Узбекистан на Великом шелковом пути

ПЛАНЕТА – НАША ОБЩАЯ РОДИНА И ОБРАЩЕНИЕ К МИРУ ЕЁ СОТЕЧЕСТВЕННИКОВ

В январе 2022г. мы опубликовали о новом мероприятии проекта «Планета – наша общая Родина»: об открытии Конкурсного Международного фестиваля в рамках Международного Десятилетия сближения культур под эгидой ООН. Програму и условия мы представили на веб-сайтах организаторов фестиваля: Посольства Чешской Республики в Узбекистане; PhDr. Адели Чиляковой, автора и руководителя проекта; Союза композиторов и бастакоров Узбекистана и МЖОФ «Женщина Востока», а также в «Культуре.уз», «silkway.uz» и др. изданиях.

От имени проекта, в деятельности которого мы принимаем участие 12 лет, обращаемся ко всем, кому дорого будущее Планеты, и приглашаем поддержать своим участием его мероприятия и программу, с которой к вам обращается её автор и руководитель.

Для начала несколько слов о проекте.

12 лет назад Адель Чилякова, писатель, поэт, философ и режиссёр, обладатель международных и отечественных премий, медалей и призов, создала в Республике Узбекистан, с поддержкой друзей, проект «Планета – наша общая Родина», по характеру своему культурологический и научно-образовательный, по сути миротворческий, по форме самоорганизованный и предлагающий единую платформу и аудиторию для разработок и аппликации единой философии, идеологии и научно-гуманитарной картины мира, по целенаправленности – нацеленный на синергетическую целостность человеческого общества по принципу большой семьи с общезначимыми этическими ценностями гуманных религий, включая Модель просвещённого ислама, как необходимое условие устойчивого развития и выживания Планеты,  как единого живого организма.

О деятельности проекта опубликовано в СМИ Узбекистана («Культура.уз», «silkway.uz», «Новости Узбекистана» и др.) и в зарубежных книжных и научных изданиях немало хвалебных слов; театр-научная лаборатория проекта «Арт-Студия-Свет» с большим успехом осуществила более 45 творческих встреч, спектаклей, концертов, мастер-классов и других художественных и просветительных мероприятий; литературные и научные труды автора и руководителя проекта издают литературные и научные журналы за рубежом. Художественная часть её творчества также отражает идею проекта «Планета – наша общая Родина» и помимо авторской поэзии и прозы включает около 150 стихотворных переводов из поэзии 17 стран мира, в том числе 30 стихов узбекских поэтов.

 Успех проекта вдохновляет и вселяет надежду, что в глобальном международном сотрудничестве, на единой платформе общезначимых ценностей мира и в рамках единой глобальной аудитории, с использованием современных средств общения, мы можем сделать важный практический и научный вклад в Новое Возрождение целостности мира Природы, Вселенной и Человека, ибо от этого зависит его дальнейшее существование. Сколь сложна эта задача, свидетельствует даже неполное перечисление категорий, взаимодействию которых посвящён проект: конвергенция физико-математических и естественно-гуманитарных наук, науки о природе и науки о духе,  гармонизация межчеловеческих, межнациональных, межкультурных и межконфессиональных отношений, инновации в области образования и просвещения, социальное партнёрство граждан, общества и государства разных стран в процессе взаимообучения, самоорганизации и сотворчества, направленного на эффективное участие всех социальных слоёв населения в реализации целей устойчивого развития, объявленных Организацией Объединённых Наций.

             ОБРАЩЕНИЕ К МИРУ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ПЛАНЕТЫ

                          Дорогие соотечественники Планеты!

 Сегодня человеческая цивилизация подошла к красной черте своего выживания. В человечестве «закон саморазрушения и закон самосохранения одинаково сильны», предупреждал Фёдор Достоевский. Альберт Эйнштейн добавил, что нам потребуется принципиально новая манера мышления, чтобы цивилизация всё-таки выжила, он верил, что возобладает естественное стремление живой природы к самосохранению, не на уровне стадного инстинкта, а как целостной системы и полноценной личности.

Ах, как тонки и относительны грани между «быть или не быть» человечеству! И как мало в погоне за потребительскими ценностями мы обеспокоены его будущим…

А давайте всё же поговорим на эту тему, и – дай-то Бог! – перейдём от слов к делу. Потому что без вашего участия, дорогие соотечественники Планеты, и без созидания единой платформы и аудитории как той точки опоры, которую имел в виду выдающийся математик, физик и инженер Древней Греции Архимед Сиракузский  («Дайте, мне точку опоры, и я сдвину Землю!»), нам не сдвинуть Планету по направлению к жизни.

Категория будущего – необходимый компонент устойчивого развития

 Имея в виду наше общее будущее, предлагаю начать с философского аспекта теории относительности, которой обогатил наше мышление нобелевский лауреат Альберт Эйннштейн. Эволюция и формирование общества и личности происходит во всех четырёх измерениях, при этом у категории будущего есть все основания, чтобы рассматривать её в качестве реального понятия, хотя бы уже потому, что будущее сбудется, ибо и небытие – тоже вариант будущего. Философскую теорию относительности как категорию будущего и его реального формирования в настоящем я включила в научно-исследовательскую работу своего проекта «Планета – наша общая Родина», причём, не только на уровне прогнозирования и планирования, но также в плане активного созидания и функционирования социальных форм и партнёрства граждан, общества и государства, и формирования креативных и полноценных личностей. Это своего рода активное «заглядывание» в будущее, путешествие в другое пространство, в другое измерение, в ту часть реальности, которую мы хотим и способны приближать, превращая в мощный импульс развития, создавая его конструкции и модели. Эта позиция является одной из принципиальных установок проекта.

Однако история учит, что без поддержки народа великие и благие цели остаются виртуальной мечтой поэтов и пастырей. А российский учёный-синергетик Владимир Буданов прямо заявляет, что сегодня судьбы цивилизации не могут определяться ни мудрейшими правительствами, ни международными организациями, ни учеными до тех пор, пока их действия не будут осознанно поддержаны широкими слоями населения, пока не будет создана новая самоорганизующаяся среда.

К социальному партнёрству граждан, общества и государства

Однако осознанное и заинтересованное, массовое участие народа в реализации глобальных целей предполагает наличие определённых знаний, стимулов, идей и гибкие формы структурной самоорганизации, а также участие добровольное, волонтёрское. Предлагаемые государством и обществом идеи и стимулы должны содержать в себе большую привлекательность, чем участие в терроризме, в несанкционированных митингах или даже суицидальные исходы, а приобретение знаний должно быть перманентным и открывать простор для самоутверждения. Опыт показывает, что если просто учить человека чему-нибудь, тем более в зрелом возрасте, он едва ли научится, учение – активный процесс, в голове удерживаются только те знания, которые применяются на практике. И этот активный, практический аспект, согласно англо-американской аналитической философии, запускает механизм действенности, включает психологический стимул, о котором американский философ проф. Джон Дьюи пишет: глубочайшим стремлением, присущим человеческой природе, является желание быть значительным, и это стремление побуждает человека совершать великие поступки или становиться гангстерами, убийцами и террористами.

Я сейчас назвала несколько факторов развития, которые в повседневной практике воспринимаются как отдельные понятия: идеология, психология, образование, практические действия, самоорганизация, участие народа и так далее. Но древняя восточная философия и греческая натурфилософия, к которым снова возвращается современное научное мышление, трактуют вселенную и человеческое общество как единый живой организм, в котором все процессы должны быть взаимосвязаны, взаимодейственны и взаимообусловлены, выявляя внутренние потенции целого и следуя им, в духе философии Древнего Востока. Таким было первоначальное восприятие мира, Вселенной, Планеты и Человека. Так первоначально воспринимает мир ребёнок.

По мере развития человечества и научных дисциплин единый массив науки — натурфилософия — разделился. Из «натуральных» наук развивались биология, физика, химия и т.д., а философия стала «инкубатором» для гуманитарных дисциплин, — психологии, социологии, истории, лингвистики и т.д. Однако искусственное разделение единого массива знаний на сегменты с целью его упрощения, анализа и более подробного изучения привело к утрате целостной картины мира. Уже в ХХ веке, при реализации космического и атомного проектов, снова расширяются отраслевые рамки для создания сложных объектов путем интеграции, появляются трансграничные дисциплины — биохимия, геохимия, биофизика и пр., а также области знания, связавшие науки о природе с науками о человеке: кибернетика, бионика, генная инженерия и др.  Но этот процесс сегодня происходит на фоне кризиса и стагнации в области социогуманитарной, философской и духовной, в области взаимодействия внутри этих дисциплин и в области взаимодействия социогуманитарных наук с науками физико-математическими и естественными. В стороне от небывалого научно-технического расцвета, остаётся важная часть человеческой личности – его духовность, нравственность, эстетика, а сам человек потребительски, в духе «обломовской» лени и праздной мечтательности вкушает «с дивана» культуру и общение.

К новой научной картине мира и инновационным формам конвергенции

Сегодня учёные осознали необходимость сложить новую научную картину единого мира и принципиально новое технологическое лицо цивилизации. Анализ будет развиваться и дальше, но на новом этапе междисциплинарной науки главным становится синтез. Однако, как признаются учёные, не достаёт образца, парадигмы, модели, по которым должна складываться единая научная картина мира, и приходится двигаться на этом пути порой на ощупь. А двигаться надо – этого требуют внутренние закономерности развития не только науки, но самого процесса познания и формирования человеческой личности и общества в целом. И его выживания. К сожалению, синергетическое взаимодействие в области социогуманитарной делает первые шаги. Но именно здесь, в науке о духе, сознании и естестве человеческой личности как едином целом, в гармоническом и полноценном единстве живого организма, кроются истоки того образца, которого не достаёт физико-математическим и естественно-научным дисциплинам и технологиям для создания единой научной картины мира. Не потому ли атомные и трансграничные проекты XX и XXI века вызывают ассоциации с атомными взрывами и кибер-воинами? И как тут не вспомнить чешского классика Карела Чапека и его роман «Р.У.Р.» как предостережение перед бездумным созданием искусственного интеллекта!

Создание саморазвивающегося искусственного интеллекта необходимо, однако без взаимодействия с социальными, гуманитарными и духовными науками можно создать очередного монстра, который приблизит апокалипсис. Берусь утверждать, что сегодня междисциплинарное, синергетическое взаимодействие наук о природе и духе — залог даже не процветания, а выживания в XXI веке! Грегори Бэйтсон, известный британо-американский учёный, работы которого носят междисциплинарный характер и связаны с эпистемологией, экологией, кибернетикой, теорией информации, антропологией, теориями социализации и коммуникации, утверждает, что именно взаимоотношения являются сущностью живого мира и живых форм, именно они сочетают устойчивость структуры с гибкостью изменений.

Да, цифровая технология необходима, и она должна развиваться в тесном многопрофильном, междисциплинарном сотрудничестве науки о природе и науки о духе. Фрагментарность видения реальности неизбежно связана с её деформацией, с неспособностью охватить комплексность проблем, понять связи и взаимодействия между вещами, находящимися для сегментированного сознания в разных областях. Вследствие этого, по словам Владимира Буданова, действия многих крупных организаций и властных структур напоминают “слепой полет”. Система последовательного, медленного «нащупывания» оптимальных решений оказывается неэффективной в современных условиях, тем более, в будущем. Время между принятием управляющего административного решения, его воплощением в жизнь и корректировкой (обратная связь) в современных условиях довольно продолжительно. Мы имеем дело с «догоняющей», а во многих случаях, запаздывающей системой управления. Корректировка, зачастую, происходит методом проб и ошибок в поисках оптимального варианта, отставая при этом от уже изменившихся условий жизни. Такая система последовательного, медленного «нащупывания» оптимальных решений неэффективна в современных условиях, тем более, в будущем.  В результате преобладания так называемого «ручного управления» взаимосвязи сегодня реализуются лишь частично и фрагментарно, без учёта всего комплекса. При ручном управлении иная картина и невозможна. Однако подобные процессы, по свидетельству ученых-кибернетиков, поддаются математическому моделированию, и в природе существует не так уж много их универсальных моделей, в разных сферах деятельности они подчиняются подчас одному и тому же математическому сценарию. Компьютерное моделирование играет роль своеобразного конструктора для проигрывания вероятных ходов, алгоритмов, мыслительных композиций, сборки и разборки элементов теоретических схем. Самообучающиеся компьютерные технологии сегодня совершают переворот в науке и могут быть использованы для создания единого механизма перманентного отслеживания, отбора и определения направлений, в которых следует применить полученные информации, научные знания, создавать жизнеспособные структурные сочетания в многомерной реальности. Однако и тут, как утверждают специалисты, продвижение тормозит неспособность современного общества задавать искусственному интеллекту принципиально правильные вопросы и целевые программы.

К решению, связанному со сближением двух условных массивов, отколовшихся от некогда единой натурфилософии, к слиянию физико-математических, естественно-научных и гуманитарных знаний, к инновациям в области образования в перманентном процессе взаимообучения, самоорганизации и сотворчества, стремится проект «Планета – наша общая Родина», формируя в процессе собственной самоорганизации, становления и развития уже в течение 12 лет принципы взаимодействия многовариантных структур «народных академий» как новой матрицы и модели с единым ядром  ДНК общечеловеческих ценностей как залога целостности в процессе самовоспроизводства, самообновления и метаболизма общей социальной сети.

Жизнеспособность общественного организма связана с его открытостью, нелинейностью, способностью к самоорганизации и разветвлённому взаимодействию с петлями обратной связи. При их отсутствии не может быть эффективной взаимосвязи между сигналами и командами, высылаемыми мозговым центром, и периферической системой организма.  Открытость системы обеспечивает непрерывный обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Нелинейность – фундаментальная характеристика открытой системы и предполагает непрерывность выбора альтернатив развития. Самоорганизация в сложных и динамичных открытых системах возможна лишь при взаимодействии достаточно большого числа элементов: социальных слоёв населения, сфер жизни и деятельности общества, аспектов материального, научного, эстетического и духовно-нравственного развития и других составляющих в их непрерывном взаимодействии. Эти принципы положены в основу проекта «Планета – наша общая Родина», его научно-исследовательских разработок, художественных и просветительных концертов, спектаклей, лекций, творческих встреч и мастер-классов его «Арт-Студии-Свет».

Жизнеспособная социальная система – это самоорганизующаяся система, и связи между процессами осуществляются через компоненты и структурные формы их организации. Мировая наука на переломе XX и XXI веков обогатилась, благодаря изысканиям евроатлантических и российских учёных, теорией синергетики, возникшей на стыке физико-математических и естественно-научных дисциплин и технологий, внутренним принципом синергетики является создание новой гармонической ценности из совокупности исходящих данных, ценности, превосходящей по своему значению их простое суммирование.

Живая природа научилась сокращать время выхода на нужные структуры посредством матричного дублирования. Мой проект предлагает самоподобные образования, мобильные сочетания «народных академий» (Научный (творческий) коллектив + Народная академия + Волонтёры + Социальная задача + Социальная сфера), это многовариантная и мобильная система, выступающая как модель и как связующие звенья в нелинейной социальной сети, способствуя взаимосвязям по принципу петель обратной связи, преодолевающим разобщённость, фрагментарность и линейность. Этот принцип может найти применение в образовании, культуре, экономике, экологии, социологии, психологии и других науках.

Общие принципы целостности как условие выживания

 В открытых системах природы, человеческого общества и живого организма постоянно происходят процессы регулирования, саморегулирования и самоорганизации через непрерывный поток материи и энергии из окружающей среды. Разумное развитие человеческой цивилизации подобно эволюции живого организма, интенсивно пульсирующего физическими, информационными, экономическими, культурными и личными контактами, в которых перманентно происходит смещение, стирание граней, обновление и взаимодействие структур, и категория «мы» обретает более широкий смысл. Поэтому необходимо переходить от понятия «эволюция» к понятию «коэволюция», включающему принципы метаболизма и саморегуляции. Анализу этого процесса уделяли пристальное внимание почти все известные мыслители, начиная от Ф. Бэкона и Р. Декарта и продолжая основателем «Общей теории систем» К.Л. фон Берталанфи. Илья Пригожин спустя 30 лет довёл до совершенства эту идею в виде теории самоорганизации рассеянных структур, и стал обладателем Нобелевской премии. Процессы самовоспроизводства, самообновления и вариантности структур и их сочетаний выступают как залог целостности и метаболизма единого социального целого.

Долгое время, развивая науку и технологии, человечество копировало живые системы, их принципы, механизмы в виде простых модельных систем.  Сегодня через конвергенцию наук и технологий мы можем не просто моделировать, а конструировать, создавать природоподобные системы, гораздо более экономичные и действующие по законам живой природы и свойственного ей спонтанного самообразования и самокорректирования. Если мы заменим слово «спонтанное самообразование» более подходящим для человеческой эволюции словом «самоорганизация», то приблизимся к воплощению теории И.Пригожина о самоорганизации рассеянных структур, как залоге целостности и метаболизма, а в случае нашего проекта – к её адаптации на глобальную социальную сеть и на эволюцию человеческого общества.

Метаэтический моральный универсализм как основа мирового консенсуса

Можно наблюдать, как в ходе истории, в интересах самосохранения человечества, проявляются самокорректирующие тенденции. Именно в период обострения мировых военных конфликтов и модернизации вооружения, позволившей быстро и эффективно уничтожать тысячи человеческих жизней, Иммануил Кант написал в конце XVIII века свой философский трактат «К вечному миру».  Многие из его принципов легли в основу концепции Организации Объединённых Наций, а некоторые устарели.

Сегодня цивилизованному человеческому обществу необходима единая идеология, подкрепляемая духовностью и придающая высший смысл его существованию и действиям, чтобы эффективно и активно реализовать стратегию устойчивого развития. А для формирования и принятия народными массами такой идеологии и для воплощения её практической программы необходимы новые, мобильные формы партнёрства граждан, общества и государства, как в региональном, так и в глобальном масштабах. Необходимы инновации в области познания, образования и взаимодействия народа и государства, учёных, философов и духовных пастырей разных стран и конфессий.

Проект «Планета – наша общая Родина» позиционирует современную интерпретацию кантовского максимального приближения к метаэтическому, моральному универсализму, выражающему «вечные» аспекты естественного права человека, от древневосточной философии, античных платоников и стоиков, через христиан, иудеев, мусульман (по принципу просвещённого ислама, в отличие от фундаментализма) и других гуманных религий, к кантианцам, объективистам, синергетикам и представителям других современных философских школ, к основам Всеобщей декларации прав человека Организации Объединённых Наций. Согласно такой позиции, возможна этическая система, эффективно регулирующая поведение членов любого сообщества, независимо от культуры, расы, пола, религии, национальности или других отличительных черт. Её источник – общее ядро у всех известных моральных кодексов и религий.

 Считаю важным упущением недостаток научного и практического внимания к возможности (и необходимости!) совместных разработок и аппликации принципов и форм просвещённого ислама и к распространению гуманного ядра ислама, причём, не только среди миллиардов мусульман, но и в остальном мире, во взаимодействии с остальными гуманными религиями. Изолированная, или закрытая, система спонтанно развивается в направлении энтропии. История знает немало цивилизаций, которые вследствие этого ушли в небытие.

Сегодня существует целый букет философских школ и направлений в Европе, США, России, в Азии. Результатом нашего совместного интеграционного сотрудничества, могла бы стать Философия Нового Возрождения, Нового Ренессанса. Платформа проекта «Планета – наша общая Родина» и его опыт могли бы послужить для формировании единой глобальной аудитории научно-исследовательского эксперимента с синергетическим синтезом современных философских школ и направлений, с созданием новых инновационных форм и методов социализации на основе коэволюционного взаимодействия. Философия Нового Возрождения могла бы формироваться в процессе сотрудничества школ синергетики (Брюссельский Свободный университет и Американская синергетическая школа, Школа немецкого физика Германа Хакена в Штутгарте, Российская школа синергетиков С. П. Курдюмова, Научно-исследовательский институт имени М. В. Келдыша и Институт математического моделирования Российской Академии наук, Московский государственный университет), с другими философскими школами: аналитический метод активного решения проблем (англо-американская аналитическая школа),  метод структурального диалога, метод исторического анализа и другие (Европейская континентальная школа философии). Целый калейдоскоп разных философских школ и направлений действует автономно, их единение и сотрудничество вместе с представителями физико-математических и естественно-научных дисциплин было бы целесообразно как для создания формулы и философии Нового Ренессанса, так и для разработки саморазвивающегося искусственного интеллекта, для работы которого, как утверждают специалисты, не хватает соответствующей программы. Такой могла бы стать совместно созданная глобальная, естественно-гуманитарная программа с ядром ДНК общезначимых ценностей и с инновационными формами и методами её воплощения.

Толерантность как синергетическая интеграция общих этических ценностей

Для этого сегодня появились условия, именуемые толерантностью, которая может быть междисциплинарной и внутридисциплинарной. В отличие от исторического прошлого, когда Религия, Наука, Философия, Искусство, Идеология и Революционное Просветительство попеременно лидировали в общественном развитии, обычно в противостоянии друг другу и народным массам, сегодня наблюдается тенденция к их консенсусу. Новые взаимоотношения современной науки, религии, идеологии и философии позволяют сделать выбор новой модели глобального развития и построения единой научной и идеологической картины устойчивого развития мира.
Но при этом одной толерантности недостаточно. Толерантность – не вседозволенность, не бездумное принятие всего нового и яркого, не стирание граней между добром и злом, между нравственностью и безнравственностью. Следствием такого понимания может явиться результат, противоположный желаемому: нетерпимость к другим религиям, национальностям и культурам, стремление замкнуться в архаических и даже агрессивных формах, увлечение детей и подростков бездумными тик-токами, агрессивным терроризмом и суицидной мистикой, уход в виртуальный мир, распространение ненависти и убийств. Эти настроения по-разному используются теми, кто желает править миром в собственных целях, в том числе сторонниками джихада и ИГИЛа.

 Толерантность в действии – это взаимное обучение, созидание и сотворчество как активный процесс интеграции общих ценностей. Постижение форм и методов единения в сегодняшнем многоконфессиональном мире является не только благим пожеланием, но также условием глобального выживания. Основой должно служить познание, что ядро каждой мировой религии содержит этические, нравственные, философские ценности, близкие ядру других мировых религий, поэтому в этой своей сущности разные гуманные религии ближе друг к другу, чем к версиям поверхностного, фанатического, одностороннего толкования собственной религии.
Многовековой опыт многонациональности, многокультурности и многоконфессиональности на территории Российской Федерации, Соединённых Штатов Америки, Центральной Азии, Узбекистана и Великого Шёлкового пути, Модель просвещённого ислама, предложенная миру Президентом Узбекистана – это наследие, опыт и ценность, которой целесообразно делиться с остальным миром и в то же время трансформировать в собственных условиях положительный опыт мультикультурализма, демократии и научных достижений евроатлантических стран в процессе диалога. Чрезвычайно важно найти формы включения миллиардов мусульман в коммуникационную систему отношений единого мира не через систему агрессивного фундаментализма, но через просвещённый ислам. Инертность опыта, который бездумно опирается на культурные и экономические стереотипы закрытых структур, связанных с узко групповой идентитой и мышлением, часто препятствуют построению такого диалога.
Межконфессиональная, межнациональная, межкультурная и межчеловеческая гармонизация отношений – непременное условие   устойчивого развития и выживания современного мира. Но гармония – это всегда интеграционная композиция составляющих, превосходящая по своей значимости их простое суммирование. По такому принципу строится семья, и это, пожалуй, единственная общественная формация, сохранившая свои формы и суть на протяжении многих веков человеческой истории. На примере Китая мы видим, как философия большой семьи вместе с религией конфуцианства, формируя сплочённость, трудолюбие, устремлённость в будущее, помогла построить прочное государство, общество, основанное на отношениях в большой семье.

Механизм философии – совместное решение социальных задач Прогрессивные фундаментальные перемены в научном и социальном мировоззрении связывают сегодня с определением Лестера Р.Брауна, известного американского учёного и мыслителя, президента Института политики Земли: «Устойчивое общество — это общество, которое удовлетворяет свои потребности, не ущемляя перспектив последующих поколений». В своей книге «Мир на грани» он пишет, что для спасения Земли необходима массовая мобилизация и провести ее надо со скоростью, с которой решения принимаются в военное время.

Общим знаменателем такой мобилизации является сближающий диалог народов, культур и конфессий при совместном решении конкретных проблем и социальных задач в разных сферах общественной жизни. Практические действия и приобретаемый опыт – механизм социальной действенности философии и идеологии. Совместный научный труд, коллективное творчество и действия – это вместе с тем подтверждение социальной значимости каждой страны и каждой личности, которая примет в этом глобальном процессе участие.

Познание как непрерывное творение мира и «народные академии» проекта
Для преодоления фрагментарности мышления и недостатка знаний, для   включения всей активной части общества в единый процесс, не реально и не разумно было бы сломать существующие структуры, а потом начать строительство новых. Рациональной представляется альтернатива постепенного и постоянного образовательного процесса взаимообучения, самоорганизации, сотворчества и практических действий с участием волонтёров и волонтёрских движений, катализирующих постепенное обновление и привлекающих к участию все слои народа, помогая конструировать массовую и многоплановую мобильность и самоорганизующиеся структуры, преодолевая общностью интересов региональные, государственные, национальные и религиозные границы. Создание и воссоздание новых структур особенно важно, ибо сегодня рушатся даже привычные структуры и многие из них становятся неэффективными, не давая возможности охватить комплексность проблем, понять связи и взаимодействия между вещами, находящимися для нашего сегментированного сознания в разных областях.

Матрицы моделей «народных академий», которые предлагает мой проект, связаны с конструированием и формированием самодвижения, саморазвития, самоорганизации, самообновления, вариантности внутренних структур и их мобильных сочетаний как необходимого условия «устойчивого состояния» и «устойчивого развития». Система «народных академий» имеет жёсткое ядро типа ДНК (общезначимые ценности миротворческой философии Нового Возрождения Восток + Запад + Север + Юг) и мобильную структуру, в эту систему входят научный (творческий) коллектив + народная академия (многовариантные структуры вокруг ядра ДНК) + волонтёры + социальная задача + социальная среда. Структура «народной академии» меняется через взаимодействие с окружающей средой и её социальной структурой, непрерывно поддерживая и обновляя себя, используя для этого ресурсы из окружающей среды, при этом сохраняя и распространяя принцип ДНК.
Такой интегрированный способ, объединяющий все сегменты общества, форм и систем общественного сознания и практических действий, может приобретать форму исследования и обработки в рамках единой аудитории, где человек выступает в качестве субъекта и объекта исследований и сам меняется в ходе этого процесса. Эффективность мягкого моделирования на основе общезначимых ценностей с междисциплинарным диалогом  естественнонаучного, технического и социогуманитарного профилей поможет отказаться от жёсткого противопоставления субъекта и объекта исследований, от идеи внеположенности объекта, и преодолеть раскол культурной среды на две культуры: науку о природе и науку о духе.
Живая природа научилась сокращать время выхода на нужные структуры посредством синтеза и матричного дублирования, и нам надо у неё учиться.

Инновации проекта в практическом решении социальных задач

Предлагаемая в моих научных работах система и модель может быть использована в сфере экономики, образования, управления, политики, культуры, этики, экологии, в межнациональной, межконфессиональной, межкультурной гармонизации и т.д., в процессе решения конкретных социальных задач, разработка и решение которых требует многоплановой синергетической интеграции, включения многочисленных научных дисциплин, структур гражданского общества и сфер общественной жизни. Такими сегодня является преобладающее большинство социальных задач и глобальных проблем, их решение практически невозможно без всеохватного междисциплинарного, межсекторального, международного сотрудничества.


Например, модель научный коллектив (университет)+народная академия+волонтёры+социальная задача +экономика может помочь при решении вопросов эффективного функционирования научно-образовательного комплекса в сфере экономики, поможет построению реальной структуры взаимоотношений, которая включает формирование системы подготовки кадров, отвечающей новым условиям, взаимодействие с реальным сектором экономики, а также нацеленность внутренних исследований и разработок на удовлетворение потребностей отечественного и мирового производства. Интеграционные связи государства в лице его ключевых ведомств, а также научно-образовательного комплекса и бизнеса предполагают объединение всех видов ресурсов для создания инновационной инфраструктуры и институциональной системы в качестве условия для синергетической диффузии инновационных процессов. В качестве перспективных форм взаимодействия могут создаваться совместные проекты крупных производственных компаний с ведущими вузами и малые инновационные компании в области управления. Эффективное интеграционное взаимодействие научно-образовательного комплекса и бизнеса будет способствовать свободному перетоку инновационных идей, активной коммерциализации разработок в целях обновления и развития сектора экономики на базе новых технологий.


В области художественного творчества, в области культурно-просветительной я много лет пользуюсь методом мультимедийности, который позволяет создать синергетическую композицию разных видов искусства, жанров, стилей, авторов и эпох… А также наглядно объяснить принципы синергетики и преодоления фрагментарности.  Мультимедийность – творческий метод, помогающий использовать разные виды, формы и артефакты в их многообразии, единстве и гармонии, на основе изящно построенной композиционной программы и сценария. Многоэлементность и многовариантность мультимедийной структуры позволяет полнее отразить исторический, философский и социальный подтекст, характер эпохи, создать эмоциональную картину внутренних аналогий, необходимых для комплексного восприятия и системного мышления и для аналогии с современностью. Мультимедийность открывает двери для симбиоза классической и авангардной форм, истории и актуальности; использование художественных средств в их многообразии способствует достижению гармонии и единства общих ценностей, помогает находить новые возможности для синтеза обеих культур – естественнонаучной и социогуманитарной, воспитывать новое, комплексное мышление. Помогает переключиться от процесса преподавания к процессу взаимообучения и сотворчества, учит коммуникативному диалогу. Позволяет представить произведение в нескольких измерениях и оптимально приблизить единое действо также зарубежному адресату. Многое зависит от сценария, представляющего собой развёрнутую картину, программу синергетической композиции.

Задача науки и искусства – не просто строить и конструировать структуры, формы и модели, но также инициировать ассоциации и побуждать к поступкам, формировать образовательные и социальные процессы с опорой на вечные, абсолютные, устойчивые ориентиры, нравственные, культурные и духовные, используя научные и технические достижения. Широкие возможности предоставляет сегодня для самоорганизованного взаимообучения, научно-исследовательской деятельности в режиме сотворчества глобальная информационно-коммуникационная система на основе цифровых структур интернета, печати, радио и телевидения. Лёгкий доступ к глобальной паутине посредством интернета может способствовать программному расширению и взаимодействию новых форм самореализации для всех возрастов, включая детей, молодёжь и взрослых, распространению более привлекательного и осмысленного участия в жизни и управлении обществом, чем в бездумные или преступные формы самоутверждения и терроризм.


Инновации проекта в системе образования и воспитания

Для новой системы организации науки и социального взаимодействия всех составляющих общества нужна и новая, междисциплинарная, система образования. Потребность в подготовке специалистов совершенно нового типа была осознана уже в начале 2000-х годов. 

Ребенок еще до изучения отдельных наук воспринимает мир и природу как единое целое, и задача междисциплинарного образования — не разрушить   образ целостного мира природы, когда начинается специализация по предметам, а научить его конструировать структурные, смысловые, эмоциональные и другие конструкции и модели, по принципу живых систем. Познание — это не представление независимо существующего мира, но скорее непрерывное творение мира в процессе жизнедеятельности. Мы имеем дело с необходимостью радикального расширения концепции познания, образования и взаимообучения в рамках новой системы широкого взаимодействия структур современного общества.

Хочу наметить некоторые практические шаги вертикально-горизонтального взаимодействия институтов просвещения, воспитания, образования и самоорганизации в школе, по месту жительства, в объединениях по вероисповеданию, творческим и волонтёрским интересам и других социальных групп в едином перманентном процессе, с использованием разрабатываемых проектом инновационных форм их взаимодействия. Их осуществление предполагает сотрудничество преподавателей школ с творческими и научными коллективами, которые сегодня самоорганизованно создаются при педагогических и других университетах, их члены заинтересованы в инновационных формах и методах образования, их дальнейшем использовании в своих курсовых, дипломных, магистерских и других работах, а также в приобретении опыта, необходимого для будущей педагогической или иной работы. Такое взаимодействие обеспечит необходимый и перманентный естественный круговорот, перманентную связь теории и практики, идеи и её наполнения. И так же, как в природе жизнь корректирует и совершенствует формы эволюционного развития, практические действия будут способствовать совершенствованию инноваций.

Ребёнок развивается и учится не только в школе, но и по месту жительства. На Востоке существует веками испытанная традиционная форма самоорганизации и самоуправления – махалля, потенциальные возможности которой в формировании полноценной личности, особенно детей и молодых людей, сегодня значительно расширяются в связи с Президентским указом об установлении функции молодёжных лидеров в махаллях.

При этом важно участие многоконфессионального духовенства в нравственно-воспитательной, педагогической и научной работе, в том числе в качестве руководителей и оппонентов дипломных и научных работ. Важной темой является разработка принципов и форм расширения Модели просвещённого ислама в мусульманском мире и в странах многоконфессиональных, их гармонизация, с поддержкой представителей других конфессий, на основе платформы общих ценностей. Целесообразно проведение совместных многоконфессиональных научных и практических конференций по принципу мозгового штурма с участием духовных преподавателей и наставников из разных конфессий для разработки общих методов и форм работы с населением.

Большую роль в процессе многомерного, многопланового взаимодействия могут сыграть волонтёры и волонтёрские движения.

Такие инновации в духе времени и в духе опубликованных президентских реформ и структурных композиций.

О жизнеспособности проекта и его инновационных методов и форм работы

О жизнеспособности самоорганизованного и самофинансируемого из моей обычной пенсии проекта свидетельствует факт, что в его работе принимают добровольное участие представители всех основных структур гражданского общества Узбекистана, а также международные организации. Это культурные, религиозные, национальные и махаллинские центры, дети, молодёжь и взрослые, школьники и студенты, участвующие и как зрители, и как исполнители. При этом не ограничивается их взаимопроникающее взаимодействие и взаимное вхождение в структуры друг друга при соблюдении принципа гармонии и смысла. Проект поддерживают своим участием в его презентациях ведущие деятели культуры и искусства Узбекистана, волонтёры, международная и дипломатическая общественность. На протяжении всех 12 лет деятельности проект поддерживает Посольство Чешской Республики в Узбекистане. В деятельности проекта участвовали студенты и преподаватели школ и вузов, артисты, композиторы, режиссёры, художники, журналисты, общественные деятели, служители и прихожане духовных институтов и т.д. следующим образом:

Гражданское общество и его институты: Международный Женский Общественный фонд «Женщина Востока», Республиканский Интернациональный Культурный центр Узбекистана, Государственная библиотека им.А.Навои, Союз композиторов и бастакоров Узбекистана, литературные и музыкальные клубы «Майсара», «Арча», «Данко», Республиканский центр культуры и досуга, национальные культурные центры России, Татарстана, Израиля, Азербайджана, творческие детские и молодёжные студии махаллинских комитетов (органы местного самоуправления);
Международное сотрудничество: Посольство Чешской Республики и Посольство Азербайджана в Узбекистане, Издательство Российского Союза писателей, волонтёрские движения, представленные через Россотрудничество;
Культура, Искусство, Образование: Государственный Академический Большой театр им. А.Навои, Государственная Консерватория Узбекистана, Театр «Ильхом», Театр ОДО, Государственный театр оперетты (комедии), Республиканская Специализированная Музыкальная школа им.Успенского, Государственная школа хореографии и национального танца, Джазовый ансамбль братьев Сафаровых, Арча-клуб авторской песни и поэзии, Литературно-творческое объединение «Данко» при Россотрудничестве, школы, центры культуры, клубы, детские и молодёжные коллективы музыкального, литературного, песенного и декоративно-прикладного творчества;
Религиозные институты христианские (католическая, православная и протестантская церкви), мусульманские, иудейские;
Средства массовой информации и издательства, интернетные порталы и сайты.

Несколько практических примеров и предложений 

Используя предложенные формы «народных академий», можно раздельное обучение разным видам искусств объединить философской или научной темой, инициирующей к размышлению и сотворчеству.  Следующим шагом станет социализация плодов творческого отношения к теме и презентация с пользой для общества. Например, лекцию об искусстве ренессанса можно представить комплексно, в музыке, живописи, скульптуре, архитектуре, литературе, театре, философии, организовать совместный для специализированных школ, интернатов и гимназий мастер-класс и подготовить мультимедийное художественно-просветительное мероприятие, заинтересовать учащихся возможностью представить их выступления на лекциях в музее искусств, в доме культуры, на школьных и студенческих конкурсах, фестивалях, конференциях…

Предлагаю несколько тем для аудитории школьного уровня с использованием инновационных форм «народных академий», участниками которых может быть преподавательский коллектив, дополненный стажёрами из педагогического университета+народная академия из учащихся, молодёжных лидеров из махаллей и волонтёров+ презентация в форме выставки, школьной конференции, выступления в музее, доме культуры, в махалле и т.д.:

* «Ренессанс в философии, живописи, скульптуре, музыке, театре, архитектуре разных стран мира –  общее и специфическое. Собственные творческие работы учеников и преподавателей в духе и стиле ренессанса».

* «Связь философии просвещенного ислама и философии Ренессанса, их представители и творчество. Пути и способы многоконфессиональной, многонациональной и многокультурной гармонизации».

* «Леонардо да Винчи – многопрофильность его художественных, физико-математических и естественно-гуманитарных талантов, их взаимодействие и вклад в развитие общества».

*Вклад в сокровищницу философии Ренессанса многопрофильного творчества и наследия Абу Якуб аль-Кинди (801- 873), Аль-Фараби (870-951), Аль-Бируни (973-1048), Авиценны (Абу Али ибн Сина, 980-1037), Алишера Навои (XIV век) и других.
* «Что общего между творчеством живописцев Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Тициана Вечелло, Эль Греко, Иеронима Босха и Питера Брейгеля, скульпторов Пизано, Донателло и Микеланджело,  писателей  Уильяма Шекспира, Франческо Петрарки, Мигеля де Сервантеса, Франсуа Рабле, Лопе де Вега, Педро Кальдерона и композиторов И.С.Баха, Антонио Вивальди, Георга Генделя ? Предлагаем расширить список известными личностями истории и современности разных стран, его анализ и синтез».
– «Влияние разных исторических стилей на современное искусство».
– «Чем вызвано устремление искусств разных стилей, жанров, наций, эпох навстречу друг к другу? Как это проявляется в современном искусстве и культуре Востока, Центральной Азии, Узбекистана? В искусстве народов Российской Федерации?  В культуре и искусстве стран Востока, Запада, Севера и Юга? Как это можно связать с построением Третьего Ренессанса человечества?»

Предлагаю далее несколько тем для курса лекций в университетах и для дипломных, магистерских и научных работ, с ориентацией на их включение в международный семинар, конференцию, с последующим опубликованием в сборнике, а также для международного сотрудничества в области научной, научно-исследовательской и образовательной деятельности в рамках единой платформы и глобальной международной аудитории научно-исследовательского пилотного проекта «Планета – наша общая Родина», с синергией физико-математических, естественных, технологических и гуманитарных наук:

* Долгий путь к единению человечества: от шумеров, египтян и греков, от философии Древнего Востока и Европейского Возрождения к современности. Анализ исторического развития мировых философий, религий, науки, искусства, их взаимоотношений и влияния на историческое развитие. Философии и философы. Роль и судьбы народных масс и человеческой личности. Синтез общезначимого прогрессивного опыта истории. Возможность Третьего Ренессанса человечества.

* Преемственность и развитие эволюционного опыта философии от шумеров и греков, Китая и Индии к универсальности и разносторонности мастеров двух Возрождений. Синтетический анализ творчества и наследия
 Абу Якуб аль-Кинди (801- 873), Аль-Фараби (870-951), Аль-Бируни (973-1048),
Авиценны (Абу Али ибн Сина, 980-1037), Алишера Навои (XIV век),
Леонардо да Винчи (1452-1519) Микеланджело (1475-1564) и других по собственному выбору аудитории.

* Конвергенция физико-математических, естественных и гуманитарных наук, науки о природе и науки о духе. Единая научная картина мира. Преодоление фрагментарности мышления и практического опыта, ведущих к деформации действительности и к хаотическому пути исторического развития.

*  Общие принципы эволюции природы и человеческого общества, их целостности и метаболизма в процессах самообновления, самоорганизации и мобильной вариантности структур. Теории Ф.Бэкона и Р.Декарта, «Общая теория систем Л.Л.Берталанфи, И.Пригожина, нобелевских лауреатов. «Народные академии» проекта «Планета – наша общая Родина» к идеям, стимулам, формам познания и самоорганизации в формировании социального партнёрства граждан, общества и государства.

*  Категория будущего как необходимый компонент философии устойчивого развития мира. Стратегия мышления и действий, многоплановость и всеохватность социологических взаимосвязей в проектировании. Личность и роль волонтёра, формы участия волонтёрских движений в реализации проектов.

* Миротворчество как синергетическое формирование единой идеологии мира во взаимодействии древней философии Востока, Модели просвещённого ислама, классических и современных, евроатлантических и российских, философий как основы для мирового консенсуса.

*  Метаэтический моральный универсализм, синергетика общих моральных ценностей, заключённых в гуманных религиях и философиях мира, её роль в создании единой научной картины мира.

* Толерантность как синергетическая интеграция общезначимых ценностей во взаимодействии науки, религии, философии, культуры и этики в процессе взаимообучения, самоорганизации и сотворчества, направленных на гармонизацию межчеловеческих, многокультурных, многоконфессиональных и многонациональных отношений.

* Совместная теоретическая и прикладная разработка единой стратегии, тактики и практического многоконфессионального взаимодействия учёных, преподавателей и наставников из духовенства в единстве с формами и процессами в области воспитания, образования и культуры в учебных заведениях и по месту жительства с использованием модели «народных академий».

*  Познание как непрерывное творение мира в процессе взаимообучения, самоорганизации и сотворчества, направленного на практическое решение социальных задач. Инновационные методы, формы и механизмы социализации населения, аппликованные проектом «Планета – наша общая Родина» в 2009-2022 гг, их роль в системе социальных связей граждан, общества и государства.

* Всеохватное системно-структурно-сетевое сопряжение как условие целостности общественного организма и его сфер в процессе единения наук о природе и наук о духе, как необходимое условие создания программы для саморазвивающегося Искусственного Интеллекта.

* К использованию инновационных принципов, методов и форм во взаимодействии с цифровыми технологиями в сферах образования, культурологии, экономики, экологии, здравоохранения и других.

*  Анализ опыта евроатлантического мультикультурализма и демократии, во взаимодействии с восточными общинными и другими формами самоуправления, включая «махалли». Синтез их форм и принципов на основе общезначимых этических и материальных ценностей. Роль молодёжных лидеров, духовных пастырей, волонтёров и «народных академий» в этом синергетическом процессе.

*  Культурно-просветительные методы и формы работы в странах, обществах и группах разной культуры и образованности, возможности взаимодействия, интеграции и развития. Использование культурно-просветительных и демократических форм работы из опыта многонациональных евроатлантических стран, а также республик и областей Российской Федерации. Опыт Чешской Республики и сотрудничество с её институтами образования, культуры и науки.

*  Международное сотрудничество в дальнейшем развитии научно-исследовательского естественно-гуманитарно-технологического проекта на единой платформе общезначимых ценностей, в единой глобальной международной аудитории, с использованием и дальнейшей разработкой апробированных инновационных методов и форм. Участники научно-исследовательского эксперимента как его субъект и объект одновременно. Возможность и уникальность всеохватного международного эксперимента, проводимого в условиях нелинейности, открытости и разветвлённого взаимодействия, в процессе взаимообучения, самоорганизации и сотворчества.

*  Международное перманентное сотрудничество в разработке дипломных, докторских и научных работ к указанным и другим темам проекта, международные семинары и конференции в единой многоконфессиональной и мультикультурной аудитории мира, с платформой общезначимых ценностей, издание научно-методических сборников для междисциплинарной системы образования; перманентный «круговорот» идей и их наполнения, теории и практики, образования и практического развития регионов и стран Планеты в форме открытого научного естественно-гуманитарного исследования и аппликации предложений к созданию единой научной картины мира с единой идеологией и философией Нового Ренессанса.

Адель Чилякова

2022.02.06