Узбекистан на Великом шелковом пути

Натуральные или химические волокна?

архивное фото

На видеоселекторном совещании под председательством Президента 27 октября были обсуждены меры по развитию кластерной системы в сельском хозяйстве.

Отмечено, что в хлопководстве эта система за короткое время создала основу для больших изменений, поэтому важно расширить возможности кластеров для повышения производительности.

Хлопководство обеспечивает существование более 100 миллионов семей в 75 странах на пяти континентах. Эта ценная техническая культура занимает всего 2,1 процента пахотных земель, однако она удовлетворяет 27 процентов мировых потребностей в текстиле.

Правда, согласно анализу состояния хлопководства, проведенному специалистами Международного координационного комитета по хлопку, спрос в мире на хлопковое волокно, а, следовательно, и доходы его производителей, стали значительно ниже, чем спрос на искусственное волокно, который продолжает расти.

Тем не менее хлопок имеет большое значение в мировой торговле, так как является базой и важным промежуточным звеном для текстильной промышленности.

Как отмечают специалисты, в перспективе мировой урожай хлопка будет расти медленно, так как производство смещается от стран с относительно высокой урожайностью, особенно из Китая, в страны со сравнительно низким уровнем отдачи гектара хлопковых плантаций. Нехватка воды и изменение климата ограничивают их усилия в данном направлении.

В Узбекистане за последние годы площади под хлопчатник были сокращены на десятки тысяч гектаров.

По расчетам специалистов, постепенное сокращение посевных площадей приведет к снижению целевого внутреннего производства хлопка-сырца примерно до трех миллионов тонн в год.

Однако это не должно вызывать опасений, так как является результатом целенаправленных и последовательных реформ в сельском хозяйстве.

Высвобожденные из-под хлопчатника площади отводятся под выращивание зерновых и других сельскохозяйственных культур.

Руководством страны взят курс на углубление внутренней переработки хлопка. Гораздо выгоднее, организовав текстильные производства, выпускать и экспортировать пряжу, ткани или готовые изделия, имеющие более высокую добавленную стоимость.

Поэтому в стране созданы специализированные кластеры, представляющие единые комп­лексы по выращиванию хлопка, переработке его в волокно и производство разнообразной текстильной продукции.

Около 60 процентов хлопка местного производства уже перерабатывается внутри страны сотнями современных предприятий, занимающихся текс­тильным производством и выпуском продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе и на экспорт.

По данным ассоциации «Узтекстильпром», в 2018—2021 годах в отрасли реализована программа диверсификации и модернизации стоимостью 2,5 миллиарда долларов. Производство текс­тильной продукции планируется увеличить в 2,6 раза, объем экспорта к 2025 го­ду — в 4,7 раза, до 7,1 миллиарда долларов.

Говоря о современных тенденциях, мощное вторжение химических волокон в текс­тильную промышленность привело к снижению доли хлопка на мировом рынке текстиля.

По данным «Chemical Fibers International», в 2015 году в мире было произведено 69,5 миллиона тонн химических волокон, в прошлом году — 83 миллиона тонн, в 2025 году этот показатель достигнет 103 миллионов тонн. Только в Китае, по оценкам Международного консультативного комитета по хлопку, производство химических волокон составило 66,7 миллиона тонн.

Странам-производителям хлопка нельзя допускать большего увеличения разрыва между ценами на хлопок и химическое волокно.

Для этого нужно снизить издержки производства и повысить рентабельность в хлопководстве.

Частью решения данной проблемы является увеличение инвестиций в совершенствование агротехнологии производства хлопка.

К примеру, те сорта хлопчатника, которые за последние четверть века были рекомендованы для посева в регионах республики, при надлежащей агротехнике могли обеспечить урожайность не менее 40—45 центнеров хлопка-сырца с гектара.

Однако такого результата не удалось добиться как раз из-за несоблюдения технологии.

Подчас производители и потребители химических волокон пытаются представить хлопок в негативном свете, мол, он в отличие от искусственных волокон наносит ущерб окружающей среде, поскольку само выращивание хлопчатника требует применения большого количества минеральных удобрений, химических средств защиты растений, дефолиантов, а также много воды для полива.

При этом умалчивается, что хлопок имеет важные природные свойства, что, помимо волокна, из него получают многие виды другой продукции, в том числе и для обеспечения продовольственной безопасности, и что от хлопководства зависят доходы миллионов людей в тех странах, где производят это ценное сырье.

Ренат НАЗАРОВ,
заслуженный работник сельского хозяйства
Узбекистана, профессор,

Журахон АБДУЛЛАЕВ,
главный специалист Национального центра
знаний и инноваций в сельском хозяйстве.

Источник:

https://xs.uz/ru/post/naturalnye-ili-khimicheskie-volokna

2021.10.29