Узбекистан на Великом шелковом пути

Прародина носителей пазырыкской культуры – Бактрия…?!

Летом 1948 г. Лев Гумилёв в составе Горно-Алтайской археологической экспедиции участвовал в раскопках 3-го Пазырыкского кургана под руководством С. И. Руденко.

Богатство пазырыкской культуры натолкнуло его и многих других исследователей на мысли об уровне развития древних кочевников.

Если в урочище Пазырык благодаря специфическим природным условиям сохранились следы развитой культуры, то естественно предположить, что столь же ценные артефакты степной культуры, изготовленные из недолговечных материалов, просто не дошли до нас.

Впоследствии он напишет в своей работе «Ритмы Евразии»: «Мерить чужую культуру по количеству уцелевших памятников – принципиально неверно. Может быть роскошная цивилизация, построенная на базе нестойких материалов – кожи, мехов, дерева, шелка, – и тупая, примитивная, но употребляющая камень и благородные металлы. От первой не останется следов, а остатки второй будет некуда девать».

В 2019 г. Институт археологии РАН приступил к оцифровке и публикации отчётов об экспедициях, хранящихся в научном архиве, в том числе Горно-Алтайской.

«С 1947 по 1949 год Руденко раскопал Второй, Третий, Четвёртый и Пятый Пазырыкские курганы. Организация раскопок в Горном Алтае (и сегодня – не самом освоенном регионе России) представляла собой нетривиальную задачу. Все необходимые материалы приходилось завозить, а условия жизни были более чем спартанскими. Тем не менее, экспедиция исправно получала финансирование, а из городов Европейской России приезжали необходимые специалисты.

Сегодня на раскопках часто можно видеть студентов младших курсов исторических факультетов, приезжающих туда на археологическую практику. Они и выполняют основной объём земляных работ, не требующих специальной квалификации.

В только что пережившей войну разорённой стране привлечь к раскопкам большое количество молодых людей на далёком Алтае было невозможно. Поэтому Руденко пришлось нанимать за деньги местных жителей. Кстати, одним из его сподвижников в тот период был Лев Николаевич Гумилёв, знаменитый автор теории пассионарности, породившей бурные споры, но так и не принятой академической наукой.

…Нет сомнений, что пазырыкцы – это не коренное население Алтая. Они мигрировали туда из какого-то другого региона в VI до н. э.

Судя по всему, прародина носителей пазырыкской культуры – Бактрия, расположенная на востоке Ирана.

Их уход с насиженных мест можно связать с бурными событиями ближневосточной истории: скорее всего пазырыкцев просто «выдавили» более сильные соседи.

По дороге они вобрали в себя другие, более мелкие народы.

Безусловно, элита пазырыкцев имела иранские корни. Это подтверждают как генетические исследования, так и изучение искусства.

Например, знаменитый пазырыкский ковёр выполнен в иранском стиле.

Сам открыватель пазырыкцев Сергей Иванович Руденко считал их юэчжами – кочевым племенем, разбитым гуннами и бежавшим от них на север.

Эту гипотезу нельзя как полностью отвергнуть, так и согласиться с ней.

Вероятно, юэчжи могли соединиться с пришедшими с запада иранцами в одном политическом образовании.

По своему антропологическому типу пазырыкцы были типичными европеоидами.

Правда, в одном из царских курганов был найден человек с явно монголоидными чертами. Кем он был? Возможно, политическим мигрантом, бежавшим от преследования, или полководцем, приглашённым на службу и захватившим власть?

Увы, письменных источников, которые могли бы пролить свет на эту загадку, у нас нет.Погибла пазырыкская культура в конце III века до н. э. по вине сюнну.

Согласно китайским источникам, в 201 году до н. э. шаньюй Модэ (царь сюнну) совершил северный поход. В результате была завоёвана Южная Сибирь и покорён Алтай.

По всей видимости, всю пазырыкскую элиту либо перебили, либо ассимилировали. В то же время исчезают и археологические следы пазырыкцев».

Подробнее: https://proshloe.com/pazyryk.html

2022.01.21