Узбекистан на Великом шелковом пути

Бесценные сокровища Ак-Сарая

Не скрывая восхищения, наши современники с большим интересом созерцают уникальную экспозицию, которая размещена не на традиционных музейных стендах, а прямо на полу. Дело в том, что основные экспонаты павильона – глазурованные керамические плитки конца XIV – начала XV веков различных цветов, форм и размеров, украшавшие дворцовую площадь, а, по некоторым данным, и дно фонтанов во внутреннем дворе Ак-Сарая. Ступая по мостику, сооруженному так, чтобы не повредить майолику, выложенную точь-в-точь как шесть веков назад, туристы словно возвращаются в эпоху Сахибкирана и, поражаясь величию его построек, в очередной раз убеждаются в силе и могуществе созданного им государства.

– История не сохранила никаких проектов и изображений дворца, – говорит экскурсовод комплекса Ак-Сарай Государственной инспекции по охране и использованию объектов культурного наследия Шахрисабза Зафар Алмардонов. – Однако в дневнике Руи Гонсалеса де Клавихо – посла кастильского короля, который был в Ак-Сарае на приеме у Сахибкирана летом 1404 года, приводится одно из наиболее подробных описаний “белого дворца” Амира Темура. Из этих записей следует, в частности, что сразу за большими воротами Ак-Сарая располагался двор, украшенный необычной по тем временам плиткой различных цветов. Это подтверждают и результаты археологических раскопок, которые проводились в 70-х годах прошлого столетия. Тогда группой археологов под руководством Хайруллы Султанова на глубине приблизительно 1,5-2 метра были обнаружены три основные зоны внутренней части дворца, декорированные глазурованной плиткой. Их общая площадь составляла около 650 квадратных метров, две из них располагались у подножия восточного пилона входного портала дворца, а одна – у северного. Широкой публике эта уникальная плитка была впервые представлена лишь в годы независимости Узбекистана, сначала в 1996 году, когда в Шахрисабзе проводилось празднование 660-летия Амира Темура. Затем накануне празднования 2700-летия Шахрисабза в 2002 году – над этими участками дворцовой площади были построены навесы, а они сами ограждены бордюрами.

Говоря об уникальности глазурованной плитки, выложенной в свое время на дворцовой площади Ак-Сарая, специалисты отмечают, что она необычна и разнообразна как по форме, так и по цвету, а в некоторых случаях и по изображенному на ней орнаменту. Среди плиток встречаются не только прямоугольные и восьмиугольные, но и выполненные в форме более сложных геометрических фигур. Некоторые светло-голубого цвета, а некоторые с полихромным декором, то есть сочетают в себе сразу несколько цветов. Часть многоцветных плиток декорирована золотом. Секрет их производства, покраски и оформления до конца не изучен, ученые всего мира до сих пор ломают голову, за счет чего они могли так хорошо сохраниться спустя много веков. Однако, чтобы уникальной плиткой с дворцовой площади Ак-Сарая, дошедшей до нас из средневековья, могли любоваться еще многие поколения наших потомков, разработан международный проект по ее консервации и музеефикации.

– Проект реализован в соответствии с соглашением о культурном сотрудничестве, заключенном между Министерством по делам культуры и спорта Узбекистана, Шахрисабзским районным хокимиятом и Генеральным советом департамента Дордонь (Франция), – рассказывает директор Шахрисабзского музея истории материальной культуры имени Амира Темура Наби Хушвактов. – Проект, поддержанный представительством ЮНЕСКО и посольством Франции в Узбекистане, дал возможность объединить усилия лучших отечественных и французских реставраторов для сохранения бесценного наследия Ак-Сарая. Основные работы проводились на базе нашего музея специалистами французского предприятия SOCRA. Параллельно с осуществлением реставрационных работ отечественными специалистами построено специальное здание, обеспечивающее, с одной стороны, надлежащие условия для сохранения уникальной плитки, а с другой, беспрепятственный доступ к ней туристов и экспертов.

Судя по некоторым фотографиям, которые сейчас выставляются в экспозиционном павильоне, процесс реставрации был долгим, сложным и кропотливым. Вот на одном из кадров процесс выемки плиток. А вот собранный, поделенный на квадратные метры и пронумерованный материал раскладывается по отдельным ящикам. Далее запечатлен процесс склеивания плиток с серьезными повреждениями. И наконец фото, где специалисты SOCRA совместно с узбекистанскими коллегами укладывают восстановленную плитку на место.

– Это очень впечатляет: только что мы видели руины входного портала дворца Ак-Сарай, а теперь имеем возможность созерцать в павильоне оригинальную плитку, украшавшую дворцовую площадь, – говорит турист из Австрии, архитектор по профессии Роберт Робош. – Прекрасным дополнением ко всему является галерея высококачественных фотографий: здесь и процесс реставрации, и своего рода фотомозаика архитектурных памятников Узбекистана, которые мы видели в Бухаре, Самарканде, других городах.

По мнению представителя отдела исламского искусства парижского музея Лувр Люсиль Мартине, изучающей в Шахрисабзском музее истории материальной культуры имени Амира Темура технологию изготовления и искусство оформления архитектурной керамики XIII-XVIII веков, новый павильон у подножия входного портала Ак-Сарая является уникальным в своем роде.

Эта экспозиция, созданная по совершенно новой технологии, позволяет одновременно достичь двух важных целей. Первая – консервация оригинальных материалов эпохи Темуридов, а вторая – их музеефикация. Тем самым она может служить образцом при создании подобных павильонов не только в Узбекистане, но и других странах мира.

Говоря о реализации совместного проекта по реставрации дворцовой площади дворца Ак-Сарай, многие его участники и исполнители подчеркивают, что осуществлен лишь первый этап большой работы по восстановлению и сохранению этого уникального объекта, являющегося неотъемлемой частью исторического центра города Шахрисабза, который включен в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. А это значит, продолжение следует…

В рамках мероприятий по реставрации и улучшению состояния объектов историко-культурного наследия, утвержденных постановлением “О Программе комплексных мер по застройке и реконструкции г.Шахрисабза Кашкадарьинской области” от 20 февраля нынешнего года, в 2014-2016 годах на реставрацию и улучшение состояния комплекса Ак-Сарай в Шахрисабзе предусмотрено выделить 1,790 млрд сумов.

Батыр Темиров.

Соб. корр. “Правды Востока”.

Кашкадарьинская область.

Фото Рашида Галиева.

№100/2014
23 мая 2014
Источник: http://pv.uz/culture/15212 
2014-05-30

2014.05.30