До середины XIX века многие исследователи считали Ветхий Завет самой древней книгой в мире, они полагали, что все описанные в нем сюжеты происходили на самом деле.
Чтобы найти материальные доказательства правдивости библейских историй, многие религиозные учреждения и музеи начали спонсировать археологические экспедиции в Месопотамию, ведь, согласно Библии, в этом регионе родился Авраам, находился Вавилон и т.д.
Оглавление:
Не совсем “удобные” факты
Песня о любви
Post Scriptum
Среди ученых, пытавшихся найти подтверждение ветхозаветных сюжетов, был английский археолог Остин Лейард.
В 1842 году он получил разрешение на раскопки на территории современного Ирака, а уже через три года нашел здесь руины древнего поселения.
Лейард так сильно хотел раскопать библейский город, что ошибочно предположил: перед ним руины Ниневии — города, который не раз упоминается в древних священных христианских текстах.
На самом деле археолог обнаружил Кальху — столицу древнемесопотамского государства Ассирия. Сегодня Кальху известен людям под названием Нимруд — такое имя ему дали европейские археологи в XIX веке.
Фото: Wikipedia / Английский археолог Остин Лейард (чтобы узнать детали, щелкните на картинку)
Настоящую же Ниневию Лейард нашел чуть позже, в 1847 году, после чего издал двухтомник «Ниневия и ее руины», который стал очень популярным и породил еще больший интерес среди археологов к поиску библейских мест.
Не совсем “удобные” факты
В 1849 году, сам того не ожидая, Лейард сделает открытие, которое раз и навсегда перевернет представление о Ветхом Завете.
На месте раскопок Ниневии английский археолог обнаружит библиотеку ассирийского царя Ашшурбанипала (правил 668-627 гг. до н.э.) и тысячи глиняных табличек с клинописными текстами, которые чуть позже переведет британский ассириолог Джордж Смит.
Выяснится, что известные библейские истории о «Грехопадении», «Великом потопе», «Ноевом ковчеге» на самом деле результат переработки шумеро-аккадских мифов.
Дальнейшие исследования покажут, что прежде чем попасть на стол к еврейским авторам, эти сюжеты прошли долгий путь.
Они были сочинены и записаны в древнем Шумере, потом переведены и изменены в Вавилонии, затем переработаны ассирийцами, а лишь после до них добрались библейские писатели, чтобы довести до той литературной формы, которую сегодня мы можем встретить в Ветхом Завете.
Ученые не только поставили под сомнение правдивость большинства библейских сюжетов, но и стали совсем иначе относиться к Ветхому Завету: исследователи больше не рассматривали его как полноценный исторический источник.
Песня о любви В состав Ветхого Завета входит книга, которую в XIX веке считали «самым древним литературным сказанием о любви».
Речь о «Песни песней Соломона», написанной между VI-III веками до нашей эры.
Одни исследователи считают, что эта книга посвящена истории любви царя Соломона и девушки Суламиты, другие — что это сборник свадебных песен.
Когда Лейард нашел глиняные таблички с клинописными текстами, среди них, как позже выяснилось, оказался текст о любви, написанный гораздо раньше «Песни песней Соломона», приблизительно ок. 2000 г до н.э.
Этот текст — «Любовная песнь царю Шу-Суэну».

На эту месопотамскую поэму обратили внимание только в 1951 году.
Во время работы над древними текстами в стамбульском музее древнего Востока американский шумеролог Самуэл Крамер наткнулся на табличку, которая сразу захватила его внимание.
Вот, что ученый писал в своем труде «История начинается в Шумере»: «… и вот мне попалась на глаза табличка под номером 2461, лежавшая в одном из ящиков среди множества других фрагментов. Меня прежде всего привлекла отличная ее сохранность.
Вскоре я понял, что передо мной разделенная на строфы поэма, в которой воспеваются красота и любовь: преисполненная радости невеста славит в ней царя по имени Шу-Син, правившего Шумером почти 4000 лет назад.
Я перечитал табличку еще два раза, пока не убедился, что глаза меня не обманывают.
Передо мною лежала одна из самых древних любовных песен, начертанных человеческой рукой». «Любовная песня царю Шу-Суэну» — не просто поэма о любви, а часть торжественного обряда «священного бракосочетания», который на протяжении тысячелетий считался одним из главных шумерских праздников и символизировал вечный цикл умирания и возрождения жизни.
Этот ритуал предполагал брак между мужским и женским божеством, роли которых исполняли люди, в нашем случае — царь Шу-Суэн и жрица богини Инанны.
Крамер пишет: «Согласно религиозным предписаниям Шумера, царь каждый год должен был сочетаться браком с одной из жриц богини Инанны, олицетворявших богиню любви и продолжения рода, дабы обеспечить плодородие земли и женского чрева.
Эта церемония происходила в день Нового года.
Ей предшествовали празднества и пиры, сопровождавшиеся музыкой, пением и танцами.
Стихи, записанные на маленькой табличке из Стамбула, по всей видимости, были пропеты избранницей царя Шу-Сина в один из таких новогодних праздников». Шу-Суэн был царем шумерского города-государства Ура.
Согласно одним источникам, он правил с 1972 по 1964 гг. до н.э., другим — с 2037 по 2029 гг. до н.э.
Историки считают, что «Любовная песня царю Шу-Суэну» была написана либо в 1965 г. до н.э., либо в 2030 г. до н.э., но чаще всего ученые датируют этот текст ок. 2000 г. до н.э.
Многие специалисты предполагают, что «Любовная песня царю Шу-Суэну» стала неким прообразом библейских «песней Соломона».
Post Scriptum
Археологические раскопки, проведенные на Ближнем Востоке в середине XIX века, полностью изменили представление людей о прошлом. Ветхий Завет, когда-то считавшийся полноценным историческим документом, а описанные в этой книге события — «началом времен», больше не рассматривались учеными всерьез.
С открытием Древней Месопотамии специалисты стали понимать, что история человечества на самом деле более интересная, насыщенная и при этом намного более сложная, чем думали исследователи раньше.
Статья по теме: «Тибетская книга мертвых». Что это за трактат, кто его написал и для чего? Что же касается литературы, то обнаруженные месопотамские литературные памятники, позволили ученым «проникнуть» в мысли людей, которые жили тысячи лет назад, и понять, о чем они думали, мечтали, как горевали и любили.
Хочется закончить статью отрывком из «Любовной песни царю Шу-Суэну», который опубликован в книге Крамера «История начинается в Шумере».
Перевод редактора издательства «Наука» Ф.Л. Мендельсона.
«Супруг, дорогой моему сердцу,
Велика твоя красота, сладостная, точно мед,
Лев, дорогой моему сердцу,
Велика твоя красота, сладостная, точно мед.
___
Ты меня полонил, дозволь мне стать, трепеща, перед тобой,
Супруг, я хочу, чтобы ты отвел меня в свою опочивальню!
Ты меня полонил, дозволь мне стать, трепеща, перед тобой,
Лев, я хочу, чтобы ты отвел меня в опочивальню!
___
Супруг, дозволь мне ласкать тебя,
Мои нежные ласки слаще меда.
В опочивальне, наполненной медом,
Мы насладимся твоей чудесной красотой.
___
Лев, дозволь мне ласкать тебя,—
Мои нежные ласки слаще меда.
___
Супруг, ты удовлетворил со мной свои желания,
Скажи это моей матери, она угостит тебя тонкими яствами,
А мой отец наделит тебя подарками.
___
Твою душу — я знаю, как обрадовать твою душу,
Супруг, спи в нашем доме до зари.
___
Твое сердце — я знаю, как возвеселить твое сердце,
Лев, спи в нашем доме до зари.
___
Ты, раз ты меня любишь,
Подари мне, молю, твои ласки!
Господин мой, бог, господин мой, защитник,
Мой Шу-Син, радующий сердце Энлиля,
Подари мне, молю, твои ласки!»
Ссылка на первоисточник: https://nasledie.info/drevnij-mir/drevnij-vostok/samaya-drevnyaya-poema-o-ljubvi-izvestnaya-uchenym/?fbclid=IwAR2oZAJkuVAwWND24tl6cMD3B8TRn_-8d08d1x7AKdYrjCDquSUMph7QxL8