимание и на то, что монастырская часть комплекса примыкала к храмовой – с юго-востока. Это давало возможность монахам первыми возрадоваться встрече с лучами восходящего небесного светила,… в том числе и для медитаций?!  

Фаязтепа – трапезная 

О местонахождении третьей (бытовой) части комплекса – с трапезной, кухней и хозяйственными помещениями, свидетельствует наличие в ней, сохранившихся очагов для варки пищи и черепки с надписями (в том числе и хозяйственного назначения) на кхароштхи, брахми, бактрийским и „неизвестным письмом”.  Так что о «хлебе насущном» и духовном, и не только…монахи тоже не забывали. 

Теме их расшифровки и прочтения (а также с других памятников) посвящены ряд статей известных ученых-лингвистов, опубликованные в ряде сборников и отдельных монографий…  

Но это тема других рассказов. 

Фаязтепа – Ступа 

На северо-востоке за пределами храма, возвышалась большая ступа с крестообразным основанием. В ходе раскопок ее частично разрезали для выявления структуры и внутреннего устройства.

Поскольку, обычно в подобных сооружениях хранятся реликварии, содержащие священные предметы. Было выявлено, что в ее «тело» была замурована еще более ранняя, датируемая I веком до н.э., ступа.

Она была меньших размеров и круглая в плане. В IV веке жизнедеятельность комплекса, по-видимому, прекратилось, поскольку, были обнаружены следы его разрушения, произошедшие, скорее всего, в ходе захвата и разорения сасанидскими войсками.  

Экспансия Сасанидами этих территорий в ходе завоевательных походов нашла отражение в письменных источниках.  Несколько лет назад этот уникальный, античный буддийский памятник был музеефицирован и предстал в новом облике, возможно более привлекательном для туристов и для его посещения.

Поскольку здесь на средства японских фондов с участием ЮНЕСКО были осуществлены работы по частичной реконструкции комплекса.

О том, как он выглядит в наши дни можно судить по представленным фотографиям.  

Фаязтепа – Святилище 

Святилище, бывшее наиболее примечательным помещением (размером 6,1х6,0 м) всего комплекса, украшали настенные росписи.

Они были многоцветными и с разнообразными сюжетами на трех стенах и в виде черной сплошной закраски на четвертой (юго-западной). 

Научному исследованию этих росписей посвящена специальная статья известного археолога Л.И.Альбаума.  

Итак, на юго-восточной стене святилища – изображены две фигуры Будды, стоящие на белых кругах (лотосах). 

Привлекают внимание и стоящие по бокам одной из них – два женских образа, видимо донатрисы – дароносицы.  

Около другой – женщина с молитвенно сложенными руками, молящаяся (?). 

На северо-западной стене – нарисована группа из девяти мужчин с развернутыми в стороны ногами.

Они стоят «шеренгой», слегка заслоняя друг друга, как мы это уже видели и на Кара-тепе.  

По мнению Л.И.Альбаума, центральная фигура композиции изображает императора Канишку.

 На северо-восточной стене святилища, в отличие от других стен, по обе стороны от выхода во двор, размещались еще по две фигуры, от которых сохранился верх изображения лица в профиль и туловища до талии. 

Над одной из них (см.ил.8) видна бактрийская надпись «Фарро» – имя божества кушанского пантеона (или производное от него теофорное имя).  

При раскопках в помещении целлы-святилища были найдены разбитые фигуры Будд (или бодисаттв), других скульптур из глины или ганча и замечательный каменный рельеф с сидящим в нише под деревом бодхи Буддой и двумя монахами.  

Др. С.САВЧУК-КУРБАНОВ. Специально для nuz.uz 

Полную версию с большим количество иллюстраций смотрите по ссылке на источник: http://nuz.uz/kolumnisty/12186-iz-istorii-religiy-i-ih-pamyatnikov-v-uzbekistane-5-chast.html 

Опубликовано: 


2016-04-27

2016.04.27