Узбекистан на Великом шелковом пути

“НА СЦЕНУ ПРИХОДИТ ОПЕРА…”

Музыка стоит так высоко, что разум не в силах

приблизиться к ней, она оказывает действие, подчиняющее

себе всё, и никто не в состоянии точно уяснить себе его природу

Немецкий поэт, мыслитель, философ Иоганн  Гёте

5 мая в малом концертном зале Комитета по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными связями при Кабинете министров Республики Узбекистан  состоялась встреча  членов Белорусского культурного центра «Свiтанак»  города Ташкента с творческим коллективом Государственного Академического Большого театра Узбекистана имени Алишера Навои.

Целью встречи с  творческим коллективом  Государственного академического большого театра имени Алишера Навои  была беседа со зрителями о той работе оперных певцов, которая не видна зрителю, о творческой работе над партиями,  достижениях, новых интересных проектах, планах и сюрпризах, которые ждут зрителей  в следующем театральном сезоне. 

Встреча “На сцену приходит опера…” предложила зрителям взглянуть на оперное искусство глазами постановщика и исполнителей, понять, как эмоции, которые невозможно выразить словами, можно выразить пением.

Перед началом встречи, на входе в концертный  зал всем зрителям вручали красочные программы, очень любезно подготовленные А.  Е. Слонимом.

Председатель Белорусского культурного центра «Свiтанак» Светлана Дудюк начала встречу с представления собравшимся  приглашённых участников.

Во встрече  приняли участие.

     Ведущий режиссёр – постановщик Государственного академического большого театра имени Алишера Навои, Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан, магистр и заслуженный художник Международной ассоциации «Искусство народов мира» и кавалер ордена ассоциации – Андрей Евсеевич Слоним.Но не звания и награды делают его известной личностью и активным участником большинства культурных событий Узбекистана. Его имя неразрывно связано с искусством. Театр стал его жизнью. Помимо множества, поставленных им на разных сценах спектаклей и концертных композиций, А. Е. Слоним является автором сценографий ко многим оперным постановкам, осуществил немало интересных театрализованных вокально – поэтических композиций, вечеров романсов и песен – ретро, памятных концертов, посвящённых выдающимся личностям мировой и узбекской культуры.

Многие оперные певцы с мировой известностью могут назвать его своим учителем. В том числе и пришедшие на встречу ведущие солистки Государственного академического Большого театра Узбекистана им. Алишера Навои:  

Лауреат Международного конкурса«Романсиада» 2004 года в г. Чимкент (Казахстан)АнжеликаМухаметзянова(лирико – колоратурное  сопрано);

    лауреат и дипломант международных и    республиканских конкурсов Анастасия Юдина (меццо – сопрано),  имеет большую программу камерных произведений, выступая на концертах.

Музыкальный руко­водитель и концертмейстер (партия фортепьяно) оперной труппы ГАБТа им. А. Навои, композитор, соавтор всех  поэтическо-музыкальных  концертных программ А. Е. Слонима –  Людмила Васильевна Слоним.

После представления участников встречи, право вести программу было предоставлено А. Е. Слониму и это был увлекательный рассказ об искусстве оперы, о творчестве, о жизни.

Опера – один из самых душевных видов исполнительского искусства, как жанр существует уже почти 500 лет. Театр – дело живое. В опере повторяются только ноты и ньюансы, предусмотренные композитором. Спектакль каждый раз новый.

В мире существует множество оперных направлений и стилей. Четыре из них : итальянское, давшее ей рождение и развитие, французское, немецкое и русское –  были представлены в подготовленной концертной программе.

Открыла программу «Сегедилья» Кармен из одноимённой оперы  великого французского композитора Жоржа Бизе в исполнении Анастасии Юдиной. Несмотря на отсутствие декораций, высокие потолки и пространство зала создавали впечатление простора городской площади и голос свободолюбивой Кармен, безудержной в своих порывах, звучал  сочно, темпераментно, зачаровывая слушателей.

Русская опера была представлена «Царской невестой» Н. А. Римского-Корсакова.

«Царская невеста» — девятая опера Н. А. Римского-Корсакова. В основу драмы положен исторический (хотя и малоизвестный) эпизод женитьбы  царя Ивана Грозного. Скучая вдовством, Иван Грозный уже давно искал себе третью супругу. Из всех городов свезли невест в Слободу, и знатных и незнатных, числом более двух тысяч: каждую представляли ему особенно. Он  долго сравнивал их в красоте, в приятностях, в уме; наконец предпочел всем Марфу Васильеву Собакину.

В своём произведении Римский-Корсаков показывает, как ненависть разрушает красоту, духовность. Даже представительницы прекрасного пола, втянутые в роковые обстоятельства, становятся носительницами зла, как это случилось с героиней оперы – Любашей. Она приревновала красавицу Марфу к своему возлюбленному Грязному и решила устранить мнимую соперницу, отравив её. Марфа об этом даже не подозревает. Она уходит из жизни, так и не поняв, за что её сгубили. Её «вина» лишь в том, что она прекрасна, незаурядна, слишком чиста и устремлена душой к самому Высшему. И поэтому её уход из жизни трагически предопределён…

Ария Марфы, в трагическом помутнении рассудка устремлённой к светлой красоте и радости встречи с любимым в прекрасном саду Мечты,– с особым чувством прозвучала в исполнении АнжеликиМухаметзяновой, а арию Любаши, трагически сломленной сознанием того, что её возлюбленный – боярин Грязной – готов её покинуть ради страсти к неизвестной девушке – вдохновенно  исполнила Анастасия Юдина.

Анжелика Мухаметзянова  удивила в совершенно другом стиле и жанре произведения, предельно выразительно изобразив   механическую  куклу Олимпию, из оперы «Сказки Гофмана» французского композитора Жака Оффенбаха.

Беззвучной ролью подыграл Андрей Слоним, сыгравший изобретателя Спаланцани, сделавшего своими руками прелестную механическую куклу Олимпию.  На балу, где её  показывают гостям,  Олимпияпоёт куплеты, у неё кончается завод и Спаланцани приходиться постоянно заводить куклу.

В продолжении музыкальной части АнжеликаМухаметзянова проникновенно исполнила особенный, соединяющий земную красоту природы с  божественным началом романс Сергея Рахманинова на стихи Глафиры Галиной  «Здесь хорошо!..». А Анастасия Юдина очень задорно  спела известную русскую народную песню «Валенки», напомнив о своеобразной значимости этой песни в суровые годы войны, когда она жизнелюбием и задором укрепляла души многих и многих будущих героев.

Итальянская опера была представлена сценой и дуэтом Лючии (Анжелика Мухаметзянова) и Алисы (Анастасия Юдина) из оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур», ставшей эталоном эпохи бельканто и входящей в тридцатку самых исполняемых опер мира.

Часто говорят, что «Лючия ди Ламмермур»  – один из вариантов истории, т. к. сюжет действительно поразительно похож на суть «Ромео и Джульетты». В обоих случаях родовая вражда двух кланов и роковая любовь Лючии к врагу её рода Эдгару. И там, и тут  попытки ближайших родственников устроить выгодный брак героини в угоду их собственным интересам. И там, и тут – предопределённый трагический финал.

Гармоничное созвучие голосов в дуэте Анжелики Мухаметзяновойи Анастасии Юдиной казалось достигло особого предела. Две певицы, две индивидуальности, два типа голоса – сопрано и меццо-сопрано раскрывали,  и по очереди, и вместе, разнообразные нюансы состояний души, они жили каждым моментом и каждой исполненной нотой. И зал, встречая буквально каждый номер горячими аплодисментами, это  выступление встретил долгой овацией.

Хотя  концертная программа состояла всего из семи номеров, но выбор исполненных произведений, благодаря  комментариям А.Е. Слонима, позволил зрителям ощутить разнообразие стилей оперы, и в тоже время вся программа была  весьма цельной по замыслу. Цельность композиции этого концерта, в котором умело сочетались произведения разных стилей, жанров, способов исполнения – предстала во всей полноте замысла автора композиции и режиссера Андрея Слонима и музыкального руководителя и концертмейстера Людмилы Слоним. Зрители особо отметили неразрывный ансамбль талантливых и обаятельных певиц и концертмейстера Людмилы Слоним.

Артисты ГАБТ заставили пережить зрителей вместе с ними красоту возвышенных чувств, свойственных классическим ариям европейской и русской оперы.

         Название  мероприятия «творческая встреча» объясняется тем, что после концертной программы состоялся интересный доверительный диалог со зрителями об оперном театре, как одном из высших театральных жанров, как о символе высшей культуры любой страны и народа.

Было задано много вопросов, но можно выделить несколько наиболее интересных. Все вопросы были обращены к А. Е. Слониму.

«Вы оперный режиссёр, а какими качествами должен обладать постановщик оперы?»

–Важно многое. Надо быть музыкантом, способным слушать и слышать музыку. Нужна способность видеть музыкальную драматургию, Человек этой профессии должен обладать нестандартным мышлением, высоким интеллектом, он должен видеть то, чего не видят другие.

Но я не сразу стал оперным режиссёром. Мой отец, Евсей Моисеевич Слоним, архитектор, профессор архитектурного факультета Ташкентского педагогического института, был страстным любителем оперы, в нашем доме всегда звучала музыка и к шести годам я знал наизусть почти весь классический оперный репертуар. Но несмотря на любовь к музыке, после окончания школы я поступил в ТашГу на физический факультет и проучился там 4 года, имел даже публикации, по радиоэлектронике. Но потом любовь к музыке взяла своё и я закончил Ташкентский театральный институт.

 «Как Вы относитесь к тому, что сейчас многие режиссёры, ориентируясь на современного зрителя переносят действие оперы в настоящее время. К примеру, в 2018 году в Национальном театре оперы и балета Беларуси в Минске,  приглашённым знаменитым режиссером Александром Титель,  художественным руководителем и главным режиссером оперной труппы Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко была поставлена опера «Богема»» Джакомо Пуччини. Действие «Богемы» Титель переносит в 1910—1920-е годы и решает оперу в эстетике доминировавшего тогда модернизма. Свое решение режиссер объясняет тем, что буквально через десять лет после мировой премьеры оперы, которая состоялась в 1896 году, по Парижу прокатились скандальные выставки, на которых засверкали имена Шагала, Сутина, Малевича и других художников. Титель уверен, что герои «Богемы» — и есть те художники, знаменитые сегодня. Пространство спектакля буквально насыщено работами Дали и Пикассо, Сутина и Шагала.»

– Оперные произведения необыкновенно разнообразны и по драматургии и по правилам «бытия» своих героев. Да, «Богема» Пуччини, повествующая о жизни молодёжи французского Монмартра середины позапрошлого века – вполне представляема и в стиле нашего времени. Законы любви, жизненных перипетий, трагических недугов героинь – вполне возможны сегодня и не исказятся в изложении современной формой. Таких произведений достаточно много. Но… Но есть особая природа драматургии в которую нельзя варварски и дилетантски внедряться, разрушая саму её суть. Вот великий «Евгений Онегин»  П. И. Чайковского по великому роману в стихах А. С. Пушкина. Секрет его удивительной драматургии в том, что и музыкальная драматургия, и законы жизни героев по ним – НЕОТДЕЛИМЫ ОТ ВРЕМЕНИ ДЕЙСТВИЯ И ЗАКОНОВ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ в эпоху ломок грёз, поэзии усадеб. Попробуйте пошло овульгарить образ Татьяны или Ленского современным имиджем и совершенно иным строем души – и прекрасное здание спектакля даст трещины по всем швам. Другое важное заключение в том, что именно в «ЕВГЕНИИ ОНЕГИНЕ»  и Пушкин и Чайковский дали нам сегодняшним, удивительное, жестокое предостережение против опасности ОПУСТОШЕНИЯ ДУШ. Вспомним, как играя в «Байронического героя», Онегин равнодушно наносит жестокий удар горячему порыву Татьяны, а позже, без видимых причин малодушно убивает своего друга Ленского…  И Ленский обречён в непонимании своей личности многими иными, кто, опустошив свои души, не желает в упор принять его поэтичное несходство со всеми другими.  Да и Татьяна, став знатной княгиней, мучительно переживает и потерю ПРОСТОТЫ излучения своей души, вынужденные светскую холодность и равнодушие, и жизнь с супругом, которого она глубоко уважает, но полюбить никогда не сможет..

А вульгарные постановочные искажения великих оперных спектаклей стали сегодня, – увы! – печальным распространённым явлением, варварски опустошающим и души зрителя, и исполнителей.

Представьте «проекцию» такой «концепции» на наш родной сюжет – прекрасная Ширин в бикини ждёт Фархада. А вот и он – НА ЭКСКАВАТОРЕ И В РАБОЧЕМ КОМБИНЕЗОНЕ ПРИЕХАЛ, ЧТОБЫ ДРОБИТЬ СКАЛЫ

Что, оторопь пробрала? А ведь именно ТАК ставят многие оперы многие недалёкие и непрофессиональные «постановщики», которым нужен лишь дешёвый скандал, а не истинная жизнь прекрасных героев…

Путь к постижению драматургии оперы один – осторожно, КАК САПЁР НА МИННОМ ПОЛЕ – углубляться в музыкальную драматургию автора, с его интонациями, темпами, высотой нот, событийностью.  И СОЧИНЯТЬ  спектакль, пытаясь ВОЗВЫСИТЬСЯ до уровня оригинала, а не СНИЖАТЬ его до собственного убожества души…

В заключение встречи Андрей Евсеевич сказал: «Опера – это взаимодействие музыки, слова и пластики, взаимодействие звука и слова Голос живой инструмент внутри певца, благодаря ему доноситься до зрителя всё, что герои переживают на сцене. Музыка дарит добро, человечность, она боготворит уникальность женской красоты и поэзию Чувства. Я хочу, чтобы люди приходили в театр, научились слушать оперу, полюбили её. А любовь к высокому искусству – это признак культуры нации.»

После встречи артисты ГАБТ им. А. Навои вместе с Андреем Слонимом ещё долго прощались с не отпускавшими их зрителями. Публика восторженно благодарила за высокий уровень мастерства, за искренность и доверительность. «Приходите к нам еще, мы будем рады!» – звучали голоса зрителей.

Отзывы зрителей лишний раз показывают, что искусству присущ величайший дар – объединять нации и народы, даря каждому желающему шедевры мировой культуры, делающие наши души чище, а окружающий мир – понятнее и живее.

«Большое спасибо, за организацию встречи. Я не раз бывала на выступлениях в Епархии и музыкальных гостиных, но все равно, каждый раз это как подарок! Получила огромное удовольствие! Ещё раз, благодарю!»

 «Я правду говоря не поклонник оперы,  просто  наверно не понимаю, но сегодня я получила массу удовольствие, послушать это в живую. Большое спасибо организаторам.»

 «Андрей Евсеевич, Вы, не только талантливый режиссер, но и настоящий просветитель.»

 «Спасибо Вам за организацию праздника души!!! Слоним Великий мастер своего дела!!! С  огромным удовольствием слушала исполнения оперных певиц!!!Такие встречи вдохновляют и внутренне обогащают!!!»

         «Спасибо за позитивную и познавательную встречу. Я к сожалению редко слушаю оперу, но песня в живую это всегда прекрасно.»

 «А я ещё ни разу не была в оперном! А сидела, слушала и мурашки бегали по всему телу…. и даже прослезилась…. вот не ожидала!»

Праздничность этой прекрасной встречи  надолго останется в душах и выступавших, и слушавших. И пусть подобных взаимообогащающих встреч будет как можно больше, пусть снова и снова поклонники оперного искусства узнают все ближе богатство творческого потенциала наших замечательных артистов – и в ответ радуют своими кумиров  полными залами!

 

Светлана  Дудюк

Фотографии Асадбек Бобожонов

5 мая в малом концертном зале Комитета по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными связями при Кабинете министров Республики Узбекистан  состоялась встреча  членов Белорусского культурного центра «Свiтанак»  города Ташкента с творческим коллективом Государственного Академического Большого театра Узбекистана имени Алишера Навои.

источник: http://kultura.uz/view_4_r_16482.html?fbclid=IwAR1ubCSAZ-YABDZDjQbqXscJNO0dN-4p-W2AusypGwttuNBDX2XEQJSOQ4g. 11.05.2021

2021.05.12