Узбекистан на Великом шелковом пути

Базары исторических городов Востока и современные проблемы их развития

Индустриализация, вторжение промышленных предприятий и автомобильного транспорта быстро меняют городскую среду. Нарушается ансамбль старых улиц, угасают связанные с ним воспоминания. Сегодня, мы все чаще говорим о историческом прошлом наших городов, но вкладываем в эти слова все больше и преимущественно наше книжное и умозрительное представление. Дух этого недавнего времени, самая его окраска, его характер, сложившаяся из неисчислимых черт, все это почти потеряно для нас. Новое поколение уже не может ощущать то время, как не что совершенно конкретное. В качестве свидетельств об этом времени остаются искусство, история, архивные материалы, фото и кинодокументальные фильмы и редкие дожившие до наших дней его представители. Ничто, конечно не может дать такого подлинного ощущения прошлого, как историческая среда городов, памятники архитектуры, общественные центры, торговые ряды – базары, которые так же остались деловым и торговым центром, сохранившиеся жилые дома. Поражая цельностью и своеобразием, она становится летописью в области исторических событий. Именно она с особой редкостью и зримостью приближает к нам прошлое, делая огромное культурное дело.


. « Восточный базар», одно лишь слово, и в памяти сразу возникает буйство красок и людей встречающих горячими лепешками, аромат и запах пряностей, сочных персиков и винограда, груда дынь и арбузов, различных сладостей. Здесь на фоне исторических памятников архитектуры можно окунуться ни с чем не сравнимую атмосферу восточного базара. Везде и всюду базары и мечети окруженные тысяча летними тутовниками, являют полную гармонию. Здесь узнают новости, заключаются сделки, сочиняются невиданные истории, живущие впоследствии по законам фольклорной действительности, на базаре отдыхают в чайхане, едят, назначают деловые встречи.
Базары здесь функционально разделены на торговлю свежих фруктов и сухофруктов, овощей и зелени, на торговлю сладостей и различных пряностей, на павильоны хлебобулочных, мясных и молочных продуктов. В торговых рядах изготовляются и продаются различные предметы ручного ремесла, от вышивок до предметов домашнего обихода, изделий по резцу из дерева, металла и ганча. Примыкают так же к павильонам маленькие магазины мелких ремесленников и торговцев, где они трудятся и продают свою продукцию. Здесь же под навесами находятся открытые и закрытые чайханы, дым и аромат сочного шашлыка можно почувствовать по всей территории базара. Здесь же сложились специфические культурные взаимоотношение людей, торговля и производственные отношения, правила вежливого поведения поддерживаются неспешной беседой с взаимными пожеланиями здоровья и процветания. Видя буйство красок, красивых седобородых стариков и женщин, и слушая восточную мелодию по началу кажется, что это лишь игра твоего воображения, и лишь потом начинаешь понимать, что эти голоса ушедших великих людей, певцов- классиков, и они принадлежат к тем, кто был, и кто есть. Все это окружение и образует память времени. Чтобы до конца понять прошлое городов, закономерности его развития, и использование их в современных условиях, мы должны знать историю и культуру того времени, торговые и производственные отношения, характерные истории о людях, улицах, площадях и парках.
Имеются много исторических фактов, позволяющих с достаточной степенью достоверности обрисовать те события, проходившие в жизни древних городов востока. Сохранившиеся исторические центры древних городов стран Магриба, Среднего и Ближнего Востока, а также Средней Азии, имели тесные культурные, социально – экономические и производственные отношения, традиционные корни которых уходят в глубь древности (1,7,З). В серии биографий Жизнь замечательных людей – Ибн Баттута, Игорь Тимофеев (10) , ссылаясь на достоверный источник самого Ибн Баттуты, «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий», восстанавливает картину тех далеких времен. Танжер – небольшой портовый город раскинувшийся город на берегу Атлантического океана, где родился один из величайших путешественников всех времен и народов Абу Абдуллах Мухаммед ибн Абдуллах ил-Лавати ат-Танджи, более известный под именем Ибн Баттута. За несколько столетий до нашей эры на его месте возникла знаменитая колония финикийских и карфагенских купцов – Тингис, которая быстро превратилась в оживленный пункт транзитной торговли стран Средиземноморья с государствами бассейна реки Нигер, в глубине Западной Африки. Постепенно финикийцев сменили римляне, римлян – вандалы, пришедшие на североафриканский берег с равнин Западной Европы. В VI веке город- порт оказался в руках византийских василевсов, еще через сто лет им овладели хлынувшие с Пиренейского полуострова весготы. В начале VIII века город захватили арабы, последние завоеватели, которые пришли сюда на всегда.
К началу ХIV века в городе уже было полно мечетей. По пять раз на дню звучат с них гортанные страстные призывы к молитве. Извилистые, узкие, кое – где защищенные от знойного солнца полотняными навесами улочки с рядами лавок или с белыми глухими, без окон, стенами образуют мусульманские кварталы – медины. Рядом с городской мечетью находится киссарии – рынки привозных товаров, где с утра кипит бойкая торговля заморскими тканями, пряностями, духами, оружием, дорогими поделками, доставленные из диковинных стран. Далее рынки ремесленников. Рынок по – арабски называется «сук». У каждого сука свой особый товар, свои запахи и звуки. Рынок парфюмеров – сук аль-аттарин наполнен тяжелым ароматом розового масла, резким запахом мускуса, нежным дыханием жасмина и резеды. Торговцы вежливы и терпеливы, как ни как основной покупатель – женщины, и тут уж без обходительности и красноречия барыша не видать. Квартал узнаешь по запаху стружки и клея, визгу пил, постукиванию молотков, у кузнецов смрадно и жарко, грохот такой что в ушах больно.
Чем незамысловатый товар, тем больше крика и спора вокруг цены. Ряды кустарей, предлагающих домашние туфли, сумки, бурнусы и широкополые халаты – джиллабы, сменяются кварталами кожевников, москательщиков, ткачей. За ними дымные харчевни: шипение масла в глубоких тазах, едкий дух пригоревшего сала. С утра до позднего вечера бродит по рынку пестрая, разноголосая, разноязыкая толпа. Приглядывается, ощупывает товар, недоверчиво цокает языком, машет рукой, возвращается, яростно, до хрипоты торгуется за каждый фельс. В жилых кварталах спокойствие и тишина. Влево и вправо от узкой мощеной улицы разбегаются пыльные извилистые проулки и тупики. Плосковерхие дома без окон, и лишь кое – где увидишь низкие, украшенные резным орнаментом двери с медными молотками. За ними чистота и прохлада невидимых комнат, политые водой внутренние дворики. Ближе к порту, где острый запах морской соли смешивается с теплым паром верблюжьего помета, разместились фондуки – постоялые дворы. В них живут торговые люди, съехавшие со всего света. Шныряют в разноязычной толпе предприимчивые маклеры, перекупщики, менялы, авантюристы и пройдохи всех мастей. Соплеменники и единоверцы держатся вместе.
Издревле Запад с Востоком связывали два традиционных торговых пути. Один с Ближнего Востока в Центральную Азию, пролегал через Нишапур, Мерв, Бухару, Самарканд и Бинкент. Постепенно он перестал быть только транзитным, так как выросшие на нем города стали производить товары, успешно соперничавщие с привозными. Вторая торговая артерия вела с Поволжья в Мавераннахр и Иран через Хорезм, превратившийся в ХI – ХII веках в крупнейший пункт мировой транзитной торговли. Огромные киссарии Ургенча, писал Ибн Баттута, ломались от обилия северных товаров – мехов, воска, рыбьего клея, мечей и кольчуг. Кочевники доставляли на хорезмские рынки охотничьих соколов, баранов и коров. Кое – что распускалось тут же, в Ургенче, но в основном перепродавались оптовым торговцам, снаряжавшим богатые караваны на юг, в Индию и Хорасан. В самый разгар холодной зимы Хорезма, мало кто отсиживался дома. Жизнь проходит на улицах, под соломенными навесами базаров, в мечетях, на скамейках чайханы в тени разлапистых акаций. Февраль, а на улице во всю торгуют арбузами. Чудеса! И, лишь вонзив зубы, почувствуешь необычный вкус: хорезмские арбузы солят, дыни и арбузы высушивают на солнце и целыми партиями отправляют в Индию и Китай, где их считают изысканным лакомством. На весь мир знамениты исфаханские арбузы, но и те уступают хорезмийским.
Многое Ибн Баттута знал о прославленном городе Самарканде. И не только из сочинений арабских географов. Весь мусульманский мир пишет на бумаге, именуемой самаркандской, и нет лучше ее нигде, хоть пройти весь белый свет от Магриба до страны Син. Тайны ремесла были заимствованы у китайцев, плененных в битве на Таласе в 751 году. С той поры и распространились по всему Самаркандскому Согду водные толчеи, в которых размельчали коноплю и другие волокнистые материалы для подготовки бумажной массы. А какие в Самарканде выделывали ткани! Серебристый симгун, самаркандская парча, красная ткань – мумараджал, льняная – синизи, тончайшие шелка всех цветов и оттенков – все это вывозилось отсюда крупными партиями и шло нарасхват на рынках ближневосточных городов. А еще был славен Самарканд своими невольничьими рынками. Сюда отовсюду везли пленников, захваченных во время набегов и междоусобных войн, и местные работорговцы годами готовили их к будущей не легкой судьбе, терпеливо обучая юношей военному делу, девушек пению и танцам. Немало юношей, доставляемых сюда в оковах, впоследствии становились отважными воинами и, продвигались по лестнице военной карьеры, достигали важных государственных постов и даже основывали собственные династии. А какие дела вершились в скрещении главных улиц Самарканда, на купольном перекрестке, именуемом на местном наречии « чор су»! Здесь находились конторы менял, ворочавших огромными деньгами, здесь выдавались баснословные ссуды и учитывались векселя, подписанные банкирами Дамаска и Багдада, Исфахана и Дели. Ибн Баттута дает весьма подробное описание Неджефа. «Это прекрасный город,- сообщает он, – расположенный на обширном пространстве твердой земли, с превосходными чистыми рынками. Мы вошли в Неджеф через Зеленые Врата и попали на овощной рынок, а также в харчевенный и хлебный ряды. За ними идут фруктовый базар, рынок швейников и киссария, далее базар москательшиков, а за ним ворота Баб аль – Хадра, где находится гробница, в которой якобы похоронен Али, мир да будет с ним.
Централизованный характер развития научного потенциала Востока в средние века способствовал выработке общих философских воззрений на проблему прекрасного в природе и искусстве, эстетического отношения к проблемам гармонии, соразмерности, пропорциональности. Научно – мировоззренческие взгляды средневековых мыслителей в значительной степени влияли на формирование городских структур. Вместе с тем о существовании в то время специальной градостроительной теории говорить не приходится, хотя и сохранились теоретические труды, в которых освещены некоторые стороны города и городской структуры. Так, например, в книге « Аль – Мукаддимат» крупный средневековый социолог Ибн – Халдун (IХ – Хвв.) указывает на важность роли родового сознания в развитии города. Отмечает, что город требует взаимосвязанных усилий и высокой степени взаимодействия его органических компонентов. Аль – Фарраби (IХ – Х вв.) В книге « Город – образец, город – государство» (7) говорит о том, что различные жизненные потребности людей формируют и совершенствуют их жизненную среду, в которой живет своеобразное по содержанию городское содружество. Усовершенствование городской структуры он связывает с дифференцированностью человеческих потребностей, уровневой организованностью человеческих потребностей и уровневой организованностью социальной структуры города. Образцовый город, по его мнению, является совершенно здоровым телом, и его нормальное функционирование происходит благодаря согласованному действию органических компонентов города.
Общую картину сложения среднеазиатского феодального города можно также представить на основе письменных источников (главным образом арабская географическая литература Х в.), сохранившихся городищ и планировочных традиций, удержавшихся в городах до конца ХIХ и начала ХХ веков. Наиболее активной частью города становится рабад, бывшее торгово-ремесленное предместье. Планировочная схема новой части города – рабада – принципиально отлична от схемы шахристана. Для последнего типично крестообразное начертание двух главных улиц, ведущих от четырех крепостных ворот к центру города (8). Характерной особенностью рабада является базар – место обмена продуктов сельского хозяйства окрестного населения на изделия городских ремесленников. В Бухаре – столице саманидов, архитектурно – планировочным центром, сложившимся издавна и до сих пор определяющим композицию города, относится перекресток улиц шахристана, отмеченный в ХVI веке торговым куполом Заргарон, Регистанская площадь перед цитаделью арком, откуда идет Хорезмская (на запад), Рамитанская (на северо запад) и Вабкентская (на север), дороги, площадь Ляби – хауза, откуда идут Хоросанская ( на юго-запад ), Науметанская (на юг) и Каршинская (на восток) дороги. Эти три планировочных узла города объединяла главная торговая улица, перекрытая на всем своем протяжении, с купольными сооружениями на перекрестках. Система базаров восточных городов представляла собой весьма отрегулированную систему разнородных центров со своими закономерностями форм и развития. От главного базара в Самарканде тянулась торговая улица Ташкентская по направлению к площади Регистан и примыкала торговому центру «Чорсу», от них к жилым кварталам отходили улицы базары такие как Серебряные ряды.. На окраине улиц Сузангаранская, у ворот Аханин располагались базары для специализированной и оптовой торговле, на открытых площадях (пятничный и верблюжий, самон базар и другие). Квартальные улицы-базары составляли вторую ступень обслуживания, в виде пучков перекрещивающихся торговых улочек. Главные и периферийные базары и улицы их соединявшие с новым европейским городом стали мощными артериями современной розничной и оптовой торговли.
При правлении Амира Тимура в 1404 г. в Самарканде по указу сооружалась пешеходная крытая базарная магистраль – “ТИМ”, которая начиналась от ворот Аханин и рассекая на части город доходил до площади Регистан, выходя к торговому зданию Чорсу и далее к Бухарским воротам. Однако Амир Тимур вынужден был остановить ее строительство в связи с началом своего военного похода на Запад в Турцию. О построенной части замечательной крытой торговой улицы испанский посол Клавихо пишет следующее: “Улицу провели очень широкую и по обеим сторонам поставили лавки, перед каждой лавкой были высокие скамейки, покрытые белыми камнями /мрамором/. Все лавки были двухэтажными, а сверху вся улица была покрыта сводом с окнами, в которые проходил свет. В некоторых местах улицы были фонтаны”. (8).
У исторических городов востока есть ценнейшее качество, они обладают общественным пространством, здесь находилось сердце города (11). В прошлом, местом для собраний в центре была городская площадь и ее двор, окруженные медресе, хонаками и банями. Здесь оглашались указы и возносились периферийные, может быть самые большие площади, базары, куда пребывали караваны и где разгружали верблюдов. А вокруг лежал целый лабиринт улочек и переулков базаров, вдоль которых располагались открытые мастерские, где трудились группы ремесленников-ткачей, резчиков, красильщиков, медников занятых как обычно тысяча – одним ремеслом. Эти завороженные тайной тупички, скрывали жизнь своих обитателей за высокими стенами без окон, шумных торгово-ремесленных и рыночных артерий города. Каждое утро открывались городские ворота и на улицы города вступали арбы и караваны верблюдов, привозившие провизию и товары из различных стран и из кочевой степи. Прижимаясь к стенам домов двигались прохожие, в кожаных бурдюках разносили воду машкобы. С айванов и минаретов многочисленных мечетей раздавались громкие призывы на молитву. Шумели базары, стучали молотки в ремесленных мастерских, где тут же продавали различную и часто очень красивую продукцию. Такую атмосферу средневековых городов Узбекистана можно было увидеть до середины ХХ – века.
Таким образом базары имели определенную иерархическую структуру от главных до специализированных и периферийных. В контексте культуры, памятники архитектуры и градостроительства, жилые общественные здания, площади существовали как единый организм находясь в полной гармонии, отражая социально-экономическую философскую сущность средневекового города.
В исторических городах востока, любой человек, занятый в сфере производства, распределения и обслуживания, принадлежал к определенной гильдии профессиональных объединений(14). Система гильдий охватывала владельцев крахмальных фабрик, кожевенных мастерских, красилен и других сходных предприятий, ткацких предприятий расположенных не на традиционном базаре. Многочисленные свидетельства говорят о том, что объединения существовали и у тех, кто вообще не имел лавок, а работал дома или просто на улице: у художников, трубочистов, водоносов, пекарей и продавцов сладостей, посыльных, фонарщиков, а также у таких оплачиваемых государством служащих, как, например, работники скотобоен, монетного двора, сборщики налогов. К системе гильдий практически принадлежал каждый независимо от его положения: богач и бедняк, христианин, мусульманин и иудей, местный уроженец и пришелец из чужих краев. Социально-философские идеи на которых основывалась такая система передавалась устно из поколения в поколение. Под влиянием суфизма мусульманские гильдии придавали особое значение нравственным и духовным основам ручного труда. Мастерство должно было отражать «внутреннюю сущность» ремесленника независимо от материальных и других соображений. Когда ремесленник стремящийся в мастера, представлял свое изделие, там оценивалась его духовная эволюция, равно как и его мастерство. Принадлежали к гильдиям не только ремесленники но и купцы маклеры, аукционеры, музыканты, сказители, погонщики ослов и другие. Производственные отношения средневекового города начинали свое существование в жилых домах, махаллинских кварталах и в базарах. Обработка сырья шла у наемного населения и передавалась ремесленнику, прядильщику, дубильщику, резчику по дереву. Ремесленники обработав продукцию складывали в торговых складах рядом с базарами, там же находились дома купечества, а также склады, где под семью замками хранились дорогие товары. В том же районе, рядом с базарами располагались менялы и иногда помещался монетный двор. Технологические схемы ремесленного производства были тесно связаны с сельскими сырьевыми районами, торгово-ремесленными улицами-базарами. Магазины и лавки ремесленников были рассеяны повсюду, как на базарах так и в глубине собственных домов. Такая технологическая схема пространственной организации производства способствовало широкому привлечению населения махалли, работали от большого до мала, от стариков до женщин. Каждая махалля специализировалась по определенному типу ремесла, квартал хлебопекарей, квартал кондитеров, квартал чеканщиков по металлу, серебра, золота и другие. Такая схема пространственной организации производства обеспечивала градостроительную и социально-функциональную полноценность среды, здесь хорошо прослеживается тесная их взаимосвязь. Эти компоненты городской среды, социальные связи, производственные, родственные отношения, формировали город как специфическую форму общности людей. Изменение количества семьи, появление новых семей, также меняли архитектурно-пространственную структуру, жилой дом превращался в жилую структуру. Таким образом формировался принцип структурообразования городской среды – жилой дом, типовая-махалля, махалля-квартал, махалля-район, город.
В условиях колониального господства, с развитием массового индустриального производства хлынул поток более дешевых товаров, и местные ремесленники остались без работы. Колонизаторов прежде всего интересовали сырье и рынки сбыта, и поэтому их первыми жертвами стали местные ремесленники. Этот процесс сопровождался постепенным распадом традиционных социально-экономических связей и устоев. Не удивительно поэтому, что система гильдий исторических городов мало – по малому сошла на нет, а с ее исчезновением утраченным оказалось нечто большее, нежели чисто внешняя форма социально-экономического уединения, появилась прямая угроза в духовном смысле.
 

В больших городах Востока создавались все условия для узкой специализации торговли и ремесла, существовали десятки специализированных базаров (2). В локализации восточных базаров отражена значимость отдельных специальностей. Шумные и грязные виды ремесел и торговли располагались на краю города, однако и в самом городе сохранялась эта иерархия. Центр базара, принадлежал торговцам тканями и специями, ювелирам и менялам. Эта купеческая аристократия, связанная торговлей с дальними странами, была самым крупным налогоплательщиком.
В конструкции здания базара использовались лучшие строительные материалы. Регламентация в выборе строительных материалов сопровождала всю систему строительства этих объектов. Колонны и большая часть стены строилась из камня и кирпича. Своды крупных перекрестков имели куполообразную форму, пропускали свет и воздух. Крыша, обычно покрытая соломенно-глиняной смесью, была хорошим изолятором тепла и влаги. Пол имел каменно-кирпичное покрытие. Базары, находившиеся рядом с главной площадью, были внушительных размеров, имели декорированные порталы. Их значение регламентировалось традицией, утверждающей, что ворота, двери и окна – это переходы в иные сферы. В их декоре применялись облицовка изразцами, кирпичом, фрески и т.п. Пример тому – ворота большого базара в Тегеране. В Иране и сегодня сохранилось множество зданий, построенных в традиционном архитектурном стиле (2). Некоторые из них охраняются как памятники культурного наследия, другие продолжают функционировать в привычной роли. К их числу относятся исторические базары в крупных городах Ирана, которые остаются местами купли-продажи, заключения торговых сделок и т.д. Базар состоял из двух параллельных рядов торговых лавок с общим сводом и делился на основную улицу базара и побочные переулки, коридоры, постоялый двор, крытый пассаж и амбары. Имелись и дополнительные составляющие системы – мечети, чайханы и пр. Базары на Востоке обычно занимали почти половину площади города. А при таких размерах торговая часть города не могла иметь единого архитектурного облика. Чтобы организовать планировку и выделить конкретные объекты этой структуры использовались купольные постройки и крытые коридоры. Но единицей отсчета базара остается лавка – комнатка с выходом на улицу или торговый ряд. В некоторых старых базарах Ирана существовали летние и зимние места собраний ремесленников и купцов. Базар Табриза площадью 1 млн кв. м – крупнейшее крытое кирпичом строение мира. Некоторые источники приписывают его возникновение периоду правления Сасанидов. Он неоднократно разрушался землетрясениями, но потом реставрировался. Это строение является национальным памятником Ирана и занесен в список мирового наследия ЮНЕСКО как первый базар в мире.
 

За столь привлекательной внешней хаотичностью восточных базаров – четкая и весьма отрегулированная система разнородных центров со своими закономерностями форм и развития. Она малоизвестна, но содержит много интересного для современного проектирования городских пешеходных пространств. Анализируя, и обобщая материалы историко – этнографического исследования базаров (1,5), Ш.Аскаров выделяет три типа базаров в плане развития сирийского города Халеб, зафиксировавшем как позднефеодальное состояние, так и новое европейское градостроительство. Главный базар тянется от цитадели к городским воротам. Его план типа решетки образован крытыми торговыми улицами с крупными общественными зданиями между ними. Продольные улицы идут параллельно, о двух до семи в различных местах. Протяженность главной улицы 700 м, большинство улиц имеют длину 250-350 м, поперечные 100-350 м. Ширина улиц 2-6 м, дворы общественных зданий от 10х10 до 50х50 м. От главного базара в жилые кварталы города отходят улицы – базары длиной 200-300 м. К центрам «второй степени обслуживания» – квартальным базарам в виде пучков перекрещивающихся торговых улочек, каждая длиной от 200-300 м. к центрам «второй ступени обслуживания» – квартальным базарам в виде пучков перекрещивающихся торговых улочек каждая длиной от 20 до 500 м; в зависимости от направления благоприятного развития преобладают улицы длиной 50, 100, 200 м. Расстояние между пучками квартальных базаров 500-600 м; от главного базара до ближайших пучков 500-700 м; до дальных – 900-1200 м. Имеются периферийные базары (пятничный и верблюжий) на открытых площадях – это центры оптовой торговли. Развитие базаров соответственно росту города выражается концепцией точки и линии: центр – точка движется в пространстве и во времени и создает линию, линейную форму базара.
Крытая торговая улица формируется с перемещением центра – точки в пространстве города в среднем на 250 м. и это обычно фиксируется местоположением торговых куполов (таково расстояние между Таки-Заргарон и Таки Тильпак-фурушон в Бухаре) или других крупных комплексов (базар иранского города Кашан). Сами улицы исполняют функции базаров на том же расстоянии от главной улицы – 200-250 м. В пределах такого стандартного расстояния ритм движения на улице базара организуют ответвления и тупички во внутренние дворы общественных зданий, боковое и верхнее освещение, фасады зданий, простенки в общей для всего базара модульной сетке. Художественный облик застройки определен каркасно-глиняными и кирпичными конструкциями, а также их сочетанием. Перекрытия улицы могут быть тентовыми, плоскими деревянными и сводчато-купольными (глиняными или кирпичными). На улице, по мере движения от центра, размещаются сначала торговля розничными и продовольственными товарами, затем ремесла и оптовая торговля. В ответвлениях как правило, находятся ремесленные мастерские. В главных улицах базаров эти функции в наши дни дополняются караван сараями и кафе (базар Феса, Марокко). Пучок общественных зданий или крытых улиц – такой планировочный тип квартальных базаров исторически сложился в уплотненной иррегулярной застройке.
 

В бесконечном многообразии конкретных ансамблевых систем, А.В. Иконников (4) выделяет четыре типа пространственных структур: 1 – пространство, которое организуют вокруг себя главные, обособленно стоящие здания; 2 – пространство обрамленное зданиями (как бы коридор под открытым небом, в плотном массиве городской ткани); 3 – непрерывная городская среда, в которой объемы и пространства не противопоставлены, здания не воспринимаются извне, городские дороги связывают функциональные пространства без промежуточных звеньев (типа общественных площадей) и коммуникации не отделены четко от сооружений (улица сама может стать сооружением или пройти сквозь здание); 4 – равномерное распределение объемов пространстве, «свободная планировка», не имеющая ни замкнутых площадей или дворов.
 

Третий тип структур, определенный целостностью среды, был характерен для средневековых городов Средней Азии; и сейчас фрагменты подобного характера существуют в некоторых городах Ближнего Востока и Северной Африки (Дамаск и Халеб в Сирии, Исфаган в Иране, Фес и Марракеш в Марокко, Гардая в Алжире и др.) (1,4,7). Для концепции центральности, отмечает Ш.Аскаров, полезен анализ улиц восточных городов. Очаровывающая стихийность этих улиц сложилась не сразу. Если отметить основную закономерность пространственной организации от архаичных форм, в которые они воплощалась, несомненна ее целесообразность в условиях жаркого климата и чрезмерной инсоляции. Тип служит посредником между функцией и формой. И если исследовать функции улиц восточных городов, типы их зданий и пространств, то выявляются и закономерности пространство образования, актуальные для сегодняшнего градостроительства. В.А. Лавров (7,8) указывал на обусловленность пространств пешеходных торговых улиц восточных городов не просто функциями, а функциональными связями обмена. Впоследствии эти улицы стали ценить за жизнеспособную «саморегуляцию».
 

Крупные неторговые общественные здания располагаются, как правило, на периферии базара, в кварталах. Короткие улицы или крытые переходы к ним обеспечивают необходимые удаления от суеты базара, но эти здания доминируют своими высокими порталами, минаретами, куполами. В мелкомасштабной системе ориентиров базара они – крупные силуэтные ориентиры второго плана. Решетка пересекающихся под прямым углом улиц с крупными общественными зданиями между ними – этот тип плана проявляется в центральных частях базаров. Для композиции решетки характерны регулярность и порядок. Крупную развитую решетку (базар Тебриза, Иран) характеризует следующие. Расположенная в близи центра города часть решетки (площадь 250х250м) наиболее развита: это конгломерат крытых улиц, общественных зданий, дворов. Здесь происходит торговля лучшими товарами; доминируют караван – сараи оптовой торговли. На периферии этой части решетки, у магистралей, сосредоточена торговля современными товарами, а также торговля с временных сооружений – тележек и деревянных лавок. В срединной части решетки (200х200м) несколько крытых улочек, переходов и площадей с дешевыми сельскими товарами. Самые крупные здесь – караван – сараи розничной торговли. От срединной части базара отходят в разные стороны крытые улицы с ремесленными мастерскими и караван-сараями. На периферийной части решетки – торговые улицы, крытые ряды и открытые площадки для торговли фруктами и овощами, продовольствием и товарами для села. Общие параметры решетки 750х250 м; дворы зданий от 10х15 до 50х75 м; ширина улиц 7-8 м. На верхних этажах могут размещаться жилища. Если рассматривать отдельную улицу, тона ней функционально взаимосвязанные три типа пространств соединений (пространств и зданий) тоже проявляются очень четко, например, на, пожалуй, самой популярной (от М.Я. Гинзбурга до Л. Криера) пешеходной улице между торговыми куполами Таки-Заргарон и Таки-Тильпак-Фурушон в Бухаре. Выделив модели улицы эти функционально взаимосвязанные пространства, проследим их аналоги в других архитектурах и их развитие в современность.
 

Первый тип пространств, в которых поддерживается своя внутренняя среда, отличная от внешней, формируют крупные крытые торговые здания, например тимы (тим Абдуллахана в Бухаре), без истены (рынки балканских городов), супермаркеты (современные городские центры). Функционально эти типы пространств служат уличными магнитами: они притягивают пешеходные потоки и поэтому располагаются на концах улицы или в центре уличной сети. Композиционно они являются акцентами, завершающими перспективы улиц или сети окружающих улиц. Аналогичное над уличным торговым куполам Бухары купольное сооружение над центральным городским перекрестком известный английский архитектор П. Кук трактует как визуальную доминанту в окружающей застройке. В одном из экспериментов К. Линча людям предложили отметить запоминающиеся объекты на довольно долгом пути, и выяснилось, что больше запоминаются над уличные сооружения (6). Рассмотренный тип пространств в условиях жаркого климата важен тем, что притягивает людей микроклиматом, создаваемым естественными и искусственными средствами затенения, обводнения, озеленения, увлажнения и охлаждения воздуха. Основное пространство улиц формирует второй тип пространств, функциональное назначение которых – обмен. В архитектуре прошлого это были мелкие и мобильные объекты – блоки, композиционно формирующие фронт застройки улицы. Они разнообразят жизнедеятельность улицы и предназначены для таких функций, как торговля, случайные виды деятельности и т.д. На упоминающейся улице Бухары ее пространства между тимом и торговыми куполами формировались из лавчонок. Традиционные улочки балканских рынков-чаршия формировались из дуканов (сходство со среднеазиатскими улочками даже в терминологии). Ныне пространства торговых улиц формируются из более крупных блоков зданий. К улице примыкают, сообщаясь с ней, дворы, площади, кварталы. Как и первый рассмотренный тип пространства, они имеют собственную, часто автономную от улицы, внутреннюю функцию, и соединяются с улицей посредством третьего, композиционно промежуточного пространства « сцепляют» улицы и зоны, смежные с ней, посредством своих функций. Обследования подтверждают, что люди предпочитают пространства отдыха, общения, созерцания не в самом пешеходном потоке улицы, а в стороне от него, рядом с ним (1). В Бухаре и сегодня сохранилось множество базаров, Таки-Заргарон и Таки-Тильпак-Фурушон и другие построенные в традиционном архитектурном стиле сооружения, охраняются как памятники культурного наследия, и продолжают функционировать в привычной роли. Бухара получила свою известность благодаря своим крытым базарам. В советское время они пришли в опустение, сейчас здесь снова возрождается бойкая торговля..

 Однако, состояние исторических базаров в Самарканде, Хиве и других исторических городах на сегодня, носит проблемный характер. В последние годы Сиабский рынок, Ташкентская торговая улица в Самарканде перестраивались несколько раз. Вокруг колхозного рынка появились в большом количестве магазины по продаже ширпотреба, построен огромный двух этажных супермаркет на территории рынка, вдоль дороги построен трех этажный торговый центр. ….

Продолжение и иллюстрации смотрите по ссылке на источник:

https://www.facebook.com/rahim.avazov/posts/15508377218307962015-01-16

2015-01-16

2015.01.16