Узбекистан на Великом шелковом пути

Премия Кандинского: 34 взгляда на современность

Роман Сакин. «Измерительные системы». Фото: Премия Кандинского
Роман Сакин. «Измерительные системы».Фото: Премия Кандинского

В Московском музее современного искусства на Петровке открылась выставка номинантов 13-й Премии Кандинского, на которой представлен убедительный дайджест самых ярких проектов последних трех лет

В этом году из более чем 700 заявок в лонг-лист вошли 34, из них 16 претендентов на «Проект года», 11 — на лучшего молодого художника, и семь книг, две из которых пока рукописи. На выставке встречаются номинанты прошлых лет, а также есть пересечения с премией «Инновация-2021». Например, специальный проект VII Московской международной биеннале молодого искусства «Закрытая рыбная выставка. Реконструкция» художника — исследователя московского концептуализма Яна Гинзбурга отобран экспертным советом сразу двух премий в номинации «Проект года».СПРАВКА

Что такое Премия Кандинского

Премия Кандинского учреждена в 2007 году Международным культурным фондом BREUS Foundation (ранее «АртХроника») по инициативе российского бизнесмена Шалвы Бреуса. Премия присуждается в номинациях «Проект года» (1, 8 млн руб.), «Молодой художник. Проект года» (450 тыс. руб.) и «Научная работа. История и теория современного искусства» (приз — издание работы на русском или английском языках). Финалистов отбирает международное жюри. За прошедшие несколько лет победителями Премии Кандинского в номинации «Проект года» стали Евгений Антуфьев (2019), группировка ЗИП (2017), Андрей Кузькин (2016), Андрей Филиппов (2015), Павел Пепперштейн (2014).Еще…

Вместе с хорошо знакомыми фигурами московской арт-сцены — Ириной Кориной, Виктором Алимпиевым, Андреем Кузькиным, МишМаш, Павлом Отдельновым — состав участников оживляют и новые лица. Хотя и они уже давно на слуху и активно выставляются. Некоторые из них — Екатерина Муромцева, Ульяна Подкорытова, Анна Ротаенко и Егор Федоричев — выходцы из Школы Родченко.

Выставка «Рай’ок» Ульяны Подкорытовой представлена в номинации «Молодой художник. Проект года» и впервые была показана в галерее «Триумф» в 2020 году. Художница, которая часто обращается в своих работах к русскому фольклору, создала вымышленных персонажей —бабок-икотниц, Москву-Реку, Попу в сапогах.

Подкорытова соединила сказочность русского фольклора с современной мифологией, найденной в гущах интернета.

Неслучайно ее работы выставлены в одном зале с другой сказочницей — Алисой Горшениной.

Выставка Горшениной «Русское инородное» впервые состоялась в родной деревне художницы Якшина в Свердловской области в 2019 году. Позже ее часть была показана на 2-й Триеннале российского современного искусства в музее «Гараж». В экспозиции представлены цифровые фотоколлажи, видеоарт с художницей в образах языческих богинь, текстильные маски.

Не только Горшенина и Подкорытова находят богатый материал для своих работ на Русском Севере.

Фотопроект «Планетарий» Данилы Ткаченко представляет собой монохромную серию изображений заброшенных городов Крайнего Севера.

Документируя травматические последствия политики Советского Союза по освоению севера, художник обратился к идеям историка Василия Ключевского о внутренней колонизации.

При помощи подсвеченных окон, светящихся в глухой ночи, снятых с портативной вспышкой, он пытается оживить опустевшие жилые помещения, построенные руками заключенных ГУЛАГа в условиях вечной мерзлоты.

Алиса Горшенина. Из серии «Русское инородное». Фото: Премия Кандинского
Алиса Горшенина. Из серии «Русское инородное».Фото: Премия Кандинского

Если работы Горшениной и Подкорытовой объединены на почве русской темы, то Муромцеву и Ротаенко сближает общее чувство политического.

Большая красная акварель Муромцевой «Пикет» в поддержку журналиста Ивана Голунова, с анонимными протестующими, держащими в руках плакаты, превратилась в универсальное протестное высказывание, которое отражает общественные настроения оппозиционно настроенных граждан.

С другой стороны, с работами Муромцевой соседствует инсталляция «Рингтон» Анны Ротаенко, сделанная из ржавых труб и металлопрокатных материалов.

Художница развивает идеи скульптора Вадима Сидура, который часто делал свои объекты из найденных материалов, в том числе канализационных труб.

При приближении зрителя трубы в работе Ротаенко начинают звучать колокольным перезвоном из спрятанного внутри микропроцессора.

Художница комментирует, что ей «хотелось создать что‑то вроде звучащего памятника всем „убиенным художникам“».

Номинация «Проект года» открывается инсталляцией Яна Гинзбурга — оммажем классикам московского концептуализма Елене Елагиной и Игорю Макаревичу.

Это часть большого проекта «Закрытая рыбная выставка. Реконструкция», прошедшего в Центре Вознесенского в 2020 году.

Он вместе с другими художниками реконструировал экспозицию «Закрытой рыбной выставки» 1935 года на основе реконструкции этой же самой выставки Елагиной и Макаревичем в 1990 году.

Поскольку, кроме каталога с названиями работ, от исторической выставки ничего не сохранилось, даже фотографий, то Гинзбург и его коллеги решили ее воссоздать, полагаясь на свое воображение.

Эстетика игрушечного соц-арта вместе с ясной исследовательской стратегией и продуманной медиацией — как между работами, так и со зрителем — делает этот проект редким образцом удачной архивной выставки.

Ян Гинзбург. Проект «Закрытая рыбная выставка. Реконструкция». Фото: Премия Кандинского
Ян Гинзбург. Проект «Закрытая рыбная выставка. Реконструкция».Фото: Премия Кандинского

Призрак советского прошлого маячит и в инсталляции «На отдыхе» Ирины Кориной, художницы с театральным бэкграундом. «Отдыхающие» мягкие колонны художницы и разноформатные объекты-персонажи созданы на основе ее впечатлений от походов с родителями в Центральный дом художника, любимых книг и журналов из детства, героев советских фильмов.

Совсем другие чувства в номинации «Проект года» передает работа Андрея Кузькина «Молельщики и герои», над которой он трудился в течение трех лет.

Инсталляция состоит из 1104 фигурок из хлебного мякиша, размещенных в узких ячейках в молитвенной позе, часть из которых облита кровью художника.

«Здесь я соединил христианский символизм, потому что хлеб — символ тела Иисуса, и русскую тюремную традицию лепки из мякиша», — комментирует художник.

Несмотря на пафос и некоторый религиозный подтекст работы, Кузькин продолжает размышлять о «маленьком человеке» и его несостоятельности. Его персонажи хрупки и слабы, но все равно продолжают надеяться на светлое будущее.

Имена победителей станут известны 17 ноября на торжественной церемонии 

ММОМА на Петровке
Выставка номинантов Премии Кандинского
До 21 ноября

ЕЛЕНА КОНЮШИХИНА , 16.10.2021

Источник: https://www.theartnewspaper.ru/posts/20211018-ajag/

2021.10.19